Систематизация нормативно правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов 6
Глава II. Виды форм систематизации
2.1. Кодификация как форма систематизации 11
2.2 Инкорпорация как форма систематизации 17
2.3 Консолидация как форма систематизации 23
Глава III. Проблемы систематизации: Общеправовой классификатор законодательства 26
Заключение 31
Библиография 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Систематизация НПА.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)


КУРСОВАЯ  работа

По теории государства и права

 

на тему: «систематизация

нормативно-правовых актов»

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

Введение 3

Глава I. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов 6

Глава II. Виды форм систематизации

2.1. Кодификация как форма систематизации 11

2.2 Инкорпорация как форма систематизации 17

2.3 Консолидация как форма систематизации  23

Глава III. Проблемы систематизации: Общеправовой классификатор законодательства 26

Заключение 31

Библиография 34

ВВЕДЕНИЕ.

 

С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам.

В разных странах великие  умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и  виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема, именно поэтому автор избрал данную тему. Целью данной работы является рассмотрение решения вопроса систематизации нормативно-правовых актов в ходе истории человечества и юриспруденции. Для  достижения цели автор наметил следующие задачи: обозначение понятия и форм систематизации нормативно-правовых актов, проведение характеристики различных видов систематизации, выявление проблем систематизации нормативно-правовых актов в законодательстве. При написании данной работы автор использовал труды Алексеева С.С., Венгерова А.Б.,  а также иную научную литературу, статьи периодических изданий.

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в  первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII в. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.

Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял  из 15 томов. В него вошло около 36 тысяч  нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. Свод подразделялся на 8 разделов, расположенных по предметному принципу.

Высока была техника  оформления томов Свода.

В советский период также  осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к  праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина.

«В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов СССР (II томов) и Свод законов РСФСР (8 томов)»1.

Свод законов РСФСР  был издан в 1986-1988 гг. и включал  в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились соответственно на главы, параграфы, пункты и подпункты.

Положительной чертой Свода  было то, что он был издан на съемных  листах, позволяющих оперативно заменять текст акта, который признан утратившим силу или в который внесены  те или иные изменения и дополнения.

Как известно, период издания  Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный – это его неполнота. В тома Свода включались не все действующие законодательные и нормативные правительственные решения.

 

Глава I. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов

«Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы.

Все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия»2.

Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового  регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование  нормативного материала путем его  обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов.

Если система права  как следствие исторического  развития – объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты – феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.

Конечно, значение субъективного  начала нельзя преувеличивать. Систематизация в конечном счете также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют  юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна.

В результате систематизации устраняются противоречия между  правовыми нормами, отменяются и  создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного  развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В странах, где действует  прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку  современное законодательство лишь формально признаёт нормативно – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.

Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений  объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.

В разные периоды жизни  государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда  накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового  материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.

Ныне в России темпы  правотворческой и в первую очередь  законодательной деятельности как  никогда высоки. Создаются сотни  и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

«Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:

1) сбор государственными  органами, предприятиями, фирмами  и другими учреждениями и организациями  действующих нормативных актов,  их обработка и расположение  по определенной системе, хранение, а также выдача справок для  заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2) подготовка и издание  различного рода собраний и  сборников нормативных актов  (инкорпорация законодательства);

3) подготовка и принятие  укрупненных актов на базе  объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);    

4) подготовка и принятие  новых актов (типа кодексов), в  которые помещаются как оправдавшие  себя нормы прежних актов, так  и новые нормативные предписания  (кодификация законодательства)»3.

Теория права различает  два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация.

Систематизация и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).

Можно сделать вывод, что систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Виды форм систематизации

    1. Кодификация как форма систематизации

 

На современном этапе  развития общества систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще  на стадии их опубликования в официальных  газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.

«Система права является надсистемой по отношению к системе законодательства, определяя критерии, признаки, по которым происходит отбор и строение элементов системы законодательства, происходит процесс упорядочения, систематизации законодательства. Основные юридические способы систематизации законодательства – кодификация, консолидация, инкорпорация».4

Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм.

Информация о работе Систематизация нормативно правовых актов