-участие работников в
управлении производством и распределением,
в общественной и государственной
жизни, развитие при этом различных
форм экономической демократии.
Главная задача социального
государства - достижение такого общественного
развития, которое основывается на
закрепленных правом принципах социальной
справедливости, всеобщей солидарности
и взаимной ответственности. Социальное
государство призвано помогать слабым,
влиять на распределение экономических
благ исходя из принципа справедливости,
чтобы обеспечить каждому достойное
существование.
Первое место в ряду
положений, относящихся к концепции
социального государства, занимает
положение о социальной функции
частной собственности, что совершенно
справедливо, ведь "собственность
является тем объектом, грамотное использование
которого дает человеку возможность без
вмешательства государства самостоятельно
решать свои жизненные проблемы, не опускаться,
но, наоборот, подниматься по социальной
лестнице, пополнять свое благосостояние".
Второе положение, связанное
с концепцией социального государства,
- социальное партнерство. Определение
его дает ст. 23 Трудового кодекса
РФ: это система взаимоотношений
между работниками (представителями
работников), работодателями (представителями
работодателей), органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
направленная на обеспечение согласования
интересов работников и работодателей
по вопросам регулирования трудовых
отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений. Проблема
в том, что данные нормы относятся
к сфере труда и не исчерпывают
всего многообразия отношений, возникающих
между гражданином и государством.
В сфере конституционного права
социальное партнерство должно осуществляться
в следующих формах, как считает
В.Е. Чиркин: соглашения работников и
работодателей, представленных их организациями,
по экономическим вопросам, политических
партий - по принципиальным вопросам жизни
общества, принцип и порядок мирного
разрешения социальных конфликтов, участие
различных слоев населения в
решении общенациональных задач.
Следующий постулат - социально-экономическое
равноправие индивидов и их общностей.
Социальные и экономические права
человека также неотчуждаемы и естественны,
как личные, принадлежащие каждому
от рождения. Уравнять всех и во всем
- это утопическая мысль, но вполне
реально предоставить индивидам
равные социально-экономические возможности
в соответствии с их статусом в
обществе. Это одна из целей социального
государства.
Социальная справедливость
- важнейший теоретический аспект
концепции. Около трети рассматриваемых
в Конституционном Суде жалоб
относится, по существу, к вопросам
ее обеспечения. Практически это связано
с решением вопросов инфраструктуры, установлением
минимального размера оплаты труда, потребительской
корзины: то ли минимум оказывается слишком
мал, то ли корзина слишком "легкая".
Между тем социальная справедливость
- принцип, который социальное государство
должно гарантировать. В.Е. Чиркин высказывает
мысль, что данный тип государства выступает
социально-политическим арбитром, так
как регулирует экономическую, социальную,
политическую и даже духовную сферы жизни
общества.
При осуществлении этих позиций
главным остается финансовый вопрос.
Ввиду этого невозможно существование
социального государства без
социально ориентированной экономики.
Ошибочным является мнение,
согласно которому государство, гарантируя
гражданам социальные права и
создавая условия для их свободного
развития, делает это себе в ущерб.
Правоведы оценивают сегодняшнее
состояние социального государства
в России на уровне первой половины
20-х годов XX в. Разработанная в 2004
г. концепция социального государства
не реализуется.
Тема 3. Характерные
черты современного социального государства
Современная наука пока не
выработала единого понимания социального
государства. До сих пор не решен
вопрос, обладает ли понятие "социальное
государство" относительной самостоятельностью
или оно выражает конституционно
закрепленную функциональную зависимость
между сущностью, содержанием и
формой государства. По сути, вопрос стоит
так: тождественны ли понятия "социальное
государство" и "социальная функция
государства"?
Социальная функция - это
деятельность государства, направленная
на минимизацию различий в доступе
членов государства к общественным
благам с целью обеспечения стабильности
(самосохранения) социума. На современном
этапе социальная функция государства
претерпевает значительные изменения.
Еще совсем недавно основной целью социального
государства было обеспечение публично-властными
структурами права на достойное существование
для каждого гражданина, а мера свободы,
которую может обеспечить государство
посредством выплаты пособий по безработице,
пенсий, дотаций и т.п., являлась основным
критерием степени "социальности"
государства. Именно этот критерий определял
парадигму социальной функции патерналистского
социального государства. Сегодня происходит
смена основного критерия: вместо меры
свободы, обеспеченной через патронаж
органов публичной власти, - скорость и
степень "включения" гражданина в
трудовую деятельность (речь идет исключительно
о полностью или частично трудоспособных
гражданах), что определяет степень "социальности"
современного социального государства.
Современное социальное государство
- это этап развития социального
государства, следующий за патерналистским
социальным государством. Социальное
государство - это не этап развития
правового государства, а этап развития
государственно-организованного общества
в целом. Можно согласиться с
мнением ряда авторов, которые считают,
что социальное и правовое государство
как "атрибуты государства приобретают
ясный смысл только в альтернативном,
а не кумулятивном режиме употребления",
и толкуют о "фундаментальных противоречиях
между правовым и социальным началом его
бытия". Такой атрибут государства,
как социальная функция, является имманентным
атрибутом любого типа государства, развивающегося
в рамках индустриального или постиндустриального
общества. Не только государство (публичная
власть и ее структуры) обязаны осуществлять
социальную функцию, это обязанность всего
современного государственно-организованного
общества. Причем основным актором осуществления
социальной функции в современном государстве
в зависимости от множества факторов могут
быть либо публичная власть, либо структуры
гражданского общества. Возможен и такой
вариант - оба эти соактора реализуют социальную
функцию субсидиарно.
Современное неопатерналистское
социальное государство - это модернизированная
форма социального государства,
отвечающая требованиям времени. Но
следует отметить, что видоизменяющаяся
роль органов публичной власти в
реализации социальной функции влечет
за собой обретение общественными
отношениями иного формата. Социальная
функция в рамках неопатерналистского
социального государства побуждает
людей с ограниченными возможностями,
женщин с малолетними детьми и
безработных вести активную трудовую
жизнь. И если относительно безработных
такая политика может быть оправдана
и государственно-организованное общество
только выиграет от нее, то в отношении
таких социальных групп, как женщины
с малолетними детьми и лица с
ограниченными возможностями (инвалиды,
пенсионеры по старости), дело обстоит
весьма проблематично. В отношении
инвалидов вопрос стоит о гуманности
такого рода шагов. Ну а в отношении
матерей малолетних детей ситуация
становится еще более сложной
и острой. Дети, оставшиеся без необходимого
присмотра, безнадзорные дети - это
проблема и обременение будущих
поколений, зачастую утраченная возможность
должной социализации подрастающего
поколения.
Идея новой исторической
формы социального государства
должна консолидировать весь накопленный
опыт социальной деятельности: в нее
включаются и обязанности государства
по социальной защите, и обязанности
гражданина активно и продуктивно
трудиться. Реакция общества на тенденцию
приватизации социальной функции должна
быть креативной, меры по сокращению государственного
финансирования социальной деятельности
воспринимались бы и реципиентами,
и спонсорами как новаторские
и вместе с тем необходимые
и справедливые.
Надо отметить, что и
приватизация социальной функции не
может быть полной, всеохватывающей.
Потребности тех групп населения,
которые по каким-либо причинам не могут
работать, должны удовлетворяться в обязательном
порядке либо органами публичной власти,
либо под их обязательным и постоянным
контролем и с их субсидиарным финансированием
в случае необходимости. Соответствующие
группы населения должны иметь государственные
гарантии социальной помощи.
Идея модификации социальной
функции не является исключительной
прерогативой современной России, это
общемировая тенденция, обусловленная
объективно. В последнее время
практически во всех современных
государствах весьма существенно проявляется
тенденция сокращения бюджетных
расходов на социальные нужды, что требует
своего научного осмысления. Все без
исключения социальные государства
приступили к подобного рода модификации
еще в 80 - 90-х годах XX в. Сегодня
и Россия вынуждена пойти по новому
пути развития социальной функции. И
Президент Российской Федерации, и
Правительство РФ уделяют особое
внимание развитию социальной функции
государства. Но она по необходимости
осуществляется в рамках современных
условий, данных объективно. С одной
стороны, Федеральная программа
по увеличению рождаемости и попытка
стабилизации демографической ситуации,
Федеральная программа "Семью
для каждого ребенка", а с
другой - "монетизация льгот", которую
можно считать модифицированным
способом оказания социальной помощи
определенным группам населения. "Монетизация
льгот" - уступка необходимости, это
тот самый вынужденный рациональный
подход к реализации социальной функции
государства. Некоторые политики оценивают
ситуацию по реформированию образования,
здравоохранения, науки, культуры весьма
пессимистично: "Доведение до логического
конца политики коммерциализации этих
сфер ставит под вопрос конституционные
права граждан России и установленные
Основным законом принципы социального
государства". Конечно, можно сожалеть
о том, что социальная функция государства
изменяет методы своего осуществления,
можно публично возмущаться, используя
создавшуюся ситуацию для приобретения
определенных преференций в предстоящей
предвыборной борьбе, но задача ученых
- беспристрастно проанализировать мировой
опыт, выявить критерии современной социальной
функции, основные направления ее развития,
современные методы ее осуществления.
Наиболее характерные
черты социального государства
определяются в его социальной политике,
которая в соответствии с Конституцией
РФ направлена "на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека".
Важная роль в реализации
социальной политики России отводится
федеральным целевым программам,
а также аналогичным программам,
разрабатываемым в регионах.
Например, в перечень федеральных
целевых программ на 2009 г. предлагалось
включить 50 программ общей стоимостью
более 300 млрд. руб., распределенных по
шести направлениям, в число которых
входят:
"Развитие инфраструктуры",
в том числе Программа "Жилище"
(стоит более 20 млрд. руб.);
"Новое поколение", в
том числе Программа "Дети
России", Федеральная целевая
программа развития образования
и др. (около 13 млрд. руб.);
"Безопасность жизнедеятельности
и сохранение окружающей среды";
"Новая экономика", в
том числе "Исследования и
разработки по приоритетным направлениям
развития науки и техники" (8
млрд. руб.);
"Региональный паритет",
в том числе программы "Юг
России" (2,1 млрд. руб.), "Восстановление
и развитие экономики Чеченской
Республики" (6 млрд. руб.);
"Реформирование правосудия",
в том числе Программа "Реформирование
уголовно-исполнительной системы"
(2,9 млрд. руб.) и др.
Тема 4. Проблемы
развития и совершенствования социального
государства
Социальное государство
имеет свои внутренние противоречия,
проходит определенные стадии формирования
и этапы развития. Отражением этих
противоречий и проблем стала
широкая дискуссия о кризисе
социального государства и его
будущем, развернувшаяся в зарубежной
научной и политической литературе
в 80-90-е годы. В основании процессов,
послуживших причиной обострения проблем
социального государства, лежат
цикличность и неравномерность
экономического развития, подверженность
экономики и социальной сферы
воздействию событий внешней
и внутренней политики. Мировой экономический
кризис уничтожил иллюзию гармонии
между экономическим ростом и
все расширяющейся практикой
централизованного распределения
социально-экономических благ, показал
наличие серьезных монетарных проблем
и невозможность бесконечной
эксплуатации дешевого импортного сырья.
Новое обострение дискуссии о
кризисе и перспективах социального
государства последовало вслед
за разрушением социализма в странах
Восточной Европы, экономическими
трудностями ФРГ, вызванными освоением
присоединенных восточногерманских земель,
дальнейшим расширением Европейского
Союза. Эти глобальные геополитические
и экономические сдвиги обнажили всю сложность
взаимодействия общества и государства.
Они показали несостоятельность как упрощенной
либеральной модели, основанной на разделении
общественной и государственной сфер
и последующем ограничении легитимного
положения государства, вплоть до модели
“минимального государства”, имеющего
функцию лишь обеспечения безопасности
государства, так и упрощенной социальной
модели, основанной на пассивном, подчиненном
положении общества и активной интервенцианистской
политике государства. Расцвет социального
государства в ХХ веке совпадает с совершенствованием
структурного разделения между обществом
и государством, поэтому научный спор
переходит от проблемы “что” к проблеме
“как”, то есть о том, “как или до каких
пределов должно и может действовать государство,
чтобы получить эффективные конечные
результаты, не вызывая при этом серьезных
неустойчивых явлений в глобальном функционировании
системы в течение длительного периода.
Или, другими словами: как должны складываться
коммуникативные отношения между обществом
и государством, чтобы проводить в жизнь
эффективную общественную политику с
достаточной финансовой поддержкой в
течение долгого времени и которые неуязвимы
относительно эффектов колонизации в
социальной сфере. Таким образом, главной
сферой регулирования взаимодействия
государства и общества является установление
оптимального соотношения между производством
и распределением, а главное противоречие
социального государства составляет противоречие
между расширяющейся социальной политикой
и экономическим ростом, экономическими
трудностями и необходимостью финансирования
социальных затрат[1, c.38]. Именно эти вопросы
являются предметом теоретических споров
сторонников экономической свободы и
защитников государственного вмешательства
в экономику. Серьезную проблему представляет
собой также определенный конфликт между
личностью и государством. Он проявляется
в том, что, с одной стороны, граждане хотят,
чтобы государство реально знало об их
проблемах и, следовательно, имело возможность
осуществлять эффективную политику обеспечения
благосостояния и поддержки, с другой,
- стремятся воспрепятствовать государству
владеть информацией о том, что они имеют,
думают и делают. Развитие же социального
государства в данном контексте может
быть интерпретировано как процесс социализации
частных потребностей, когда экономические
ресурсы личности, ее здоровье, потребности
в жилье, умение и желание работать перестают
быть частным делом и переходят в категорию
общественных проблем. Еще одним из серьезных
поводов для дискуссий о кризисе социального
государства служат разрастание, дублирование,
особенно в условиях сложного территориального
устройства, и бюрократизация государственного
и административного аппарата. Это ведет
к росту расходов на государственную службу,
снижению оперативности в оказании социальной
помощи, а в итоге - к потере эффективности
государственной поддержки. Для выявления
масштабов и глубины кризиса социального
государства, а также для определения
путей преодоления его нынешних трудностей
важное методологическое значение имеет
анализ характера этого кризиса. Необходимо
выяснить, возможно ли устранение кризисных
проявлений в рамках действующей общественной
модели с использованием присущих ей традиционных
механизмов или же требуется выход за
рамки данной модели и переход к использованию
принципиально иных методов управления
с целью обеспечения нового равновесия
системы. В этом плане показателен опыт
решения острых социально-экономических
проблем в 80-е годы во Франции и Испании,
который продемонстрировал, что модель
социального государства, сложившаяся
в 60-70-е годы, требует серьезной корректировки.
Так, после победы на президентских выборах
и проведения досрочных парламентских
выборов в 1981 г., Ф. Миттеран попытался
реализовать амбициозную программу, включавшую
основной набор традиционных социалистических
идей: широкую национализацию, активное
внедрение государства в управление экономикой,
расширение прав трудящихся на производстве
и т.д. Однако результаты оказались противоположны
ожидаемым. Повысилась инфляция, увеличился
дефицит внешней торговли, возросло количество
забастовок. После очередных парламентских
выборов к власти вновь пришло правое
правительство, свернувшее программу
социалистов. Учитывая пример Франции,
испанское правительство Ф. Гонсалеса,
руководителя Испанской социалистической
рабочей партии, с самого начала избрало
путь неолиберальных реформ. В то же время
приведенные примеры не означают исторической
исчерпанности модели социального государства,
так как ни в одной стране она еще не была
полностью реализована. Несмотря на то,
что в теории социальное государство нередко
противопоставляется либеральному государству,
на практике эти категории далеко не всегда
могут рассматриваться как альтернативные.
Даже такое типично “либеральное” государство,
как США, реализует мощнейшие национальные
социальные программы. Как справедливо
отмечает М. Арагон, современное социальное
государство не может непосредственно
вести полемику с “не социальным”, а вынуждено
делать это в отношении самого себя. Его
кризис представляется не как проблема
“быть или не быть”, а как необходимость
реформирования, модификации и усовершенствования
При этом отождествление социальной модели
государства с левыми политическими силами,
а либеральной или неолиберальной - с правыми
представляется явным упрощением, поскольку,
с одной стороны, недостаточно точно отражает
историю появления и развития социального
государства, а с другой - зачастую подменяет
научный анализ ключевой проблемы эффективности
общественной деятельности современного
интервенционистского государства использованием
идеологических клише. В числе основных
направлений совершенствования современной
модели социального государства зарубежные
ученые предлагают установление новых
принципов взаимоотношений экономики
и политики, поиск новых механизмов соединения
закономерностей рыночной экономики с
растущим спросом на благосостояние, отказ
от метафизического понимания принципа
равенства как парадигмы общественной
деятельности, повышение личного вклада
потребителей социальных благ в их производство.
Среди мер по преодолению кризисных явлений
в социальном государстве важное место
должен также занять постоянный контроль
за деятельностью государственного аппарата,
как с точки зрения ее эффективности, так
и законности. При этом недостаточно ограничиваться
внутренним контролем в пределах самой
администрации или внешним (бухгалтерским,
финансовым) контролем. Требуется расширение
парламентского контроля за всей совокупностью
государственной деятельности, вне зависимости
от того, осуществляется ли она непосредственно
администрацией, либо косвенно учреждениями
и организациями, созданными ею. Представители
народа имеют полное право инспектировать
государственные фонды и деятельность
государственных служб, которые ими распоряжаются.
Демократические принципы требуют контроля
не только крупных политических решений,
но также и инспектирования каждодневной
деятельности администрации. В общем,
социальное государство требует широкого
пересмотра инструментов контроля нашего
парламентаризма, до сих пор недостаточно
действенных. Сложные теоретические и
практические проблемы возникают также
в связи с необходимостью адаптации сложившейся
модели социального государства к современным
тенденциям мирового развития. Во-первых,
реализация принципа свободы международной
торговли порождает свободу конкуренции.
Однако высокие социальные расходы в развитых
странах ведут к соответствующему увеличению
затрат на производство и снижению конкурентоспособности
продукции этих стран на мировом рынке.
Таким образом, неизбежно возникает противоречие
между необходимостью проведения политики
протекционизма и ее несоответствием
принципу свободы торговли. Во-вторых,
принцип свободы перемещения или свободы
миграции ставит развитые государства
перед выбором: возложить тяготы по социальной
поддержке иммигрантов на своих собственных
граждан или же строго регламентировать
въезд граждан из менее развитых стран.
В-третьих, процессы экономической и политической
интеграции все новых стран в Европейский
Союз сопровождаются выдвижением проблем
социального равноправия на международный,
общеевропейский уровень. Поиск решения
этих проблем ведется в рамках развития
и реализации концепции одного социального
пространства, изложенной в Европейской
социальной хартии, посредством выполнения
специальных социальных программ и при
помощи Европейского социального фонда
и других институтов. При этом следует
отметить, что и на международном уровне
так же, как и на национальном, вопрос о
социальном государстве стоит не в плане
поиска ему альтернатив, а в аспекте его
совершенствования перед лицом новых
вызовов времени.