Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 18:50, реферат
Целью работы является проанализировать исторический и современный опыт осуществления социальной функции государства, и рассмотреть отличительные черты социального государства.
Объектом исследования являются отношения, которые возникаю в следствии формирования социального государства
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
1. Рассмотреть пути развития и формирования социального государства
2. Определить социальное государство, его сущность и сформулировать понятие
3. Выделить современные пути формирование социального государства
Введение
Актуальность. Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. Его анализу посвящено немало публикаций, в которых рассматриваются проблемы сущих и целесообразных масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.
В настоящее время принцип
социального государства
Проблематика социального
государства чрезвычайно
Разработка теории социального государства чрезвычайно важна, поскольку реализация социальной функции государства в разумных масштабах способна принести и приносит обществу столь же огромную пользу, сколь разрушительными (и экономически, и психологически, и политически) могут быть как ее недооценка, так и необоснованное в конкретных исторических условиях гипертрофирование.
Целью работы является проанализировать исторический и современный опыт осуществления социальной функции государства, и рассмотреть отличительные черты социального государства.
Объектом исследования являются отношения, которые возникаю в следствии формирования социального государства
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
1. Рассмотреть пути развития
и формирования социального
2. Определить социальное государство, его сущность и сформулировать понятие
3. Выделить современные пути формирование социального государства
Методологическую и
Новизна работы состоит в последовательном системном изучении функционально-прагматического аспекта социального государства с позиций общей и частной теории, а также в описании и теоретическом осмыслении ряда новых тенденций формирования социального государства.
В начале исследования была сформулирована гипотеза, согласно которой понятие социального государства за последние два десятилетия изменилось под влиянием развития экономического пространства.
Поставленные цель и задачи определили выбор методов и приемов работы: на этапе сбора материала - сплошной и случайной выборки, на этапе исследования - методов описания, контекстуального анализа, сравнения, обобщения и статистического анализа.
Структура работы сформирована в соответствии с поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списком литературы.
Тема 1. Развитие и формирование понятия социального государства
Исследователи сходятся во
мнении, что идея социальной государственности
сформировалась в конце XIX - начале XX
в. как результат социально-
Термин "социальное государство"
был введен в научный оборот немецким
государствоведом и экономистом
Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890) в 1850 г.
Большое влияние на его творчество
оказала философия Гегеля. Социальное
государство, по мнению Штейна, должно
сознательно служить интересам
народа. Уничтожить классы не представляется
возможным; власть выражает интересы господствующего
класса - класса имущих; класс же неимущих
представляет потенциальную опасность
для государства. Важнейшей задачей
государства является "поднятие"
низших классов. Следуя логике Штейна,
вся система социального
Говоря о зарождении данной концепции, нельзя не упомянуть труды других немецких ученых XIX в.: А. Вагнера (идея "государства культуры и всеобщего благоденствия"), Ф. Наумана, Ю. Оффнера. Характерная особенность трактовки социальной государственности у немецких ученых заключается в их взгляде на нее сквозь призму увязывания деятельности государства по социальной защите граждан и рыночной экономики.
Значительный вклад в
развитие теории и практики социального
государства внес "Новый курс"
Франклина Делано Рузвельта. Явившись
средством преодоления
Важнейшую роль в воплощении концепции в жизнь сыграло возникновение Советского государства, где была законодательно закреплена социальная направленность политики.
Когда доктрина социального
государства приобрела
Россия не отстала в
этом смысле от европейских стран, определив
себя в ст. 7 Конституции РФ 1993 г. как
социальное государство. Но если оценивать
реализацию данной концепции в нашей
стране, например по модели П.К. Гончарова
(т.е. на трех уровнях: на научном - как
идею и ее развитие в целом ряде
концепций, на нормативном - как конституционный
принцип, на эмпирическом - как реальную
практику деятельности государственных
институтов по решению социальных проблем
общества и социальных групп), то можно
прийти к выводу, что формирование
социального государства в
Тема 2. Социальное государства: сущность и понятие
Понятие "социальное государство" столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению. Тем не менее, резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, П.К. Гончаров констатирует, что "социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности". Несколько иначе звучит определение социального государства в статье социолога: "Социальное государство - особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики". М.В. Баглай полагает, что "социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности". Как видим, исследователи усматривают особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, акцент делает на проведении социальной политики.
Существует несколько
моделей социального
Одна из них - либеральная модель, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.
Другая модель социального государства - корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.
Наиболее распространенной
моделью социального
В Европе сложилось два типа стран, принципиально различающихся соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.
К первому типу относятся
страны с социально ориентированной
рыночной экономикой, где бюджетные
отчисления и страховые взносы работника
и работодателя на социальные мероприятия
примерно равны и основными каналами
перераспределения являются государственные
частные (т.е. находящиеся под
Ко второму типу относятся страны так называемого рыночного социализма, в которых значительная часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, а основным каналом перераспределения является бюджет (например, Швеция).
Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономической и социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества.
Практика социальных государств показывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на ряд принципов, включая:
-экономическую свободу
человека и признание права
предпринимателей и их
-доверие к регулирующей
роли рынка через спрос,
-социальную справедливость
и солидарность общества, в том
числе путем налогового