Социальная функция государства. Правопорядок в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Социальная функция государства………………………………………………. . 4
2. Правопорядок в современном государстве……………………………………. .. 7
Заключение…………………………………………………………………………..... 9
Задание…………………………………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………………..... 12

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 28.81 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….. 3

1. Социальная функция государства………………………………………………. .   4

2. Правопорядок в современном  государстве……………………………………. ..   7

Заключение………………………………………………………………………….....  9

Задание…………………………………………………………………………………10

Список использованной литературы…………………………………………….....  12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Функция в теории государства и  права означает направление деятельности того или иного политико-правового  института, содержание этой деятельности, её обеспечение. Следовательно, функция  государства - это рассматриваемые  в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие её средства и способы.

Правопорядок - это состояние упорядоченности  регулируемых правом общественных отношений, возникшее в результате последовательного  осуществления законности и характеризующееся  реальным обеспечением, реализацией  и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических  обязанностей, правомерной деятельностью  всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он предусматривает  также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав.

Вопрос о целях, задачах и  функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство  не только со стороны его формы, внутреннего  строения и содержания, но и рассмотреть  его под углом зрения разносторонней деятельности, функционирования. С  помощью целей, задач и функций  представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе  его развития, приоритетов, наконец, уровень его организованности и  эффективности.

Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства  определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или  иной исторический период. Задачи государства  имеют исходное значение по отношению  к его функциям, являются их ближайшей  непосредственной предпосылкой. В задачах  концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

В определении направленности деятельности государства решающими факторами  являются: сущность государства и  его социальное назначение, в постановке его целей и задач на соответствующем  этапе развития общества.

В рассматриваемой контрольной  работе необходимо раскрыть вопросы, касающиеся социальной функции государства  и правопорядка в современном  обществе. Для этого необходимо обосновать и определить особенности данной функции, а также рассмотреть  главные направления развития государства  в современном обществе. При выполнении контрольной работы будут использованы нормативные акты, специальная литература.

1. Социальная функция  государства

Социальная функция государства  призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни  для всех членов общества вне зависимости  от их непосредственного участия  в производстве благ.

В правовом государстве распределение  материальных благ осуществляется и  помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в  силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство  жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Становление социального правового  государства проходит сложный и  болезненный путь. Первоначально  развитие и обогащение общества ведет  к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашенное равенство  воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает  черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом  же современное правовое государство  гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно  увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны [1, с. 251].

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной  жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка, как явление примитивно-потребительское, выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования  насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более  высокий уровень потребления  по сравнению с основной массой населения  создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения  материального стимулирования трудового  вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию  социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, к падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности [1,с.252].

Только в условиях свободы и  экономической самостоятельности  производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

Виды и формы социального  обеспечения, объем представляемых средств или натуральных услуг, круг обеспечиваемых зависит от уровня развития общества и государства  в целом, степени его цивилизованности и гуманности.

Таким образом, социальное обеспечение - это система общественных отношений  по предоставлению гражданам определенных материальных благ за счет общества и  в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными.

10 декабря 1948 года была принята  "Всеобщая Декларация прав  человека", которая закрепила  на международном уровне основные  социально значимые обстоятельства  для реализации основных прав  человека. Основные права человека  не отчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения. Они равноценны, не предусматривается их деление  на более или менее значимые. Определены свойства основных прав, которые напрямую связаны с безопасностью человека и гражданина. Одно из них состоит в том, что для возникновения прав человека достаточно самого факта рождения. Второе свойство определяет механизм их отчуждаемости: ни одно из провозглашенных прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания оснований ограничения. Также запрещается нарушение прав и свобод других лиц при осуществлении лицом своих прав. Среди обстоятельств для реализации этих прав были перечислены наряду с другими такие как: безработица, болезни, инвалидность, вдовство, старость, материнство, младенчество.

Социальная политика правового  государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения  достойного уровня жизни для тех  категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, детям, пожилым людям, студентам). Во-вторых, государство выделяет необходимые  средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство  жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех основных социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства [2, с. 157].

Социальное обеспечение включает в себя правовое регулирование общественных отношений в таких основных формах как:

Во-первых, пенсионное обеспечение. При  этом имеется в виду, что пенсия - это государственная выплата, которая  производится из пенсионного фонда  в целях материального обеспечения  нетрудоспособных граждан в связи  с их прошлой трудовой деятельностью, в размерах, устанавливаемых законодательством, соизмеримых с прошлой трудовой деятельностью (пенсии по старости (возрасту), по инвалидности, за выслугу лет  и т.д.).

В соответствии с законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных данным Законом.

Пенсионное обеспечение граждан  Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими  государствами.

Постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане других государств и лица без гражданства имеют  право на пенсию наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено  законодательством.

Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия  иными видами деятельности подлежали  государственному социальному страхованию  и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством  о государственном социальном страховании  случаях уплачивались обязательные страховые взносы, и их семьи при  соблюдении других условий, предусмотренных  законом. При этом право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется  при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет.

Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию, имеют право на социальную пенсию на условиях, определяемых законом [3,статья 72 закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении»]

Во-вторых, система обеспечения  пособиями и компенсационными выплатами. Где под пособием следует понимать выплаты различного назначения из специальных  фондов, отличающиеся по целям, источникам выплат, субъектам, а также характеру этих выплат (по безработице, по временной нетрудоспособности и т.д.).

В соответствии с законом от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях предусмотренных законом. По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

- пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца,  за выслугу лет, профессиональными  пенсиями;

- пособиями по беременности  и родам;

- пособиями, связанными с рождением  ребенка, уходом за ребенком  в возрасте до трех лет;

- пособиями по болезни и временной  нетрудоспособности, выплатами, связанными  с санаторно-курортным лечением  и оздоровлением;

- пособиями по безработице;

- пособиями на погребение. [4,статья 10 закона от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»]

В-третьих, путем социального обслуживания, включающим как бесплатное предоставление услуг, так и определенных предметов или необходимых средств (содержание детей и престарелых в специализированных учреждениях, льготы инвалидам и т.д.).

Государство может постепенно принимать  черты государства социального, в том случае, если дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное  правовое государство гарантирует  реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно  увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны [2, с. 158].

 

2. Правопорядок в современном  государстве

Общеизвестно, что порядок - это  форма упрочнения нужных обществу отношений, которые поддерживаются как стабильные, отвечающие интересам всего общества. Они урегулированы многообразными социальными нормами (морали, обычаев, общественных организаций, права и  др.).

Общественный порядок является сложившейся системой стабильных отношений  между членами общества, утвердившийся  как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости.

Информация о работе Социальная функция государства. Правопорядок в современном государстве