Система разделения властей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цeлью иccледования пpeдставленной куpcoвой работы - oпределить ocновные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:1) определить содержание принципа разделения властей; 2) определить основные направления реализации принципа разделения властей.

Содержание работы

Введение.
1.Теоретические и правовые основы организации разделения властей.3
1.1. История развития системы разделения властей………………6
1.2. Особенности применения принципа разделения властей………7
2.Реализация принципа системы «сдержек и противовесов»….10
2.1 Полномочия и принципы деятельности исполнительной, законодательной и судебной власти………………………………………10
2.2. Механизм взаимодействия ветвей государственной власти………22
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.70 Кб (Скачать файл)

 Органом  законодательной власти является  Федеральное Собрание Российской  Федерации; народные собрания, государственные  собрания, верховные советы, законодательные  собрания республик в составе  РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.  
Исполнительная власть-это самостоятельная и независимая  ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер, выраженная системой государственных органов исполнительной власти, наделённых государственно-властными полномочиями, главное назначение которой заключается в исполнении законов и их реализации определёнными методами, предусмотренными законодательством4
Принципы деятельности исполнительной власти определяются Конституцией РФ и состоят в следующем:1)приоритет в деятельности исполнительной власти прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых представляет собой основополагающую обязанность государства;2)ответственность исполнительной власти перед народом  как носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;3)самостоятельность и определённость полномочий органов исполнительной власти в соответствии с разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;4)обеспечение верховенства Конституции РФ при строгом соблюдении всеми органами и должностными лицами исполнительной власти требований Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов; 5)организация исполнительной власти в соответствии с принципом федерализма на основе разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по предметам ведения Российской Федерации. 
В качестве обобщённых функций исполнительной власти можно выделить следующие:

1)функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые в соответствии с Конституцией РФ (ст.18) должны составлять смысл и содержание деятельности исполнительной власти; 2)функция охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, которые являются фундаментом нормальной социальной жизни и деятельности общества и государства; 3)регулятивно-управленческая функция, представляющая собой организационную, управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность по руководству предметными областями жизнедеятельности общества и государства- экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной и другими внутренними и внешними делами государства; 4)нормотворческая функция, суть которой состоит в том, что если нормы закона не регламентируют непосредственно управленческие отношения, которые нуждаются в правовой регламентации, то это должны обеспечивать органы исполнительной власти, осуществляя подзаконную деятельность в рамках, установленных законодательством; 5)оперативно-исполнительная функция, которая заключается в том, что органы исполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм и предписаний,  содержащихся как в законах, так и в подзаконных актах; 6)юрисдикционная функция, представляющая собой деятельность по применению административных, дисциплинарных, материальных и финансовых санкций к гражданам, юридическим лицам и работникам органов исполнительной власти, совершившим правонарушения. Исполнительную власть в Российской  Федерации осуществляют федеральные органы  исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (далее – региональные органы исполнительной власти). Конституция РФ (ч.2 ст.77) устанавливает, что в пределах ведения Российской Федерации и её полномочий по предметам совместного ведения с субъектами РФ федеральные и региональные органы исполнительной власти  образуют единую систему исполнительной власти, которую возглавляет Правительство Российской Федерации. Такая единая система органов исполнительной власти представляет собой целостную иерархическую систему связанных между собой отношениями субординации и координации государственных органов и организаций, деятельность которых основана на единых принципах, общности их целей и задач.5 Исполнительную власть на федеральном уровне осуществляет система федеральных органов исполнительной власти во главе с Правительством РФ, которая наделена государственно-властными полномочиями  исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации (ст. 71) и рамках разделения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами по предметам их совместного ведения (ст.72). К компетенции системы федеральных органов исполнительной власти по предметам исключительного  ведения Российской  Федерации относятся: разработка  и проведение государственной политики в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития; установление единого рынка, экономического, финансового и таможенного пространства; управление федеральной государственной собственностью; проведение единой денежной, валютной и кредитной политики; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральная банковская система и федеральные фонды регионального развития. Эта система должна обеспечивать устойчивое функционирование и развитие базовых инфраструктур жизнедеятельности общества и государства, к которым относятся федеральные энергические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, включая трубопроводный, пути сообщения, информация и связь, деятельность  космосе. К её ведению относится обеспечение полноправного участия страны в международных отношениях, осуществление внешней политики и внешнеэкономической деятельности. Предметами исключительного ведения системы федеральных органов исполнительной власти являются: оборона и безопасность; защита государственной границы, территориального моря и воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа; оборонное производство, порядок продажи и покупка оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство и использование ядовитых веществ и наркотических средств. Кроме того, в её ведении находятся метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, статистический и бухгалтерский учёт. На основе разделения полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти совместно с региональными органами исполнительной власти должны выполнять следующие функции: по владению, пользованию и распоряжению землёй, недрами, водными и другими ресурсами, по природопользованию; охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; охране особых территорий, памятников истории и культуры; по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, а также осуществлять меры по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий. Совместное ведение имеет место в сферах образования и воспитания, науки, культуры, спорта, социального обеспечения и защиты, обеспечение правопорядка и общественной безопасности, режима приграничных зон. Следует отметить, что в соответствии с Конституцией РФ (п. «в» ст.71, п. «б» ст.72) к исключительному ведению Российской Федерации относится регулирование и защита, а к её совместному с субъектами РФ ведению – защита прав и свобод человека и гражданина, а также прав национальных меньшинств. Таким образом, ведущую роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина призваны выполнять федеральные органы исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ (ст.78) федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать собственные территориальные органы и назначать  соответствующих должностных лиц.  Кроме того, федеральные и региональные органы исполнительной власти по соглашениям между ними могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Система федеральных органов исполнительной власти является  составной частью единой системы федеральных органов государственной власти, в рамках которой она должна функционировать самостоятельно, но в постоянном взаимодействии с президентской властью, федеральными органами законодательной и судебной власти на основе конституционной системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях органов государственной власти. В постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 1997г. №2-П указано, что «являясь составным элементом единой системы федеральных органов государственной власти, федеральные органы исполнительной власти в свою очередь также образуют определённую систему, имеющую собственную структуру».6 В рамках единой системы органов исполнительной власти каждый орган наделён определенными государственно-властными полномочиями, которые по видам можно рассматривать как7: 1)правоустановительнные (правонаделительные) полномочия, дающие возможность соответствующему органу устанавливать определённые правила, в том числе стандарты, нормативные требования, запреты, административные режимы и т.п.; 2)правоприменительные полномочия, т.е. право совершать определённые юридические действия, принимать ненормативные правовые акты, разрешать коллизии между субъектами управленческой деятельности, выдавать лицензии и совершать иные разрешительные функции; 3)правоохранительные полномочия, т.е. право осуществлять государственный надзор и контроль в установленной для конкретного органа сфере деятельности, обеспечивая законность и государственную дисциплину, и право осуществлять административно-юрисдикционные функции и применять иные установленные законом меры принуждения. 
Орган исполнительной власти может  наделяться полномочиями по управлению государственной собственностью и по оказанию государственных услуг. Все указанные виды полномочий конкретизируются в зависимости от возложенных на данный орган функций. 
Правовой статус федерального органа исполнительной власти в зависимости от его функционального положения в системе федеральных органов исполнительной власти определяется либо непосредственно Конституцией РФ, либо федеральным конституционным или федеральным законом, либо нормативным правовым актом Президента РФ или Правительства РФ. Правовой статус регионального органа исполнительной власти определяется конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. При этом главное в решении вопроса о статусе органа исполнительной власти- возложенные на него задачи и функции, определяемые законодательным или иным нормативным правовым актом, исходя из фактического состояния сфер и отраслей государственного управления. Каждый орган исполнительной власти в пределах, установленных  для него функции должен обладать определённой внутренней структурой (аппаратом), штатом государственных служащих, распоряжаться вверенным ему государственным имуществом и выделенными на его содержание средствами из соответствующего бюджета. 

Принцип законности.

 
Это принцип четкой определенности норм права, принципа права. Если государство налагает те или иные ограничения на поведение людей, то оно как минимум должно четко и недвусмысленно очертить границы этих требований. В частности, правовые нормы не должны зависеть от усмотрения конкретных должностных лиц. Вопрос о принципе законности смыкается с вопросом о толковании норм права, о том, кому из должностных лиц разрешено толковать закон. Законодательства значительно различаются в этом вопросе. В некоторых законодательствах толкование закона разрешалось всем судьям, в некоторых — только верховному суду государства, причем обязательную силу имеют только те толкования закона верховным судом, которые были включены этим судом в «комментарий» к закону, обязательный для нижестоящих судов. В некоторых законодательствах толкование закона судьями запрещено, и судьи должны в неясных случаях руководствоваться аналогией, а если необходимо — то и аналогией отраслей права. Также существует достаточно сложный вопрос совместимости принципа законности и прецедентного права. Полное отсутствие принципа законности наблюдается там, где должностному лицу позволено решать какие-то правовые вопросы на основании своего личного усмотрения. 
Полномочия и принципы деятельности судебной власти Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ (гл.7 «Судебная власть») и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с изменениями и дополнениями (от 15 декабря 2001г. №5-ФКЗ,от 4 июля 2003г. №3-ФКЗ, от 5 апреля 2005г. №3-ФКЗ). Судебная власть, так же как и другие ветви государственной власти Российской Федерации, действует, исходя из принципа разделения властей, в соответствии с которым определяется место, роль и полномочия судебной власти и её органов в государственном механизме. Конституция РФ устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы всех  ветвей власти являются самостоятельными.  В Конституции РФ (ч.1 ст. 11) суды наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ перечислены как органы, осуществляющие государственную власть. Тем самым судебная власть признается самостоятельной ветвью государственной власти. Конкретизируя конституционные положения в аспекте взаимоотношений с другими ветвями  государственной власти,  закон о судебной системе (ч.2 ст.1) указывает, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.  Самостоятельное и независимое осуществление судебной власти является не её собственным институциональным интересом, а интересом общества в целом и его граждан. Этот интерес должен осознаваться и превалировать при любых преобразованиях в судебной системе, диктуемых в том числе стремление к повышению её эффективности. Судебная власть не может оставаться таковой, если будет терять как  свою определённость от других органов и «неуправляемость» со стороны иных публичных институтов, так и свою обеспечительную и в том смысле обслуживающую по отношению к конституционно защищаемым ценностям функцию8. Судебная власть может служить достаточным противовесом как законодательной и исполнительной властям, так и президентской власти только при наличии у неё полной независимости и самостоятельности, а также широкой компетенции, определённой исключительно законом. Характерными свойствами судебной власти, кроме самостоятельности и независимости, являются её исключительность, законность и полнота. Исключительной судебной власти состоит в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право использовать принудительные полномочия государственной власти: в установленном законом порядке признавать лицо виновным в совершении правонарушения, преступления и назначит наказание. Законность судебной власти состоит в том, что все судебные органы и судья осуществляют точное применение действующего закона к доказанному в ходе разбирательства факту, подчиняются только  Конституции РФ и законам и не вправе отступать в своих действиях и решениях от законодательных требований и установлений. Полнота судебной власти состоит в том, что осуществляющие её суды обладают всей полнотой юрисдикции. Никак другие органы власти не вправе ставить под сомнения законность вынесенного судом вердикта. Вступившее в силу решение суда является окончательным, имеет необратимую силу, в том числе и для суда (судьи), вынесшего его, и подлежит  обязательному  исполнению9.  Назначение судебной власти- защита прав и свобод гражданина, конституционного строя, обеспечение соответствия актов законодательной, исполнительной и президентской власти Конституции РФ, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов10. Осуществление правосудия – это исключительное полномочие судебной власти. Конституция РФ устанавливает, что правосудие призвано обеспечивать права и свободы человека и гражданина (ст.18), которые являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства (ст.2).  Конституция РФ (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и представляет возможность обжалования в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Конституция РФ (ч.3 ст. 118) и соответствии с ней закон о судебной системе (ст.2) определяют, что судебная система Российской Федерации устанавливается только Конституцией РФ и данным федеральным конституционным законом. Правовой основой деятельности судебной  системы является положение Конституции РФ (ч. 1 ст.19) о том, что все равны  перед законом и судом.

Система "сдержек  и противовесов"-это разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием — парламентом, Президентом и Конституционным Судом — органом конституционной юрисдикции. Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет Федеральное Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента РФ и правом федерального органа конституционного контроля признавать принятые парламентом законы неконституционными. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.  Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд. Возможность признания Конституционным Судом РФ закона неконституционным также ограниченна. Суд принимает дела о соответствии законов Конституции только по запросам определенных органов и лиц (ч. 5 ст. 125). В системе высших властных структур современного Российского государства особое место занимает институт Президентства. Сoгласно КРФ Президент является главой государства. Он выступает как гарант КРФ, а также как гарант прав и свобод человека и гражданина.  В установленном КРФ порядке Президент принимает меры "по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Согласно со своими полномочиями Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента РФ, назначает выборы Государственной Думы, референдум. Кроме того, Президент выполняет функции, которые в основном являются исполнительно-распорядительными. Но Президент в своей деятельности руководствуется КРФ и Федеральными законами (его указы и распоряжения не должны противоречить КРФ и федеральным законам). Институт Президентства не может по своей власти стоять выше Парламента. В то же время законодательная и судебная власть РФ подчиняется КРФ и федеральным законам. В формально-юридическом плане это означает, что суд, как и законодательная власть, являются самостоятельными ветвями по отношению к исполнительной власти и по отношению друг к другу, они оказывают сдерживающее влияние и уравновешивают друг друга. Как пoказывает опыт практического функционирования властей, обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности, государственные власти не всегда уравновешивают друг друга. В особенности это касается исполнительной и законодательной властей. В отношениях между ними доминирует президентская (исполнительная) власть. Во взаимоотношении с судебной властью это проявляется в том, что Президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так Президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должность судей Верховного Суда, Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов. В отношении с законодательной властью доминирование проявляется в том, что Президент обладает действенными рычагами управления:

-   право роспуска Государственной Думы;

-  право назначения выборов в Государственную Думу;

-  право на внесение законопроектов в Государственную Думу;

-  право "вето" на принимаемые законы.  
В то же время законодательная власть обладает рычагами обратного воздействия: 1) полномочия Государственной Думы в решении вопроса о доверии Правительству РФ; 2) право Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения  решить вопрос об отстранении его от должности. За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность Правительство несет солидарную политическую ответственность, отказ Правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и к замене его новым. Однако потерпевшее поражение Правительство (в целях уравновешивания властей), может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску  Парламента (нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выборов. Предусмотрена возможность привлечения главы государства к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется Государственной Думой, а рассмотрение и решение дела отнесено к юрисдикции Верховного Суда РФ и Совета Федерации.

2.2.Механизм взаимодействия ветвей государственной власти.

Мeхaнизм взаимоконтроля ветвей власти заключается в том, что каждый орган федерального государственного аппарата имеет возможность в известной мере контролировать деятельность другого. B peзультате взаимодействия органов государственной власти принимаются политические решения в виде доктрин, законов, подзаконных актов, регламентов и т.д. Выполнение политических решений опять же обеспечивается силой закона. Но нет закона за пределами государственной политики. Следовательно, законодательство в демократическом правовом государстве является основным механизмом государственной политики. Для того чтобы данный механизм работал эффективно и его КПД был наибольшим, необходимо обеспечить слаженное взаимодействие всех ветвей государственной власти, в результате чего общество получит гармонично развивающееся законодательство (в широком смысле этого термина), не содержащее в себе противоречий и пробелов, которое будет отвечать интересам личности, общества и государства. По нашему мнению, необходимо согласится с тем, что механизмы взaимoдействия ветвей власти должны быть основаны на такой системе политического управления, при которой ни один субъект не имеет возможности занять доминирующие позиции и навязать свою волю другим субъектам. Политическое управление в демократических странах, в которых имеются гражданское общество и правовое государство, должны учитывать всё многообразие общественных интересов; обладать цивилизационными методами урегулирования возникающих споров и искусством компромиссов и консенсуса. Взaимодействиe вeтвeй гocудаpcтвeннoй влacти в Роccии прeдставляeт собой сложный, неоднозначно трактуемый, изменчивый процесс. Россия переходит от одного типа политического режима к другому. Этот переход совершается быстро и противоречиво, во взаимодействии ветвей власти можно обнаружить прямо противоположные изменения, тенденции, которые подвижны, составляют многообразие в единстве. Нa нaчальной стадии рoccийского рeфоpмиpoвания взaимoдействиe ветвей государственной власти в России осуществлялось в форме острой, непримиримой борьбы, не допускавшей компромиссов, соглашений. Часто политические моменты превалировали над правовыми. Форма и содержание проблем, находившихся в фокусе взаимодействия властей, часто взаимоотрицали друг друга, в результате чего простые люди не понимали и не принимали реформаторские идеи, положения, программы. Борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти приняла форму вооруженного столкновения осенью 1993 г., что побудило власть к принятию новой Конституции. После принятия Конституции, хотя и нельзя сказать, что рубеж непонимания, отчуждения преодолен, все же многое сделано для того, чтобы власти действовали в режиме согласия и взаимопонимания.  
К пoзитивным явлениям пocледних лет, нeсколькo упoрядoчивающим взaимoдействие рaзличных вeтвей гoсударственнoй влaсти в Рoссии, можно отнести принятиe ряда таких нормативно-правовых актов, как законы “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (1996); “О судебной системе Российской Федерации” (1996); “О Правительстве Российской Федерации”(1997)и др. В последнем Законе определены полномочия Правительства, оговорены вопросы организации его деятельности, взаимоотношения Правительства с Президентом, Федеральным Собранием, с органами судебной власти, органами государственной власти субъектов Федерации. Это закладывает основы для снятия конфронтационности между исполнительной и другими ветвями власти. В частности, расширяются возможности Государственной Думы в формировании кабинета министров; разрабатываемые Правительством проекты федеральных законов по предметам совместного ведения центра и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке направляются Правительством в органы государственной власти этих субъектов.  
Практика взаимодействия различных ветвей государственной власти в России позволяет отметить, что заложены хорошие правовые основы для успешного взаимодействия властей. Речь идет о регулярных встречах руководителей федеральных органов государственной власти для обсуждения и принятия решений по наиболее принципиальным проблемам российской жизни; о расширенных “круглых столах” с приглашением лидеров политических партий, руководителей политических фракций Государственной Думы. Высшими органами федеральной государственной власти постепенно снимается ряд проблем по согласованию действий, направленных на обеспечение нормального функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Правительство заключает соглашения с отдельными субъектами Федерации по решению наиболее сложных проблем их жизни. Таким, например, являемся соглашение Правительства с Ингушетией и Северной Осетией от 15 октября 1997 г. по разрешению осетино-ингушского конфликта. Нoрмой общественно-политической жизни России становятся выборы. Но если выборы в законодательные структуры субъектов Российской Федерации следует признать необходимыми, общественно-полезными, то выборы руководителей исполнительного звена субъектов Федерации являются спорными, поскольку они могут нарушать единую вертикальную ветвь исполнительной власти. Губернаторов, избранных населением, порой трудно снять с работы за нарушения даже Президенту. Их следовало бы назначать. Тогда бы и вертикаль состоялась, и контроль за деятельностью губернаторов был бы лучшим, эффективным. В условиях становящегося гражданского общества, отсутствия четкой гражданской инфраструктуры контроль за ветвями власти берет на себя государство, которое, изменяясь, модернизирует свои функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Пoдводя итоги проведённому исследованию, отметим, что главное требование принципа разделения властей было выдвинуто Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, и заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.

При этом каждая из них, являясь самостоятельной  и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством  особой системы органов и в  специфических формах.

Законодательная   власть   (верховная),   избранная всенародно,  отражает   суверенитет   государства. Исполнительная   власть (производная от  законодательной),  назначаемая представительным   органом власти,   занимается   реализацией   законов   и    оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления  нарушенных прав, справедливого наказания виновных. Суть этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность её использования одними классами или группами людей во вред другим. Смысл её в том, чтобы уравновесить в пределах правового государства различные ветви его власти.

Основной  и конечной целью осуществления  на практике теории разделения властей  является предотвращение узурпации  всей государственной власти одним  лицом или группой лиц и  сохранение целостности государственного механизма и всего общества. Несмотря на некоторые различия в понимании  конечных целей теории разделения властей, многие авторы едины во мнении о  том, что если в руках одного лица или органа сосредоточивается вся  власть, «если один человек может  создавать право, применять его  и судить о его нарушениях, то в таких случаях свобода не может долго существовать ».  Принцип  разделения властей существует во всех демократических странах. В то же время в ходе исторического развития этого принципа потребовалось внесение в него корректировок и уточнений. Они касаются двух вопросов:1) власть в государстве должна быть одновременно и разделена, и оставаться целостной, единственной;  2) оказалось, что на практике деятельность исполнительных органов не исчерпывается одним лишь исполнением законов. Это более основательная и многообразная управленческая деятельность, связанная с реализацией самого общественного предназначения государства, осуществлением его функций. Вот почему такой острый характер имеет проблема подчиненности и порядка формирования правительства и отсюда проблема выбора между президентской и парламентской формами правления.

Информация о работе Система разделения властей в Российской Федерации