Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:59, курсовая работа
С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нормативно-правовой акт: понятие, особенности и виды…………………………………………………………………………..…8
1.1. Понятие нормативно-правового акта…………………….8
1.2. Виды нормативно-правовых актов………………………....11
Глава 2. Особенности систематизации нормативно-правовых актов…...………………………………………………………………………14
2.1. Понятие систематизации нормативно-правовых актов……………………………………….…………………………….……16
2.2.Основные формы систематизации нормативно-правовых актов………………………………………………..…………………………21
Заключение …………………………………………………………………23
Библиография ………………………………………………………………24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Курсовая работа
Систематизация
нормативно-правовых актов
Выполнила -
студентка 1 курса ДО
Научный руководитель –
Допущена к защите
Зав. кафедрой
к. ю. н., доцент
______________
(подпись)
«___» ________________200_ г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Нормативно-правовой акт: понятие, особенности
и виды……………………………………………………………………
1.1. Понятие нормативно-правового акта…………………….8
1.2. Виды нормативно-правовых актов………………………....11
Глава 2. Особенности
систематизации нормативно-правовых актов…...………………………………………………………
2.1. Понятие систематизации нормативно-правовых
актов……………………………………….………………………
2.2.Основные формы систематизации нормативно-правовых
актов………………………………………………..……………
Заключение …………………………………………………
Библиография ……………………………………………
Введение
В ходе
общественного развития государство
активно осуществляет правотворческие
функции, в результате чего издаются
сотни различных нормативно-
Нормативно-правовые акты являются одним из основных источников права современного государства. В нормативно-правовых актах выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.
Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII в. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.
Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него вошло около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. Свод подразделялся на 8 разделов, расположенных по предметному принципу.
Высока была техника оформления томов Свода.
В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина.
В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов СССР (II томов) и Свод законов РСФСР.
Свод
законов РСФСР был издан в 1986-1988
гг. и включал в себя действующие
законодательные акты и важнейшие
постановления Правительства
Положительной чертой Свода было то, что он был издан на съемных листах, позволяющих оперативно заменять текст акта, который признан утратившим силу или в который внесены те или иные изменения и дополнения.
Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный – это его неполнота. В тома Свода включались не все действующие законодательные и нормативные правительственные решения.
Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства.
Таким
образом, из всего вышеизложенного
мы видим, что тема курсовой работы
«Систематизация нормативно-
Основная цель курсовой работы рассмотреть особенности систематизации нормативно-правовых актов. Для осуществления данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие нормативно-правового акта, дать оценку его основным чертам, отметить отличия;
- выделить
виды нормативно правовых
- определить
особенности систематизации
Для написания данной темы курсовой работы использованы труды видных учёных, таких как С.С.Алексеев, В.К. Бабаев, Е.И.Козлова, О.Е.Кутафина и мн. др.
При написании темы курсовой работы также были использованы учебники, учебные пособия, периодические издания информационной печати, информационные ресурсы Интернет и т.д.
Курсовая работа соответствует предъявляемым требованиям и состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и библиографии.
В первой главе даётся понятие нормативно-правового акта, определяются особенности, выделены виды нормативно-правовых актов.
Вторая глава даёт оценку особенностям систематизации нормативно-правовых актов, раскрывает понятие систематизации, рассматривает основные формы систематизации нормативно-правовых актов.
В заключении изложены основные выводы, вытекающие из исследования.
Глава 1
Нормативно-правовой акт: понятие, особенности и виды
1.1. Понятие нормативно-правового акта
Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие. источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают1. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в цепом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Мировая
юридическая наука
С развитием общественной жизни, усложнением общественные отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Так, например, Н. М. Коркунов отмечал: «Государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы2».
Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений3.
В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
Правотворчество - это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.
Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.
Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.
Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов