Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление особенностей социальной политики России на современном этапе развития. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность социальной политики в общем.
2. Определить основные направления социальной политики.
3. Проанализировать состояние социальной политики России на данном этапе развития.

Файлы: 1 файл

Курсовая Макро.docx

— 37.85 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Внутренняя политика государства  подразделяется на различные направления  в зависимости от сферы общественных отношений, в которую она вторгается. В этом смысле выделяют политику экономическую, социальную, национальную, демографическую, экологическую и т.д. Одной из важнейших частей внутренней политики является политика социальная, воплощенная  в ее социальных программах и практике, регулирующая социально-экономические  отношения в обществе.

Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших  принципа. Первый связан с научным  пониманием категории “свобода”  применительно к экономике. Одна из предлагаемых в этой связи трактовок  такова: “ Свобода без ответственности  не существует. Она дает шансы нести совместную ответственность по отношению к тем гражданам, которые слабы или лимитированы в своих трудовых возможностях. Рыночная экономика дает каждому шанс, но в то же время, ограничивает возможность полностью решать самостоятельно вопрос о том, как вести свою экономическую жизнь. Второй принцип связан с определением государством соотношения интересов различных общественных групп.

При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая  степень демократической культуры в обществе.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных  экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной  стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические  преобразования достигает максимума  тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление  новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё  не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической  жизни. Результатом может стать  отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население  судит о самих реформах.

Социальные реформы последнего времени в большинстве стран  идут по пути перераспределения социальных обязательств от государства к гражданину. Правда, это базируется на весьма высоком  и постоянно возрастающем уровне гражданского благосостояния, в России такие тенденции если и наблюдаются, то не на фоне улучшения благосостояния населения.

В настоящее время вопрос о социальной политике остро стоит  во многих государствах, в России в  эпоху перемен и преобразований он особенно актуален.

Целью работы является выявление  особенностей социальной политики России на современном этапе развития. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность социальной политики в общем.

2. Определить основные направления социальной политики.

3. Проанализировать состояние социальной политики России на данном этапе развития.

 

Глава 1. Социальная политика государства.

    1. Понятие социальной политики государства.

 

Социальная политика государства  – одно из направлений его деятельности по регулированию социально – экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.[11,с.3] При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране.

Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика– это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества.

Государственная социальная политика – это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве, это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения.[5,с.896]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Основные задачи и функции

 

Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический  характер государства, стремящегося через  политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов  в том социальном статусе, который  не был бы обременительным для  него.[10] К этим функциям относятся следующие:

1) Формирование рациональной  структуры доходов и потребностей  общества.

Эта функция предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию; формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период с тем, чтобы  заложить их в обозначаемую цель развития производства.

2) Стимулирование активизации  трудовой деятельности работников.

Эта функция направлена на побуждение работников к росту производства. Все источники доходов, размер и  направления поступлений и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными каждому  работнику и потребителю общественных благ

3) Обеспечение социальной  защищенности всех членов общества.

Эта функция предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности  социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную  задачу - обеспечение минимального прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в зависимости  от трудового вклада и размера  собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются  соответствующими правовыми нормами  и государственными службами и учреждениями.

4) Согласование личный, коллективных и общественных интересов.

Учитывается в первую очередь  не первоочередность решения тех  или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов  хозяйствования в их реализации.

5) Учет доли каждого  работника в создании и распределении  общественных благ.

Учет доли каждого работника  в создании и распределении общественных благ реализуется в разных системах по-разному. Социализм здесь провозгласил принцип распределения по количеству и качеству труда. Он базируется на теории трудовой стоимости и провозглашает: создающий своим трудом большую  стоимость должен получать больший  доход, большую долю от общественного  дохода. На практике этот принцип не реализовался, а насаждалось уравнительное  распределение. В рыночных структурах учет доли каждого ведется от ресурсного обеспечения производства или общественно  полезных действий. Учитывается роль фактора производства и через  механизм рынка определяется долевое  участие в распределении благ.

6) Развитие социальной  инфраструктуры общества.

Обеспечивает создание и  динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимает создание условий для воспроизводства  рабочей силы, а значит развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство  и эксплуатация жилого фонда, сферы  услуг и т.д.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация жизненного  уровня населения и недопущение  массовой бедности

2) сдерживание роста безработицы  и материальная поддержка безработных,  а также подготовка трудовых  ресурсов такого размера и  качества, которые соответствуют  потребностям общественного производства

3) поддержание стабильного  уровня реальных доходов населения  ем проведения антиинфляционных  мер и индексации доходов

4) развитие отраслей социальной  сферы (образование, здравоохранение,  жилищное хозяйство, культура  и искусство).

Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании  отношений как между социальными  группами, слоями общества, так и  внутри них, в обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия  в общественном производстве.[16]

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная  для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны  государства, в первую очередь, слабо  защищенных слоев населения. Решение  этой задачи имеет целью поддержание  оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные направления социальной политики

 

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации:

1)политика занятости;

2)политика государства в формировании доходов;

3)социальная защита граждан;

4)политика развития социальных отраслей(образование, здравоохранение, жилищное хозяйство и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Политика занятости

 

Важнейшим направлением социальной политики является политика занятости, т. к. высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент.[2,с.60] Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости. Причем в данном контексте под этим понятием подразумевается не использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг, а такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная безработица.

Фрикционная безработица  – безработица, связанная с добровольной сменой рабочими места работы и периодами  временного увольнения; временная незанятость  в периоды перехода рабочих с  одной работы на другую.[9,с.347]

Структурная безработица  – безработица, возникающая в  результате несоответствия квалификационной структуры рабочей силы потребностям производства. Структурная и фрикционная  безработица образуют естественную норму безработицы. Безработица  – одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство.[9,с.347]

В странах Запада за последние 30 с лишним лет сложилась система  социальных амортизаторов, которые  государство применяет для обеспечения  экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы  и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости  государство предпринимает следующие  действия:

1) сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы;

2) рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости);

3) досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста;

4) создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи;

5) ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда.

Наряду с прямыми существуют косвенные меры регулирования рынка  труда: налоговая, кредитно-денежная и  амортизационная политика правительства, законодательство в области социального  обеспечения, трудовых отношений и  т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Политика государства  в формировании доходов

 

Доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует дифференциация доходов - различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются  различные показатели. Степень неравенства  доходов отражает кривая Лоренца , при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Для характеристики распределения  совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент  Джини).

Информация о работе Социальная политика государства