Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:59, курсовая работа
С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нормативно-правовой акт: понятие, особенности и виды…………………………………………………………………………..…8
1.1. Понятие нормативно-правового акта…………………….8
1.2. Виды нормативно-правовых актов………………………....11
Глава 2. Особенности систематизации нормативно-правовых актов…...………………………………………………………………………14
2.1. Понятие систематизации нормативно-правовых актов……………………………………….…………………………….……16
2.2.Основные формы систематизации нормативно-правовых актов………………………………………………..…………………………21
Заключение …………………………………………………………………23
Библиография ………………………………………………………………24
В последнее время в России наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне. Ведомственное нормотворчество также имеет весьма существенный объем. C 1992 года введена процедура обязательной регистрации ведомственных правовых актов в Министерстве юстиции России.
Особенности развития России новейшего периода привели к уникальной и весьма сложной ситуации в праве, которую можно охарактеризовать следующим образом.
Развитие экономических и других отношений в обществе значительно опережало развитие правового регулирования этих отношений: по сути принимаемые в начале 90-х годов законы констатировали сложившуюся к моменту их принятия ситуацию, нисколько не способствуя упорядочению последней. Так, например, достаточно вспомнить отмененный в значительной части в связи с принятием первой части Гражданского кодекса полный противоречий Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», или Положение об акционерных обществах, утратившее силу с принятием Федерального закона «Об акционерных обществах», определявшее акцию как ценную бумагу, удостоверяющую право собственности на долю в уставном капитале акционерного общества.
Можно сказать, что принятие первой и второй частей нового Гражданского кодекса России явилось первым шагом на пути приведения разрозненного и противоречивого экономического законодательства в единую систему. Гражданский кодекс является центром всего экономического законодательства России, однако сам он будет действовать в полной мере после принятия и введения в действие предусмотренных им законов, обеспечивающих его развитие и реализацию. В настоящее же время действующее на территории России законодательство включает в себя правовые акты, принятые в сущности в разных государствах - в СССР, в РСФСР в составе Союза ССР и в Российской Федерации как независимом государстве.
Большое количество правовых актов, принимаемых на уровне министерств и ведомств, оказывает существенное влияние на ситуацию в таких сферах, как налогообложение, банковская деятельность, операции на валютном рынке, международные торговые операции. Причем многочисленные инструкции, директивные письма, телеграммы, приказы и иные ведомственные документы до сих пор остаются вне поля зрения органов, отвечающих за состояние юридической подсистемы общества. Следует отметить, что подавляющее большинство этих актов, принимается, без какой бы то ни было, координации, без соблюдения правил юридической техники, нередко противоречит друг другу.
Все эти факторы влияют и на экономику, причем сложившаяся ситуация не может быть решена путем традиционных работ по систематизации и кодификации действующего законодательства. Большинство правовых актов по своему содержанию являются комплексными и включают нормы, относящиеся к различным отраслям права. Поэтому в настоящее время даже простое составление перечня правовых актов, обеспечивающих ту или иную область деятельности, представляется весьма сложным.
Из всего изложенного выше следует сделать вывод о том, что необходима система постоянного мониторинга состояния правовой системы, которая при нынешнем развитии систематизации и кодификации законодательства практически нереализуема.
Библиография
1 Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. - М., 2010. – С.129.
2 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб., 2009. - С. 299.
3 Коваленко А.И. Указ. соч. С.131.
4Белов А.П. Основные формы систематизации // Правоведение.- 2009. - №3.- С.31.
5 Жилин Г. Соотношение права и закона //Российская юстиция. - 2007 - №4.- С.14.
6Власов А.М. Систематизация нормативно-правовых актов // Экономика и право. – 2009. – №5.- С.33.
7 Кутафин О.Е. Конституционное право. – М.: Юристъ, 2009. – С.143.
8 Бабаев В.К. Систематизация законодательства // Законность. – 2008. - №2.- С.29.
9 Власов А.М. Систематизация нормативно-правовых актов // Экономика и право. – 2009. – №5.- С.32.
10 Там же С.33.
11 Савко Е.В. Систематизация нормативных правовых актов \\ www.minjust-altai.ru
12 Протасов В.Н. Проблемы теории права и государства. - М., 2008.- С.32.
13 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2010. – С.153.
Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов