Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 06:13, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что безработица это одна из глобальных социально-экономических проблем современности. Для российского общества, в котором в течение продолжительного периода безработица официально не признавалась, а распределение трудовых ресурсов с целью поддержания полной занятости происходило в административном порядке, данная проблема является относительно новой. Одним из необходимых условий решения проблемы безработицы является проведение эффективной макроэкономической политики, так как рост деловой активности порождает увеличение спроса на рабочую силу.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой
работы обуславливается тем, что
безработица это одна из глобальных
социально-экономических
С момента принятия в Российской Федерации законодательства, регулирующего указанные отношения, оно неоднократно претерпевало значительные изменения, которые не всегда носили системный характер и имели достаточное теоретическое обоснование. В связи с этим, принимая во внимание, что в рамках названной системы происходит реализация конституционного права гражданина на защиту от безработицы, исследование проблем правового регулирования социальной защиты безработных представляется в настоящее время актуальным.
Объектом курсовой работы выступает государственная политика в сфере социальной защиты безработных.
Предметом исследования является комплекс правовых норм, которые регулируют отношения в сфере социальной защиты безработных.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта исследования соответствующих правовых норм определить сущность социальной защиты безработных в современной российской правовой системе.
Исходя из цели курсовой работы, определены следующие его задачи:
1) изучить особенности и правовые признаки безработного как субъекта социальной защиты населения;
2) выявить и обосновать
сущность системы социальной
защиты безработных с
3) определить принципы
функционирования социальной
4) сделать определенные выводы.
Глава 1. БЕЗРАБОТИЦА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ
Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях.
1. Трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости.
2. Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца).
3. Доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).
В России безработный должен отвечать условиям: проживать на территории РФ более 6 месяцев, не иметь заработка, быть зарегистрированным в службе занятости, быть готовым приступить к подходящей работе.
Институту государственной службы занятости около 100 лет. Его предтечей были биржи труда, получившие во многих странах широкое распространение во второй половине позапрошлого века. До этого трудоустройством, как правило, занимались профессиональные корпорации, а услуги немногочисленных частных контор трудового посредничества ограничивались довольно узкими областями деятельности (например, наймом домашней прислуги).
В два последних десятилетия
XIX в. стали создаваться организации,
выступавшие посредником при
подборе рабочей силы. Однако им
не особенно доверяли и профсоюзы, и
работодатели: первые опасались, что
биржи труда будут использовать
В России биржи труда возникли вначале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платные частные посреднические конторы.
Причины безработицы разнообразны:
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы:
Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для поиска подходящей работы.
Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.
Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство.
Циклическая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми. На конец февраля 2009г., по оценке Госкомстата РФ, общая численность безработных в России сократилась на 0,5% по сравнению с январем 2009г. и составила 6,11 млн. чел. Уровень безработицы в стране составил в соответствии с методологией МОТ 8,5% всего экономически активного населения страны. При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2009г. выросло на 3,8% по сравнению с январем 2009г. и составило 1,621 млн. чел. (26,5% от общего количества безработных). По сравнению с ситуацией на конец февраля 2008 г. общая численность безработных в России за год возросла на 2,4%, в том числе официально зарегистрированных – на 12,2%.
Доля мужчин в общей численности безработных в 2009 году превысила долю женщин (53,3% против 46,7%), а в численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 31% и 69% соответственно.
Среди безработных больше всего молодых россиян в возрасте от 20 до 24 лет (930 тысяч человек, или 17,8 процента). Устроиться в какую-либо фирму или на предприятие молодым людям становится все труднее. 40 процентов выпускников образовательных учреждений не находят себе применения. Да и в следующей возрастной группе (25-29 лет) 670 тысяч человек - безработные. Конечно, многие из них нашли себе применение в теневом секторе, где занято более 10 миллионов человек (по оценкам независимых экспертов, до 20 миллионов). Но это далеко не лучший вариант для нашей экономики. Очень плохо, когда вчерашним школьникам и студентам приходится начинать взрослую жизнь неустроенными, идти в весьма сомнительный бизнес при этом нарушая закон.
Безработица продолжает молодеть. Если в феврале и мае 2010 года средний возраст оказавшихся не у дел составлял 35 лет, то в августе - 34,5. Среди безработных каждый десятый имеет высшее образование, каждый четвертый - среднее профессиональное. Чтобы найти подходящее место, требуется в среднем более восьми месяцев, однако каждый третий не может устроиться на работу более года. Характерно, что 1,1 миллиона россиян оказались на улице из-за сокращения штатов, ликвидации предприятий или собственного дела.
Таким образом, можно сказать, что проблема современного общества, в том числе и Российского – это безработица, вызываемая как развитием технологий, так и экономическим спадом. И большую роль в регулирование сокращения безработицы в наше время отводится государству.
Политика занятости осуществляется государством на основе ежегодно принимаемой (соответственно развиваемой, дополняемой и корректируемой) «Федеральной программы содействия занятости населения в Российской Федерации». В центре программы — защита от безработицы. Она охватывает как работающих, но находящихся под угрозой увольнения, так и безработных, зарегистрированных в органах федеральной государственной службы занятости.
Основная задача политики занятости заключается не в том, чтобы способствовать восстановлению на работе всех уволенных, вне зависимости от потребности в них производства и причин увольнения. Такая политика означала бы торможение или остановку естественного процесса высвобождения «излишней» рабочей силы и тем самым противоречила бы императивам перехода к рынку, в том числе необходимости повышения экономической эффективности. Политика занятости осуществляется на основе сочетания трудоустройства со структурной перестройкой экономики и улучшением показателей общественного производства.
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда:
Во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду.
Во-вторых, формирование
оптимальной профессионально-
В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Государство на рынке
труда должно осуществлять систему
мер целенаправленного
Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы.