Систематизация нормативно правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов 6
Глава II. Виды форм систематизации
2.1. Кодификация как форма систематизации 11
2.2 Инкорпорация как форма систематизации 17
2.3 Консолидация как форма систематизации 23
Глава III. Проблемы систематизации: Общеправовой классификатор законодательства 26
Заключение 31
Библиография 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Систематизация НПА.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Официальная действующая  электронная форма классификации  нормативных актов направлена прежде всего на систематизацию актов в целом. При этом, как правило, не учитывается, что подавляющее большинство как законов, так и подзаконных актов носит комплексный характер и содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права.

Огромное количество различных правовых актов делает весьма затруднительным использование старой системы подготовки Свода законов. В этой ситуации наиболее приемлемым выглядит использование возможностей электронной формы представления правовой информации. Безусловно, эта форма не должна быть исключительной, однако использование ее в качестве основной (существенным преимуществом такой формы представления информации является быстрый, полный и объективный поиск необходимых норм) облегчает работу по систематизации законодательства.

В связи с введением нового Гражданского кодекса официально отменены лишь акты, бывшие у всех на слуху: Закон о собственности в РСФСР, значительная часть Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. Горы же подзаконных актов продолжают оставаться формально действующими: мало кто может взяться за титанический труд исследовать на предмет соответствия ГК всю эту махину. Лишь в процессе принятия решений по конкретным гражданским делам судебные органы выносят решения о фактическом прекращении действия того или иного акта. Если ранее одновременно с принятием нового нормативного акта издавался перечень актов, подлежащих отмене, то нынешний объем нормативного материала без использования электронной формы его представления делает такую акцию невозможной.

В настоящее время важное значение имеют нормы, содержащиеся в подзаконных актах. Издаваемые либо подготавливаемые различными ведомствами такие акты весьма различны по степени проработанности и соответствия правилам юридической техники, нередко противоречат друг другу и актам более высокой юридической силы.

По-моему, классификатор  и процесс классификации нормативных  документов должны удовлетворять следующим  основным требованиям:

  1. Систематизация нормативных актов должна, с одной стороны, основываться на правовой доктрине, и, с другой, быть доступной для всех правоприменителей и граждан, способствовать стабильности и укреплению законности и правопорядка. Это требование диктуется, прежде всего, огромным ростом числа хозяйствующих субъектов, экономическая деятельность которых нуждается в правовой поддержке.
  2. Классификатор должен быть основан, прежде всего, на Конституции России, а также на важнейших кодифицированных актах (Гражданском кодексе, Уголовном кодексе, Таможенном кодексе и других). Кроме того, классификатор должен быть восприимчив к изменениям законодательства, то есть допускать введение новых разделов и подразделов, а также изменения уже существующих.
  3. В целях доступности для широкого круга пользователей, подразделы разделов классификатора должны сознательно дублироваться: так, законодательство о социальной защите военнослужащих должно являться подразделом законодательства об обороне, а также входить в законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении.
  4. Следует учитывать установленное Конституцией Российской Федерации и Договорами о разграничении компетенции и предметов ведения разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время законодательные органы субъектов Российской Федерации разрабатывают более 4000 законопроектов по самым разным вопросам нормативно-правового регулирования. Определенные в соответствии с законом разделы классификатора должны учитывать необходимость систематизации актов, издаваемых органами власти субъектов Российской Федерации.
  5. Для разработки действительно жизнеспособного классификатора отраслей законодательства необходимо провести анализ законопроектной работы Государственной Думы Российской Федерации и других субъектов законодательной инициативы. Кроме того, особенно в части законодательства, направленного на регулирование экономических отношений, следует изучить проекты законов, принятие которых предусмотрено Гражданским кодексом России.
  6. В соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции необходимо детально разработать классификацию международных договоров Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что Россия является правопреемником СССР.
  7. Необходимо внимательно изучить и взять все лучшее из опыта классификации документов Главного Государственно-правового управления Президента РФ, Минюста России, Федерального Собрания РФ, Верховного Совета РСФСР, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда России. Необходимо также изучить опыт классификации документов в странах с развитой правовой системой: Германии, Франции, Нидерландах, Великобритании, США.

Таким образом, существующий порядок систематизации законодательства очень слабо учитывает все возрастающую роль норм, регулирующих экономические отношения. С принятием новой Конституции России соотношение частного и публичного права в регулировании экономических отношений изменилось в сторону частного права. Безусловно, в некоторых областях (естественные монополии, защита прав потребителей) значение публичного регулирования не может уменьшаться, однако не учитывать положений Гражданский кодекс о свободе договора и о новых видах договоров тоже нельзя. Требуется провести работу по приведению в соответствие систематизацию законодательства современным условиям развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В ходе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: реформа законодательства является важнейшей составной частью правовой реформы, столь необходимой России. Систематизация же нормативных актов, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима.

«С увеличением массива нормативно-правовых актов всё более актуальной становится задача их систематизации, приведения в определённую, внутренне согласованную систему. Эта деятельность непосредственно связана с упорядочением законодательства, но её потенциал в полной мере не используется. В этой области правотворчества имеются существенные недостатки: несвоевременно готовятся предложения и принимаются решения о приведении законодательных актов в соответствие с позднее принятыми актами; устаревшие правовые нормы не пересматриваются, что затрудняет правовое регулирование. Наглядным тому примером является Бюджетный кодекс РФ. После принятия в 1998 году, в него практически ежегодно (по нескольку раз в год) вносятся изменения, но каждый раз решается та либо иная частная задача. Проекты федеральных законов о внесении в кодекс изменений готовятся в ускоренном режиме, под внезапно возникшую потребность, и не даётся оценка акту в целом, не выявляются устаревшие, недействующие правовые нормы, не вносятся законодателю предложения об исключении их из кодекса, то есть в работе отсутствует системный подход».13

Особенности развития России новейшего периода (начиная с 1990 года) привели к уникальной и весьма сложной ситуации в праве, которую вкратце можно охарактеризовать следующим образом.

Развитие экономических  и других отношений в обществе значительно опережало развитие правового регулирования этих отношений: по сути принимаемые в начале 90-х  годов законы констатировали сложившуюся к моменту их принятия ситуацию, нисколько не способствуя упорядочению последней.

Принятие первой и  второй частей нового Гражданского кодекса  России явилось первым шагом на пути приведения разрозненного и противоречивого  экономического законодательства в единую систему. Гражданский кодекс является центром всего экономического законодательства России, однако сам он будет действовать в полной мере после принятия и введения в действие предусмотренных им законов, обеспечивающих его развитие и реализацию. В настоящее же время действующее на территории России законодательство включает в себя правовые акты, принятые в сущности в разных государствах - в СССР, в РСФСР в составе Союза ССР и в Российской Федерации как независимом государстве.

Огромное количество правовых актов, принимаемых на уровне министерств и ведомств, оказывает существенное влияние на ситуацию в таких сферах, как налогообложение, банковская деятельность, операции на валютном рынке, международные торговые операции. Причем многочисленные инструкции, директивные письма, телеграммы, приказы и иные ведомственные документы до сих пор остаются вне поля зрения органов, отвечающих за состояние юридической подсистемы общества. Подавляющее большинство этих актов принимается без какой бы то ни было координации, без соблюдения правил юридической техники, нередко противоречит друг другу.

Все эти факторы влияют и на экономику, причем сложившаяся  ситуация не может быть решена путем  традиционных работ по систематизации и кодификации действующего законодательства. Большинство правовых актов по своему содержанию являются комплексными и включают нормы, относящиеся к различным отраслям права. Поэтому в настоящее время даже простое составление перечня правовых актов, обеспечивающих ту или иную область деятельности, представляется весьма сложным.

Необходима система  постоянного мониторинга состояния  правовой системы, которая при нынешнем развитии систематизации и кодификации  законодательства практически нереализуема.

 

библиография

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года. - М.: Юристъ, 2000.
    1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред.  Ю. В. Кудрявцева. - М.: Фонд "Правовая культура", 2000.

Список литературы

  1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Бек,1994.
    1. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1998
    1. Белов А.П. Правотворческая деятельность судов право и судебная практика в России и за рубежом // Право и экономика. 2000. № 7.
    2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
    3. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб.  пособие.- М., 1996.
    4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М., 1995.
  1. Комаров С.А. Основы государства и права. - М., 1998.
  1. Лившиц Р.З Теория права. - М.: Изд-во Бек, 1994
    1. Литягин Н.Н. О совершенствовании финансового и инвестиционного законодательства посредством его систематизации. // Представительная  власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы.  2008. № 2-3.
    1. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
    2. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. - М.: Слово,1997
    3. Общая теория права и государства. / Под ред. В.В.Лазарева, - М., Юристъ, 2000
    4. Основы государства и права. Учебное пособие / Под общей редакцией С.А. Комарова. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1996
  1. Протасов В.Н. Проблемы теории права и государства. - М., 1998
    1. Развитие кодификации советского законодательства. / Под. ред. Братусь С.Н.. - М., 1968.
  1. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Проспект, 1996.
    1. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова. - М.: Юристъ, 2000
    2. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. -  М.: Зерцало, ТЕИС, 1996
    3. Теория права и государства. / Под ред. проф. Г.Н. Манова. - М.: Изд-во БЕК, 1996.
  1. Херлок Е.С. Исторический экскурс в теорию права. - М., 1997.

 

1 Развитие кодификации советского законодательства. / Под ред. Братусь С.Н.,  М., 1968. С. 174

2 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.  С. 510.

3Теория права и государства. / Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 1996 . С.210

4 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.  С. 240

5 Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб.  пособие. М.: Теис, 1996.  С.88

6 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.  С. 265

7 Спиридонов Л.И.  Теория  государства и права. М.: Проспект, 1996. С. 177.

8 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 265

9 Комаров С.А. Основы государства и права. М., 1998.  С. 52

10 Спиридонов Л.И.  Теория  государства и права. М.: Проспект, 1996. С. 177.

11 Лившиц Р.З Теория права. -  М.: Изд-во Бек, 1994. С.121.

12 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 265

13 Литягин Н.Н. О совершенствовании финансового и инвестиционного законодательства посредством его систематизации. // Представительная власть XXI век: законодательство, комментарии, проблемы.  2008. № 2-3

 

 


Информация о работе Систематизация нормативно правовых актов