Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление особенностей социальной политики России на современном этапе развития. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность социальной политики в общем.
2. Определить основные направления социальной политики.
3. Проанализировать состояние социальной политики России на данном этапе развития.

Файлы: 1 файл

Курсовая Макро.docx

— 37.85 Кб (Скачать файл)

 

Где G – коэффициент Джини, n – число домохозяйств, – доля дохода домохозяйства в общем доходе, – среднее арифметическое долей доходов домохозяйств.

Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем  выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент  Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.[16,с.456]

Государственная политика доходов  является составной частью социальной политики воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальные доходы характеризуют  уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения  цен.

Располагаемые доходы —  это номинальные доходы за вычетом  налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для  измерения динамики располагаемых  доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса  цен.

Реальные доходы характеризуют  номинальные доходы с учетом изменения  розничных цен (тарифов).

Реальные располагаемые  денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода  за минусом обязательных платежей и  взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.[6,с.416]

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами.

Трансфертные платежи  – выплата правительством или  фирмой домохозяйству или фирме  денег (или передача товаров и  услуг), взамен которой плательщик непосредственно  не получает товары или услуги.

Социальные трансферты —  это система денежных или натуральных  выплат населению, не связанных с  его участием в хозяйственной  деятельности в настоящее время  или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация  отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание  внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения  цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и  введением минимальных ставок заработной платы.

Перераспределение доходов  осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые каналы перераспределения  идут от бюджета: собранные в виде налогов средства предназначаются на социальные программы, пособия и выплаты. К косвенным методам относятся благотворительные фонды, льготное налогообложение малоимущих слоев населения, предоставление бесплатных услуг государственного образования и здравоохранения малообеспеченным, государственный контроль цен на монопольных рынках и иные способы.

Так как источниками доходов  населения являются заработанная плата, доходы от собственности, социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице), то особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация.

Индексация – это установленный  государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий  частично или полностью возместить ему удорожание потребительских  товаров и услуг. Индексация доходов  направлена на поддержание покупательной  способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а  также молодежи.

Индексация доходов имеет  и существенные недостатки. Так, она  может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

 

 

2.3 Социальная защита граждан

Социальная защита – поддержка  малообеспеченных слоев населения  и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную  регламентацию режима труда и  его оплаты, прав работника. Эта сторона  социальной защиты определяется уровнем  экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания.

Система социальной защиты включает обязательные виды социального  страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.[13]

Принципы социальной защиты:

1) социальная ответственность общества и государства;

2) социальная справедливость в области трудовых отношений,

3) всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков;

4) государственные гарантии социальной защиты;

5) экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность;

6) заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты;

7) многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты.

Государственная система  социальной помощи реализуется через  механизм социальных программ. Важнейшей  частью государственной программы  социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Выделяют обязательные формы социального страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование. Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции "динамической пенсии": приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства  входит обеспечение функционально  способной системы институтов страхования  на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как  важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах  составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых  является заработная плата, а это  означает, что они экономически уязвимы  и им не на что опереться, кроме  государственной власти.

 

 

 

 

 

2.4  Политика развития  социальных отраслей

 

Политика в области  жилищного хозяйства рассматривается  в современной экономике как  элемент социальной политики, призванный обеспечить необходимые жилищные условия. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную  подвижность рабочей силы, что  в условиях существенных структурных  сдвигов приобретает особую значимость, потому что повышает эффективность производства.[20,с.57]

В традиционном варианте это  направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств  для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии  поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные  органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и  сдают их в наем семьям с низкими  доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет  строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет  к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство  обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму  доходов владельцев за сдаваемое  в наем жилье. В отдельных случаях  приходится поступать еще более  решительно: изымать из частной собственности  землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

Политика государства  в области здравоохранения сводится к обеспечению условий для  сохранения здоровья населения. В современных  рыночных условиях эта задача решается в следующих направлениях:

1) предотвращение массовых эпидемий;

2) обеспечение доступности качественной и своевременной медицинской помощи;

3) пропаганда здорового образа жизни и т.д.

Следует также отметить, что политика в области здравоохранения  тесно связана с таким элементом  социальной политики, как регулирование  доходов населения, поскольку именно от их уровня во многом зависит доступность  медицинских услуг. Как показывает практика, развитые государства стремятся  обеспечить минимальный бесплатный перечень медицинских услуг населению (например, оказание скорой помощи), но большинство из них все же оказываются  на платной основе. При этом для  оплаты расходов на лечение создаются  специальные фонды, формируемые  за счет отчислений из заработной платы  работников.

Политика в области  образования также направлена на обеспечение доступности и качества образования для населения. В  развитых странах среднее образование  является обязательным и для большинства  населения бесплатным, обучение же конкретным профессиям происходит как  на бесплатной (для определенных категорий  людей), так и на платной основе (для большинства населения).

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2.Агапцов, С. Социальная  политика - ресурс экономического  развития России / С. Агапцов, Н.  Волгин // Государственная служба. - 2005. - N. 6. - С. 55-66

3.Апостолова, Т. М. Социальная политика и правовой механизм ее реализации: учебное пособие / Т. М. Апостолова, Н. Р. Косевич; под общ. ред. Н. Р. Косевич. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 478 с.

4.Биндар, Л. Социальные  обязательства государства : гарантии  и реалии / Л. Биндар // Человек  и труд. – 2002. – № 1. – С. 31-34

5.Булатов А.С. Экономика: Учебник / А.С.Булатов. – 3-е изд., перераб. и доп.// М.: Экономистъ, 2003. – 896 с.

6.Волгин, Н. А. Социальное государство: учебник / Н. А. Волгин, Н. Н. Гриценко, Ф. И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2003. - 416 с.

7.Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в контексте российского кризиса: стенограмма лекции [Электронный ресурс]. – Полит.Ру. – Режим доступа: http://www.polit.ru/lectures/2009/04/09/sots.html

8.Грязнова А.Г. Макроэкономика. Теория и Российская практика/ А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова// М.:Норус, 2011

9.Денисова, И. П. Социальная политика: учебник / И. П. Денисова, Л. Р. Клиновенко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 347 с.

10.Исследования социальной политики: исследовательские организации [Электронный ресурс]. – Информационно-аналитический портал «Социальная политика». – Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/ rus/social_policy_research/organizations/

11.Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В.Куликов, В.Д.Роик // Российский экономический журнал. – 2008. – №1. – с. 3-17.

12.Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов/ С.Миронов // Общество и экономика. – 2007. – №5. – с. 5-12.

13.Мониторинг государственной политики: государственные институты социальной политики [Электронный ресурс]. – Информационно-аналитический портал «Социальная политика». – Режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/institutes/

14.Россияне об острых проблемах общества [Электронный ресурс]. – Левада-Центр. – Режим доступа: http://www.levada.ru/press/2009062302.html

15.Савченко А.П. Здоровье общества и система здравоохранения в контексте социальной политики России: Доклад, 2007г.

16.Сажина М.А. Экономическая теория: Учебник для вузов/М.А.Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 456с.

17.Сидорина Т.Ю. Социальная политика - между экономикой и социологией / Т.Ю.Сидорина // Общественные науки и современность. - 2009. – №6. – с. 112-120.

18.Сидорович А.В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики:  Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001

19.Стребков, А. И. Социальная  политика: теория и практика / А.  И. Стребков. – СПб. : СПбГУ, 2000. –  204 с.

20.Якобсон Л.И. Социальная политика: коридоры возможностей / Л.И.Якобсон // Общественные науки и современность. – 2009. – №2. – с. 52-66.


Информация о работе Социальная политика государства