Социальное государство и развитие России как социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование оптимального механизма реализации государственной социальной политики, анализ имеющихся проблем и поиск путей их решенияанализ понятия социального государства.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
Исследовать понятие и выявить признаки социального государств.
Изучить модели социального государства.
Выявить характерные черты Российской Федерации как социального государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и признаки социального государства 4
2. Модели социального государства 8
3. Характеристика Российской Федерации как социального государства 11
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

СОЦ ГОСУДАРСТВО.docx

— 46.81 Кб (Скачать файл)

В современной истории  развития социальной политики Российской Федерации можно выделить как  минимум два этапа, представляющих функционирование различных моделей социального развития15:

1. Первый этап (первая половина 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью социального развития, для которой характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения. Данная модель была заимствована из практики регулирования социальной сферы Советского Союза.

Среди основных недостатков  патерналистской модели следует  назвать перекрестную реализацию социальных программ, вызывающую дублирование социальной помощи и неоправданно высокие (конечно, с точки зрения финансовых возможностей) расходы на социальную сферу.

На этом этапе социальная политика в России, как и во многих других странах с переходной экономикой, была ориентирована преимущественно  на наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. В то же время усилия, направленные на повышение эффективности социальных программ, отступали на второй план.

Таким образом, патерналистская  модель показала свою неэффективность в регулировании современных социальных процессов в обществе. Вместе с тем ее применение на начальном этапе социально-экономических преобразований в России было обосновано в силу ряда объективных причин, среди которых16:

    • резкое падение уровня жизни населения;
    • отсутствие опыта решения столь масштабных задач в области социальной политики;
    • несформированность социальной структуры общества;
    • недостаточная определенность социально-экономических приоритетов государства;
    • отсутствие технической и нормативно-методической базы для решения многих задач социальных реформ;
    • необходимость полного использования тех ресурсов, форм и методов работы, которые остались от дореформенной системы социальной защиты.

Резкое обострение бюджетно-финансовых проблем в экономике страны, а также в социальной сфере подтвердило бесперспективность попыток решить социальные проблемы лишь путем дальнейшего наращивания финансирования – без проведения глубоких структурных преобразований в сфере социальной политики, тем более, что сохранение традиционных методов социальной политики приводило к прямо противоположным результатам: например, перекрестное субсидирование жилищно-коммунальных расходов в большей степени повышало уровень благосостояния богатых слоев общества.

2. Второй этап современной  истории развития России как социального государства составляет переход от патерналистской модели к адресной социальной системе. Именно переход, так как мы еще далеки от достижения этой цели. Основными характеристиками этой модели являются:

    • четкое определение приоритетов социальной политики;
    • дифференциация социальной политики государства в отношении различных слоев населения;
    • корректное выделение категорий получателей социальной и помощи;
    • доведение до получателей социальной помощи финансовых ресурсов в полном объеме;
    • определение и разграничение полномочий в реализации социальной политики между всеми уровнями бюджетной системы.

Важнейшей задачей в сфере  социальной политики становится существенное повышение ее эффективности, концентрация усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение неоправданных бюджетных расходов, и более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере.

Один из важнейших аспектов изменения модели социальной политики связан с переходом от преимущественно  социальной поддержки к социальному страхованию с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов. Это является одной из важных форм перехода от системы социального патернализма к адресной социальной системе.

Формирование адресной социальной поддержки предполагает введение целевого характера в системе распределения  и использования социальных трансфертов, в том числе и как основы межбюджетных отношений.

Отсюда вытекает еще одна из основных черт системного изменения  модели социального государства – ее "муниципализация", в том смысле, что социальная политика должна сместиться по иерархии управления вниз – к людям, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств путем предоставления возможности в большей степени определять социальную политику на муниципальном уровне. При этом должно сохраняться единое социальное пространство на территории Российской Федерации путем установления федеральных минимальных гарантий в социальной области (минимальных социальных стандартов).

Изменения в модели социальной политики РФ способствуют постепенной трансформации государственного патернализма в умеренно либеральную социальную систему, что находит отражение в официальной позиции Правительства РФ и закрепляется в государственных социальных программах.

В рамках реализации адресной модели социальной системы Российской Федерации можно выделить следующие этапы: – антикризисное управление социальными процессами в обществе; – достижение социальной стабильности; – устойчивое развитие социальной сферы.

Сложившаяся на сегодняшний  день ситуация в социальной сфере  наиболее красноречиво характеризует этап антикризисного управления социальными процессами. Управление социальными процессами в значительной степени осуществляется по принципу "пожарной команды", когда основные усилия прилагаются к решению самых неотложных проблем, представляющих угрозу существованию единого социального пространства на территории Российской Федерации.

Задачей социальной политики на ближайшую перспективу является достижение социальной стабильности развития общества. Социальная стабильность – это такое состояние социальных процессов в стране, которое позволяет обеспечивать поступательное развитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе.

Достижение социальной стабильности в обществе предполагает удержание социальных конфликтов на контролируемом и регулируемом уровне во избежание деструктивных процессов, представляющих угрозу как для социального, так и для развития страны.

Современная социальная политика российского государства представляет собой систему научно обоснованных, скоординированных по своим целям, задачам и конкретным исполнителям организационно-экономических и правовых мер воздействия государства на процессы решения актуальных проблем страны в области социального развития, социальной защиты и поддержки граждан России. Эти меры должны обеспечиваться за счет финансирования из всех возможных источников (федерального и региональных бюджетов, внебюджетных фондов и других возможных источников, включая средства спонсоров), должны быть скоординированы по уровням государственной власти и хозяйственного управления, по срокам, местам и субъектам реализации принимаемых решений17.

Основными механизмами  формирования Российской Федерации как социального государства являются: административный и экономический. Административный механизм заключается в соблюдении государственного законодательства, а также в нормировании качества жизни и здоровья населения. Суть экономического механизма заключается в возможности финансирования социальных мероприятий, формировании политики ценообразования с учетом социального фактора, а также создание свободного рынка товаров и услуг.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

В научно-правовой литературе можно найти немало работ, посвященных социальному государству, где оно рассматривается с различных сторон, приводятся его определения, называются сущностные признаки, функции и цели. Тем не менее, общепринятого мнения относительно природы социального государства в правовой литературе нет.

С нашей точки зрения социальным является государство: 1) предоставляющее каждому человеку возможность трудиться посредством активного проведения политики всеобщей занятости; 2) законодательно закрепляющее вознаграждение за труд не ниже прожиточного минимума, обеспечивающего основные потребности человека; 3) гарантирующее социальное обеспечение не ниже прожиточного минимума для категорий населения, которые не могут осуществлять трудовую деятельность по объективным причинам; 4) непрерывно формирующее условия достойной жизни и свободного развития каждого человека посредством создания необходимой социальной инфраструктуры.

Понятно, что предметным полем деятельности социального государства является осуществление социальной политики, которая складывается из таких направлений, как занятость, образование, охрана здоровья, социальное обеспечение, обеспечение жильем.

При этом Конституция РФ не дает ответа о конкретных параметрах социального государства. Дело в особенности самих социальных проблем - в их постоянной динамике, взаимосвязанной с динамикой экономических и политических процессов.Состояние социальной сферы общества меняется практически в режиме реального времени под влиянием самых разнообразных факторов (выборы, финансовые кризисы, стихийные бедствия и др.). К каждой социальной проблеме приходится "подбирать свой ключ" применительно к текущим условиям. Следовательно, понятие "социальное государство" характеризует не застывшее идеальное состояние, а процесс, точнее - механизм постоянного воспроизводства конкретных решений по конкретным социальным проблемам. Современная социальная политика - это не просто "государственная благотворительность", это постоянный диалог общества и власти.

Проведение социальной политики в  России предполагает активное содействие государства повышению жизненного уровня населения путем постепенных реформ, а также средств их достижения с учетом практической целесообразности и реальных возможностей. При этом важнейшей задачей является переход к политике, основанной на социально-экономической ответственности всех членов общества. В социальной политике России на современном этапе выделяется ряд приоритетных направлений: регулирование доходов и занятости населения; социальная защита населения и забота о его наиболее уязвимых слоях; жилищное строительство и развитие социальной сферы; а главное – создание условий для воспроизводства населения.

Политика доходов населения  должна создать условия, позволяющие  экономически активной части населения  зарабатывать средства. Поэтому требуется  повысить значение заработной платы  как стимула к труду в составе доходов населения, восстановить роль минимальной заработной платы как важнейшего социального норматива.

Реализация этой политики будет  успешной только в том случае, если она будет сопровождаться содействием  отечественному производителю на внутреннем рынке, разумной налоговой политикой  и усилением контроля за финансовой дисциплиной.

 

Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009.  N 4. ст. 445.
  2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Т. 1. С. 402.
  3. Габрелян Э.В. О правовом и социальном государстве // Российская юстиция. 2011. N 5. С. 32 - 34.
  4. Гаджиев Г.А. Судебная Концепция конституционного принципа социального государства в Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1. С. 55.
  5. Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. М., 2005. С. 273.
  6. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. М.: МГИМО-Университет, 2006. С. 12.
  7. Магомедов Ш.Б., Бутаев Г.Р. Теоретические основы социального государства на современном этапе // Российский юридический журнал. 2012. N 1. С. 7 - 17.
  8. Ренкас, Н.Н. Актуальные вопросы осуществления социальной политики Российской Федерации в сфере управления качеством жизни населения: теоретический и практический аспекты / Н.Н. Ренкас // Юридический мир. – 2007. -N 4. – С.35.
  9. Сигарев А.В. Социальное государство как конституционно-правовая проблема // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 12. С. 10 - 12.
  10. Стоноженко,И.В. Концепция социальной реформы / И.В.  Стоноженко //Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. – 2008. - N 6. – С.29.
  11. Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 197.
  12. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 96.
  13. Шапошников С.П. Социальное государство в России: историко-теоретический аспект // История государства и права. 2010. N 11. С. 12 - 15.
  14. Юргелас, М.В. Региональные аспекты формирования и реализации социально-экономической политики в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. полит. наук. / М.В.  Юргелас. –М.: Центр социолого-политологических исследований Института социологии РАН, 2007. С.78.

Информация о работе Социальное государство и развитие России как социального государства