Систематизация нормативно-правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Нормативно-правовой акт: понятие, особенности и виды…………………………………………………………………………..…8
1.1. Понятие нормативно-правового акта…………………….8
1.2. Виды нормативно-правовых актов………………………....11

Глава 2. Особенности систематизации нормативно-правовых актов…...………………………………………………………………………14
2.1. Понятие систематизации нормативно-правовых актов……………………………………….…………………………….……16
2.2.Основные формы систематизации нормативно-правовых актов………………………………………………..…………………………21

Заключение …………………………………………………………………23

Библиография ………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Систематизация.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Курсовая работа

 

Систематизация

нормативно-правовых актов

 

 

Выполнила -

студентка 1 курса  ДО

 

 

Научный руководитель –

 

 

Допущена  к защите

Зав. кафедрой

к. ю. н., доцент

 

______________

 

(подпись)

«___» ________________200_ г.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Нормативно-правовой акт: понятие, особенности и виды…………………………………………………………………………..…8

             1.1. Понятие нормативно-правового акта…………………….8

             1.2. Виды нормативно-правовых актов………………………....11

 

Глава 2. Особенности систематизации нормативно-правовых актов…...………………………………………………………………………14

              2.1. Понятие систематизации нормативно-правовых актов……………………………………….…………………………….……16

             2.2.Основные формы систематизации нормативно-правовых актов………………………………………………..…………………………21

 

Заключение …………………………………………………………………23

 

Библиография ………………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В ходе общественного развития государство  активно осуществляет правотворческие  функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как  взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства - это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Нормативно-правовые акты являются одним из основных источников права современного государства. В нормативно-правовых актах выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.

Первая  попытка систематизации действующих  правовых норм в России была предпринята  еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного  общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII в. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.

Свод  законов в России был издан в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него вошло около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. Свод подразделялся на 8 разделов, расположенных по предметному принципу.

Высока  была техника оформления томов Свода.

В советский  период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена  работа по подготовке Свода законов  СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к  праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина.

В 60-70-х  гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и  соответствующие  собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов СССР (II томов) и Свод законов РСФСР.

Свод  законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие  законодательные акты и важнейшие  постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились соответственно на главы, параграфы, пункты и подпункты.

Положительной чертой Свода было то, что он был  издан на съемных листах, позволяющих оперативно заменять текст акта, который признан утратившим силу или в который внесены те или иные изменения и дополнения.

Как известно, период издания Свода законов  РСФСР, а именно вторая половина 80-х  гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный – это его неполнота. В тома Свода включались не все действующие законодательные и нормативные правительственные решения.

Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют  неодинаковую юридическую силу, несовпадающее  временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства.

Таким образом, из всего вышеизложенного  мы видим, что тема курсовой работы «Систематизация нормативно-правовых актов» достаточно актуальна, имеет свою историю развития и заслуживает внимания.

Основная  цель курсовой работы рассмотреть особенности  систематизации нормативно-правовых актов. Для осуществления данной цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие нормативно-правового акта, дать оценку его основным чертам, отметить отличия;

- выделить  виды нормативно правовых актов;

- определить  особенности систематизации нормативно-правовых  актов, выделить основные формы систематизации, определить их признаки и особенности.

Для написания данной темы курсовой работы использованы труды видных учёных, таких как С.С.Алексеев, В.К. Бабаев, Е.И.Козлова, О.Е.Кутафина и мн. др.

При написании темы курсовой работы также  были использованы учебники, учебные  пособия, периодические издания  информационной печати, информационные ресурсы Интернет и т.д.

Курсовая  работа соответствует предъявляемым  требованиям и состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и библиографии.

В первой главе даётся понятие нормативно-правового  акта, определяются особенности, выделены виды нормативно-правовых актов.

Вторая глава даёт оценку особенностям систематизации нормативно-правовых актов, раскрывает понятие систематизации, рассматривает основные формы систематизации нормативно-правовых актов.

В заключении изложены основные выводы, вытекающие из исследования.

 

 

Глава 1

Нормативно-правовой акт: понятие, особенности и виды

 

1.1. Понятие нормативно-правового акта

 

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В  нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие. источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают1. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые  учитывают интересы большинства  и меньшинства в цепом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Мировая юридическая наука рассматривает  источники права в неразрывном  единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.

С развитием  общественной жизни, усложнением общественные отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного  прогресса. Так, например,  Н. М. Коркунов отмечал: «Государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы2».

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений3.

В отличие  от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

    • Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество - это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное  правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

    • В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов