Социальная защита безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что безработица это одна из глобальных социально-экономических проблем современности. Для российского общества, в котором в течение продолжительного периода безработица официально не признавалась, а распределение трудовых ресурсов с целью поддержания полной занятости происходило в административном порядке, данная проблема является относительно новой. Одним из необходимых условий решения проблемы безработицы является проведение эффективной макроэкономической политики, так как рост деловой активности порождает увеличение спроса на рабочую силу.

Файлы: 1 файл

курсовая работа - копия (2).doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Комплексная программа  мер по созданию и сохранению рабочих  мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы  призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического      развития отдельных     регионов, иных программных   решений,

принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в  сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося  рынка труда к саморегулированию  все еще незначительна, поэтому  остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной  политики в социально-трудовой сфере  является формирование эффективной  системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение  структуры занятости населения  Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы  являются:

- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

- формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализацию Программы  предусматривается осуществлять в  два этапа в течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности  в создании рабочих мест; 

2. Выявление отраслевых  и региональных приоритетов в  развитии и сохранении перспективных рабочих мест;

3. Проведение социальной  экспертизы разрабатываемых федеральных  целевых и инвестиционных программ;

4. Разработка нормативной  правовой базы, ориентированной  на формирование общих условий  для создания и сохранения рабочих мест;

5. Создание механизма,  обеспечивающего развитие профессиональной  и территориальной мобильности  рабочей силы;

6. Повышение эффективности  использования имеющихся производственных  мощностей;

7. Формирование системы  организации временных рабочих мест на базе общественных работ;

8. Разработка механизма  развития социального партнерства  в области создания и сохранения  рабочих мест;

9. Целевая поддержка  создания и сохранения рабочих  мест для неконкурентоспособных  граждан.

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация  пакета целевых программ, направленных  на создание рабочих мест в  отраслях экономики и регионах  Российской Федерации

2. Создание условий  для повышения качества рабочих  мест 

3. Стимулирование формирования  эффективной структуры занятости  населения 

В «Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 год» предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде  будет направлена на:

-обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

-переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

-достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

-предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

-создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

-развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

-рост мобильности трудовых ресурсов.

 

К ключевым интегрированным  направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:

-преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений, как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

-экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

-оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

-разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

-развитие гибких форм занятости;

-последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной, в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

-дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

-улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

-сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;

-проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

-развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня.

На макроуровне  высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование  финансово – кредитной, структурной,  инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства  в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2.Согласование  социальной, демографической, миграционной  политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

Государство на рынке  труда должно осуществлять систему  мер целенаправленного воздействия  на количественные и качественные аспекты  развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства.

 

 

 

Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА БЕЗРАБОТНЫХ

 

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана в 1991 году  на основе закона «О занятости населения» Государственная служба занятости.

Помощь государственной  службы занятости осуществляется преимущественно по двум направлениям:

1. Через государственную  поддержку материальных источников  существования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи — иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и вынуждают безработного искать работу;

2. Через трудоустройство  тех безработных, которые к  этому способны и проявляют желание участвовать в общественном производстве. Такая поддержка, будучи по своей сути более конструктивной и активной, перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не уповал только на получение материальной помощи от общества, но предпринимал усилия к самообеспечению. Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные условия, стимулировать в максимальной степени включение безработного в трудовую деятельность.

Характерен в этом отношении пример работы Московской областной службы занятости. Она включает в себя Московский областной центр, 18 городских и 39 районных центров, а также специализированные учебные центры по профессиональной переподготовке и переобучению. В службе работают около 1200 человек, которые заняты поиском вакантных рабочих мест, соответствующих возможностям зарегистрированных безработных, выплатой пособий о безработице, переобучением безработных, а также консультацией1.

Аналогичная деятельность свойственна и другим подразделениям Федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗ). Созданная в 1993 году в соответствии с Законом РФ «О занятости населения» (1991 г.), ФГСЗ включает Государственный комитет по занятости, Государственные комитеты по занятости республик в составе РФ, Центров занятости в других субъектах Федерации и Центров занятости в районах и городах. Подразделения службы занятости в пределах своей компетенции разрабатывают и осуществляют программы занятости с участием представителей организаций предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся2.

Деятельность  органов службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения  о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», а так же из местного бюджета.

По  положениям данного приказа  средства направляются, в частности, на:

— мероприятия по профориентации, профподготовке и переподготовке безработных;

— организацию общественных работ;

— выплаты пособий  по безработице, компенсацию материальных затрат безработным в связи с  их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты;

Информация о работе Социальная защита безработных