Социальная функция государства. Правопорядок в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Задачи и функции государства - явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Социальная функция государства………………………………………………. . 4
2. Правопорядок в современном государстве……………………………………. .. 7
Заключение…………………………………………………………………………..... 9
Задание…………………………………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………………..... 12

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 28.81 Кб (Скачать файл)

Правопорядок является частью общественного  порядка, но складывается в результате регулятивного действия только норм права. Правопорядок - это часть системы  общественных отношений, урегулированных  нормами права.

Правопорядок существует в результате того, что участники регулируемых правом общественных отношений реализуют  свои субъективные права и обязанности, следуют режиму законности. Правопорядок складывается в результате соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. В его сфере находятся  все общественные отношения, регулируемые нормами права. Например, предоставление налоговой декларации каждый год  обязательно и регулируется Налоговым  кодексом, подача налоговой декларации является соблюдением принципа законности, а, следовательно, и соблюдением  правопорядка [5, с. 271].

Правопорядок в современном  государстве - это объективная необходимость  и закономерность развития общества, он является правовой формой образа жизни, обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном для его  членов в выборе ими поведенческих  решений.

Большое значение имеет правильное определение соотношения правопорядка и законности.

Правопорядок как результат  проявления законности есть состояние  фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых отношений, содержанием которых  является деятельность лиц, реализующих  свои права и обязанности. Можно  сказать, что правопорядок - это законность в действии. Существует прямая зависимость  между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок.

Деятельность правоохранительных органов тщательно регламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности.

Правовой порядок является сердцевиной  демократии. Уровень его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности ее прав, интересов, выполнения обязанностей и осуществления  ответственности.

Правовое положение личности, правопорядок, демократия настолько тесно связаны, что образуют единую внутренне согласованную  социальную систему. Ее нормальное функционирование находится в прямой зависимости от правовой основы общества.

Назовем основные тенденции развития правопорядка:

1. к упрощению, универсализации  правовых связей, отношений, правового  регулирования в целом;

2. к усилению нормативности, проявляющейся в повышении требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей;

3. к борьбе противоположностей. Законы материалистической диалектики  свидетельствуют о том, что  всякое движение есть возникновение,  развитие и разрешение противоречий. Так и в правопорядке наблюдается  борьба с преступностью, правонарушениями  и т.д.

Необходимо совершенствование  социально-правовых образцов поведения  и их восприятия населением в целях  упрощения структуры правопорядка; четкое оформление правового состояния  каждого участника правопорядка и программы его поведения; четкость конкретность и определенность правовых связей и отношений; усиление непримиримости, твердости и жесткости в обеспечении  выполнения закона.

Итак, правопорядок - это тот социальный результат, к которому стремятся  государство и весь народ, используя  разнообразные рычаги и средства [6, с. 351].

 

Заключение.

В формулировании определенной цели государства проявляется его  социальное назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи, что  в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.

Постановка перед государством и обществом определенных задач  порождает необходимость осуществления  соответствующих функций, так как  вне реализации функций государства  его задачи останутся неосуществленными. Функции государства – это  не его задачи, хотя и связаны  с ними и даже напрямую зависят  от них. Однако при всей своей значимости задачи не являются первоосновой для  развития государства и его функций, так как они сами происходят из экономических и политических потребностей общества, определяются закономерностями его развития и зависят от национально  – исторической и иной специфики  каждого государства.

 

   Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и, особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При этом следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции, совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и что с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций: появляются новые функции, большая часть существующих трансформируется и наполняется иным содержанием.

 

   Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития общества, а также в зависимости от изменений его социально-политического строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений деятельности государства включаются функция подавления сопротивления классовых, национальных и иных противников и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических обществах с их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская функция и функция охраны социалистической собственности.

В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций  на внутренние и внешние, т. е. на определение  деятельности государства по отношению  к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция). По сферам общественной жизни функции  государства могут быть разделены  на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере. Высказывается также мнение, что  функции государства следует  делить на основные и неосновные.

Существуют также идеологические, правоохранительные, информационные и  многие другие функции государства.

Задание

Определите вид норм права, способы  изложения в статье нормативного правового акта. Укажите на структурные  элементы норм права, определите их вид.

Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют  интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому  родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится ребенок, и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

(ч.1,2 статьи 84 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье)

Данная норма права является Законом Республики Беларусь (В соответствии с Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"    Закон Республики Беларусь - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений).

Способ изложения прямой. Регулятивная норма.

По предмету правового регулирования: норма семейного права.

По методу правового регулирования: императивная норма.

По сфере действия: норма общего действия.

По форме выражения диспозиции: управомочивающая норма                  ( Восстановление в родительских правах допускается….; восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому  родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится  ребенок, и рассматриваются с  обязательным участием прокурора и  представителя органа опеки и попечительства).

По форме выражения гипотезы – сложная.(… если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены).

Следовательно, можно отметить, что  данные нормы права являются нормами семейного права. Регулятивные нормы, т.к. их основное назначение урегулировать общественные отношения. Управомочивающие, т.к. предоставляют субъектам права определённой возможности поведения. Нормы общего действия, т.к. распространяются на всю территорию государства и на неопределённый круг субъектов права.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Общая теория государства и  права под редакцией В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001, 520с.

2. Теория государства и права  под общей редакцией Нерсесянц В.С. -- М.: изд. Норма, 2002,531с.

3. О пенсионном обеспечении : 3акон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 5, 2/1630,с изменениями и дополнениями.

4. Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII // Национальный  реестр  правовых  актов Республики Беларусь,2006 г., № 114, 2/1252,с изменениями и дополнениями .

5. Общая теория права: В двух  томах. Т.II. Алексеев С.С. Мн. : Асвета,  2003, 361 с.

6.Теория государства и права  под редакцией проф. С.Н.Братуся. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1998. - 407 с.


Информация о работе Социальная функция государства. Правопорядок в современном государстве