Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 14:56, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении и характеристике процесса систематизации законодательства, а также анализе основных проблем данного вида юридической деятельности в Российской Федерации.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение и выявить характерные черты процесса систематизации законодательства.
2. Раскрыть значение и роль систематизации законодательства.
Введение 3
1. Понятие и общая характеристика систематизации законодательства 8
2. Формы (типы) систематизации законодательства 14
2.1 Учет 14
2.2 Инкорпорация 22
2.3 Консолидация 25
2.4 Кодификация 28
3. Основные этапы и актуальные проблемы систематизации законодательства в РФ 32
Заключение 43
Курс на консолидацию актов, имеющих силу, укрупненных законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному и тому же вопросу, становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства. При этом стремление к простому механическому сокращению числа нормативных актов не должно быть самоцелью. Главное – это удобство пользования нормативным материалом, четкое и конкретное определение в акте предмета регулирования.48
Русская юридическая наука и представители юридической практики рассматривают кодификацию как одну из форм (типов) систематизации законодательства, хотя и вырабатывающую новые нормы. При этом особо подчеркивается, что в результате кодификации создается новый закон, а не происходит простое изменение старого.
Под кодификацией понимают основную форму (тип) систематизации законодательства, в результате которой, наряду с внешней (по сути — инкорпорационной) обработкой действующего законодательства (его объединением, устранением устаревших, дублирующих актов и т. п.), создается новый, сводный акт, заменяющий прежнее регулирование и приводящий его в единую систему.49
Выделенные в данном определении черты кодификации позволяют видеть в данной форме деятельности как бы соединение, с одной стороны, чисто «систематизаторских» функций внешней обработки (совершенствование формы изложения и объединение в единую систему устаревшего или нового, но разрозненного законодательства в какой-либо отрасли или комплексе правового регулирования). Однако, другой, гораздо более важной функцией кодификации признается включение в правовую систему нового, к тому же сводного закона, т.е. объединяющего все нормы или основной костяк (массив) норм, относящихся к той или иной сфере правового регулирования - отрасли, подотрасли, институту, либо к комплексам, интегрирующим нормы разных отраслей.
Кодификация осуществляется непосредственно в самом процессе правотворчества. Это дало основание ряду российских ученых сделать вывод о том, что «кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства», что она «осуществляется только в официальном порядке», а наиболее интенсивные ее проявления связаны с существенными изменениями общественных отношений, требующими иной, «принципиально новой юридической оценки».50
Д. А. Керимов51 настаивал на том, что нельзя допускать разрыв между кодификационной и правотворческой деятельностью, несмотря на то, что кодификация не связана с текущим правотворчеством, осуществляется специальными органами. Вместе с тем автор не лишал кодификацию значения вида систематизации, включал в ее состав инкорпорационные приемы, а также задачи приведения действующего законодательства в единую логическую систему и создания нового объединенного акта. Сочетание упорядочения и обновления законодательства позволяет рассматривать кодификацию как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества, включающую в себя в качестве подготовительных все предыдущие уровни систематизации. Основные черты сходства и различия кодификации и инкорпорации даны в Приложении 3.
Современные авторы52 под кодификацией понимают следующее: кодификация – это форма (тип) систематизации, при которой происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка нормативного материала, заключающаяся в создании нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта.
В процессе кодификации составитель
стремится не только объединить и
систематизировать
Результатом кодификации является издание кодифицированного акта: кодекса, устава, положения, правила.
Кодификация обладает рядом характерных черт:
Обычно в юридической литературе53 и практике различают несколько видов кодификации (Приложение 2):
Кодификация способствует усилению
стабильности законодательства, созданию
четкой, опирающейся на научный фундамент,
системы нормативных актов, обеспечивает
оптимальную
Систематизация
Выделяя этапы работы по систематизации законодательства, Д. А. Керимов ввел понятие «кодификационный процесс», последовательно объединяющее все формы (типы) систематизации законодательства (Приложение №4). Кодификационный процесс – это деятельность соответствующих государственных органов по внешней и внутренней обработке и совершенствованию законодательства в целях приведения его в единую логическую систему и создание нового объединенного законодательного акта, заменяющего собой ранее принятые и применявшиеся правовые нормы".54 При этом кодификация, как высшая форма (тип) систематизации законодательства включает в себя все остальные формы (типы) систематизации в качестве подготовительных этапов.
Процесс систематизации состоит из ряда этапов, каждый из которых использует соответствующие методы, приёмы и способы законодательной техники:
5.1. кодификатор освобождается от актов с определенными в них сроками действия, уже истекшими и непродленными. Он может ставить вопрос о целесообразности продления срока действия данных актов или придания им характера актов длительного действия перед специальным органом;
5.2. исключает из законодательства акты, хотя формально пока не отмененных, но фактически утративших силу в связи с последующим законодательством. Этот вопрос решается совместно с государственными органами, их принявшими, при согласовании с ведомствами, которых они непосредственно касались;