Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:10, контрольная работа
Целью данной работы является формирование оптимального механизма реализации государственной социальной политики, анализ имеющихся проблем и поиск путей их решенияанализ понятия социального государства.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
Исследовать понятие и выявить признаки социального государств.
Изучить модели социального государства.
Выявить характерные черты Российской Федерации как социального государства.
Введение 3
1. Понятие и признаки социального государства 4
2. Модели социального государства 8
3. Характеристика Российской Федерации как социального государства 11
Заключение 16
Список литературы 18
Оглавление
Введение 3
1. Понятие и признаки социального государства 4
2. Модели социального государства 8
3. Характеристика Российской Федерации как социального государства 11
Заключение 16
Список литературы 18
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что наше государство конституционно декларирует себя в качестве государства социального. Социальное государство обязано в силу своего статуса проводить развернутую и действенную социальную политику. Построение социального государства — это сложнейшая конституционная, правовая, философская, экономическая, государственно-управленческая задача.
Социальная политика относится к числу наиболее актуальных проблем общественной жизни и представляет важную область современной теории и практики социального управления. Ведущие ученые отмечают, что анализ состояния социальной политики государства и поиск ее альтернативных вариантов обсуждаются во многих странах мира. В условиях глобализации встают вопросы о способах организации социальной жизни, роли социальных взаимодействий и создании условий для реализации человеческих потребностей в современном индустриальном обществе.
Отмеченные в последнее время отрицательные явления социально-экономического характера в России во многом связаны с известными недостатками и ошибками в осуществлении экономической реформы, отставанием в области научных подходов и разработке комплексных решений проблем ее социальной ориентации, в особенности системного подхода к совокупности условий жизнедеятельности населения.
Основными направлениями успешного формирования стратегии развития социально-экономического потенциала, требующими конкретизации по отдельным этапам, являются: ориентация экономики на решение социальных задач, формирование высокоэффективной, гибкой и восприимчивой к нововведениям социально-ориентированной экономики, учет глобальных мировых тенденций, а также опыта стран, добившихся определенного социального прогресса в развитии социально-экономического потенциала.
Таким образом, актуальность темы данной работы вытекает из необходимости анализа понятия социального государства и развития России как социального государства.
Целью данной работы является формирование оптимального механизма реализации государственной социальной политики, анализ имеющихся проблем и поиск путей их решенияанализ понятия социального государства.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
Объектом работы выступает социальное государство.
Предметом работы являются понятие и признаки социального государства.
Методологической основой работы является системный подход и методы сравнительного анализа.
Структура контрольнойработы включает введение, три параграфа, заключение и список литературы.
В ч. 1 ст. 7 Конституции РФ1 дается легальное определение рассматриваемого феномена: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого конституционного положения можно вывести несколько признаков социального государства. Во-первых, политика социального государства должна быть направлена на создание определенных условий; во-вторых, создаваемые социальным государством условия должны обеспечивать достойную жизнь; наконец, в-третьих, политика социального государства должна быть нацелена на создание условий, обеспечивающих не только достойную жизнь, но и свободное развитие человека. Эти три признака дают нам представление о понятии социального государства, заложенном в Конституции.
С.А. Авакьян называет ряд условий, при наличии которых государство становится социальным, в частности, говорит о том, что социальное государство "создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек своим трудом (в разрешенных формах, при условиях его охраны и гарантированной оплаты) мог обеспечить себе необходимый экономический уровень"2. По мнению Г.А. Гаджиева, "социальное государство не является патерналистским государством, которое должно заботиться обо всех своих гражданах"3.
Итак, происходит разграничение обязанности по осуществлению социальной деятельности: государство различными методами обязано обеспечивать условия для труда посредством создания рабочих мест с необходимым вознаграждением, а отдельный человек, чтобы быть вправе требовать от социального государства проведения политики, гарантирующей достойную жизнь и свободное развитие, должен осуществлять трудовую деятельность в полном соответствии с нормами законодательства.
Понятие "социальное государство" несет в себе огромный созидательный потенциал и имеет большую привлекательность для общественного сознания, но вместе с тем это и одно из самых "загадочных" понятий российской Конституции. Несмотря на то что в любом комментарии к Конституции РФ или учебнике по конституционному праву дается определение социального государства, указываются его признаки и направления деятельности, конституционная норма о социальном государстве рассматривается, скорее, как некоторая политическая программа, идеологическая платформа, без раскрытия конкретных правовых механизмов ее реализации4.
Для современных публикаций по вопросам
социального государства
Таким образом, первым признаком
социального государства
Второй признак социального государства - обеспечение отдельных категорий населения, которые не в состоянии трудиться по не зависящим от них обстоятельствам (дети, инвалиды, лица преклонного возраста и др.) - вытекает из объективных условий жизни. Здесь важно установить точный перечень лиц, подпадающих под особую опеку государства, выявить все возможные социальные риски, которые эти лица не смогут самостоятельно преодолеть.
Для обеспечения достойного
уровня жизни таких граждан
Наконец, третий признак социального государства - обязанность непрерывно формировать условия достойной жизни и свободного развития человека посредством создания необходимой социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура включает: 1) учреждения образования; 2) учреждения здравоохранения; 3) учреждения социальной защиты населения; 4) учреждения физической культуры и спорта; 5) учреждения культуры и искусства. Мы считаем, что обеспечение граждан необходимой социальной инфраструктурой - неотъемлемый признак социального государства.
Сущностный принцип
Идея о социальном государстве зародилась давно, имея к этому множество предпосылок. Долгое время различные политические направления обсуждали вопрос о том, хорошо или плохо быть социальным государством, кому и в какой мере это необходимо: насколько это нужно обществу, а насколько государству, возможно ли вообще выполнение социальной роли государства при определенной государственной политике и т.д.
В ходе долгих исторических дискуссий к середине XX в. все-таки устоялась точка зрения об абсолютной необходимости социального функционирования государства.
В настоящее время идея о социальном государстве оттачивается до совершенства, все еще стоит вопрос о степени социальной роли государства. И в итоге каждое государство решает этот вопрос для себя в индивидуальном порядке, конечно, учитывая при этом исторический опыт, свои внутренние условия: политико-правовой режим, уровень экономического развития, разницу в доходах между различными слоями общества, настроения в обществе, а также в зависимости от поставленных государством целей в его развитии.
В научно-правовой литературе предложены модели социального государства. Можно выделить две группы таких моделей8.
Первая группа подразумевает рассмотрение термина "социальное государство" как родового понятия. В этом случае его разновидностями можно назвать "государство всеобщего благоденствия (благосостояния)", "государство, благоприятствующее труду", или "трудовое государство", "социалистическое государство". В теоретико-познавательных целях необходимо установить различия между этими разновидностями социального государства.
Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин отмечают, что "длительное время эффективным считалось государство "благоденствия", "благосостояния" (welfare state). Оно должно было максимально обеспечивать человека социальными услугами"9. При этом на современном этапе концепция "государства всеобщего благоденствия" в его толковании как "безбрежного благодетеля"10 подвергается критике, поскольку "излишнее возложение социальных обязанностей на государство... ведет к печальным последствиям: бегству капитала из страны, замедлению темпов развития, отставанию, к иждивенчеству граждан, утрате их активности, деловой инициативы". Поэтому "все большее распространение получает идея workfare state", которая означает государство, "где блага создаются посредством труда, государство, благоприятствующее труду, поддерживающее труд, работающее государство". В государстве, благоприятствующем труду, иное отношение к отдельной личности, чем в государстве всеобщего благоденствия, такое государство "требует повышения социальной активности личности"11. Различие между двумя описанными разновидностями социального государства не совсем явно. Нужно добавить, что государство, благоприятствующее труду, отличается от государства всеобщего благоденствия определенным самоограничением (обеспечивает лишь основные нужды человека) и, следовательно, увеличением ответственности каждого человека за собственное благополучие. При этом в литературе четко не разъясняются степень и области уменьшения роли государства, благоприятствующего труду, в социальной политике и не уточняются конкретные формы увеличения ответственности человека за свое благополучие в сравнении с государством всеобщего благоденствия.
Имеется и другая группа
моделей социального
Условность разграничения этих моделей очевидна, поскольку во всех трех соакторами социальной политики выступают государство, корпорации, отдельный человек и иные структуры гражданского общества. Разница между моделями устанавливается лишь в роли и степени участия упомянутых субъектов социальной политики в реализации назначения социального государства. При этом при описании модели не приводятся конкретные количественные и качественные параметры существующей разницы роли и степени участия, лишь отмечается, что такая разница присутствует. Более того, Р.А. Ромашов и Н.С. Нижник пишут, что "обрисованные модели социального государства представляют собой идеальные типы и в чистом виде вряд ли существуют".
В ч. 1 ст. 7 Конституции РФ 1993 г.14 провозглашается, что Российская Федерация - социальное государство. Многие авторы, изучающие природу такого государства, утверждают, что Россия пока не в полной мере является социальным государством, что конституционные положения еще не воплотились в действительности, тем не менее, начиная с 1995 года в России проводится интенсивная работа по формированию соответствующего правового, экономического и социального пространства, отражающего в той или иной степени сущность и содержание социального государства: создано обширное федеральное и региональное социальное законодательство, подкрепленное многочисленными подзаконными актами; внедрены основы регулирования рыночной экономики; федеральное и региональное управление осуществляет воздействие на социальную среду в целях ее адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования; осуществляется оптимизация разграничения полномочий органов власти всех уровней в целях эффективной реализации социальных функций государства.
Информация о работе Социальное государство и развитие России как социального государства