Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:44, курсовая работа
Цель исследования - комплексный анализ подходов ученых к рассмотрению системы законодательства и системы права.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:
- рассмотреть понятие системы права;
- изучить структурные элементы системы права;
- рассмотреть понятие системы законодательства;
- изучить признаки системы законодательства;
- рассмотреть соотношение системы законодательства и система права.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА 5
1.1. Понятие системы права 5
1.2.Структурные элементы системы права 10
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ 18
2.1. Понятие и структура системы законодательства 18
2.2. Систематизация законодательства: формы 23
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СРАВНЕНИИ 35
3.1. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства 35
3.2. Тенденции развития системы права и системы законодательства 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
юридических обязанностей.
Названные особенности
четко проявляются при
В теоретическом плане различают автономный (диспозитивный) и императивный (авторитарный) методы правового регулирования. Автономный метод предоставляет самим участникам правоотношений самостоятельно определять тот или иной вариант поведения в рамках, установленных нормами права. Он характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях. Например, в гражданском праве имущественные отношения регулируются методом равенства и свободного волеизъявления сторон.
Императивный метод характеризу
В каждой отрасли права следует выделять как общие методы правового регулирования, так и свои частные, вытекающие из особенностей регулируемых общественных отношений.
В системе современного
российского права в
1. Во главе всей
системы норм права страны
находится отрасль конституцион
2. Административное право – это область публичного права. Нормы административного права регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. отношения власти и подчинения. Это исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти. Нормы административного права регулируют отношения, устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, систему этих органов, их структуру и полномочия. Административное право устанавливает, какие общественно опасные деяния являются административными правонарушениями, определяет меры административных взысканий за эти проступки и систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
3. Гражданское право – это область частного права. Гражданское право регулирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, подразделяются на вещные, связанные с обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления), и обязательственные отношения, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому. Личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, имеют своим предметом нематериальные блага (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, право авторства). Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов гражданского права.
4. Уголовное право
– это область публичного
5. Процессуальное право
– это область публичного
Помимо названных выше отраслей права, в системе норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, коммерческое право, банковское право, природоохранительное право, криминология, уголовно-исполнительное право и др.
Отрасли права в свою очередь подразделяются на подотрасли и правовые институты. Подотрасль права – часть отрасли права, регулирующая относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений присущим ей методом правового регулирования. Например, в конституционном праве – избирательное право; в природоохранительном праве – горное право, водное право, лесное право; в гражданском праве – жилищное право, авторское право, наследственное право и др.
Правовой институт – это элемент отрасли права, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений 5. Правовые институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевой правовой институт представляет собой однородные группы юридических норм внутри одной отрасли права. Например, в конституционном праве – институт правового статуса личности, в административном праве – институт государственной службы, в международном праве – институт дипломатического права, в гражданском праве – институт обязательств и т.д. Межотраслевые правовые институты объединяют в себе правовые нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Институт избирательного права, например, включает в себя нормы государственного, административного и уголовного права.
Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность».
Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли, В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов 6.
Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее.
Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).
Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.
Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.
Регулятивные институты
направлены на регулирование
соответствующих отношений,
Таким образом,
система права представляет
Разделение системы
права на частное и публичное
право выходит за отраслевые рамки.
Это более крупные, чем отрасль,
структурные образования. Общим для публичного и частного
права является то, что каждое из них объединяет
совокупность однородных по своим признакам
отраслей права: частное – гражданское,
семейное, трудовое право; публичное –
все остальные отрасли права. Разумеется,
это не исключает, а напротив, предполагает
проникновение частных начал в сферу действия
правовых отношений, охватываемых публичным
правом. Например, появилась категория
административных договоров. Вместе с
тем публичные начала проникают в отрасли
частноправового блока, в том числе устанавливаются
пределы и границы проявления частной
инициативы и ответственности в случае
их нарушения.
Как и при делении системы права на отрасли,
группировка отраслей права в публичный
и частный блок происходит в соответствии
с предметом и методом правового регулирования.
Однако роль этих критериев в каждом из
названных случаев не совпадает. При классификации
отраслей права предмет регулирования
выступает, во-первых, во всей полноте
всех элементов. В их число входит круг
общественных отношений (объект) как главный
системообразующий фактор (субъект, юридические
факты и др.). Во-вторых, применительно
к отраслям права предмет регулирования
представляет собой основной критерий
классификации, а метод правового регулирования
– дополнительный.
Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Первые – регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.
Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.
Определение понятия законодательства - проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правопониманием и характером правового регулирования. Словари понятие законодательство трактуют по-разному:
Законодательство - общность и дух всех постановлений, законов страны 8;
Законодательство - совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве 9;
Законодательство - совокупность законов 10;
Законодательство - совокупность нормативных актов, принимаемых органами власти 11;
Законодательство - система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации);
Законодательство - совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве 12.
С. С. Алексеев ранее понимал
под законодательством
А. С. Пиголкин и М. С. Студеникина полагают, что в узком, собственном смысле под законодательством понимается система нормативных актов, издаваемых высшими органами законодательной и исполнительной власти, т.е. законодательные акты и правительственные решения нормативного характера 15.
Информация о работе Система законодательства и система права