Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цели работы: изучение и исследование социального государства, а также характеристика социального государства.
Задачи:
Определение социального государства, его понятие, назначение и функции.
рассмотрение развитие идей социального государства
рассмотрение становления социального государства

Файлы: 1 файл

социальное государство.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Также функции социального  государства является:

    1. Поддержка социально незащищенных слоев населения. Это система законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.. Важной задачей которого является обеспечение стабильности в стране и социальную защиту граждан в новых условиях. 
    2. Охрана труда и здоровья людей. Это система которая является сохранения жизни и здоровья людей в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
    3. Поддержка семьи, материнства, детства. К этой поддержки относится скидка в размере 30%  для оплаты услуг ЖКУ, бесплатная выдача лекарств приобретаемых по рецепту врача, бесплатный проезд на городском транспорте для учащихся общеобразовательных школ, получение социальной выплаты для приобретения или строительства жилья

Следовательно функциями  социального государство является выражения в совершенствовании  общественных отношений, обеспечении  всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соотношение  правового и социального государства

Впервые термин «социальное  государство» был выдвинут в середине ХІХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцом фон Штейном.Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является развитием другого, и в этом смысле мы говорим о социальном государстве».

Подлинно социальное государство  возможно лишь в условиях демократии, и должно быть правовым в современном  значении этой характеристики. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность с правом.

Понятие "правовое государство" воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю.

Правовое государство - это такая  форма организации и деятельности государственной власти, которая  строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. В тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства. Сохраняя основные признаки государства, оно является государством гуманным, отвергающим жесткие, деспотические методы воздействия на общество.

В правовом государстве основные органы государственной власти формируются  непосредственно населением на основе норм демократического избирательного права. Данное положение в первую очередь относится к органам законодательной власти, которые создают правовую основу жизни и деятельности всех государственных и иных органов и организаций, должностных лиц и граждан.

Экономической основой правового и социального государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Законодательное закрепление положений, составляющих суть принципов правового  государства, ещё недостаточно для фактического построения. В реальной жизни стали заметно более распространенными факты грубейшего нарушения прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому для реального построения правового государства в России необходимо:

  • повысить общую культуру населения;
  • построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями;
  • повысить уровень материальной обеспеченности граждан;
  • создать стабильную политическую обстановку, решить национальный вопрос;

Правовое государство является взаимодействием государства и права, где государство опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина.

Важным признаком правового государства является верховенство закона по отношению по всем другим, нормативным правовым актам, а также верховенство и прямое действие Конституции как основного закона государства. Последнее означает соответствие всех законов Конституции и непосредственное действие основных норм Конституции, в первую очередь касающихся прав и свобод граждан, таких как равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и других.

Социальную основу правового  государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного  прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан.

Правовое государство - это одновременно и социальное государство. Утверждение правовой природы социального государства  фактически закрепила за государством его социальные функции. Социальные функции последнего не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства. Личные права человека стали важнейшей частью всей правовой системы государства, определяя через избирательное право власть, через гражданские права - политическую природу государства и его социальные обязанности, через социальные права - его социальные функции. Правовой фундамент придал социальным функциям обязательный характер. Они стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.

Понятие социальное государство  появилась после второй мировой  войны, когда возник лагерь социализма, а идеи социалистического переустройства общества были достаточно популярны. В  этих условиях ученые и политики капиталистических стран высказывались о том, что богатые должны поделиться частью своего богатства с бедными в противном случае они могут потерять все.

Впервые социальное государство  в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию «демократическим и социальным государством». В следующие годы практика конституционного закрепления статуса социального государства получила дальнейшее распространение. Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства

      1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
      2. В РФ охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» Конституция РФ.

В настоящее время  все страны мира являются социальными  государствами, независимо от того, закреплено это в их основном законе, или  нет. Таким образом, в соответствии с различными теориями социального  развития, программной целью государства является обеспечение достойных условий жизни населения. Государство обязано создавать условия для развития человека. Механизм государственного регулирования должен быть направлен на обеспечение благосостояния всего населения. Задачей государственных органов управления при этом становится: нахождение баланса между происходящими экономическими и социальными процессами, обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках, с одной стороны, достижение высокого уровня и качества жизни населения - сокращение поляризации населения по уровню доходов, повышение защиты социально уязвимых граждан, обеспечение всеобщей доступности в области получения образования, здравоохранения, обеспеченности жильем; гармонизации социальных отношений, ослабление социальной поляризации и предотвращение перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму, с другой.

Любое государство выполняет  в той или иной степени социальные функции и имеет определенные социальные черты. Социальное государство  предназначена для того, чтобы  подчеркнуть способность современного государства осуществлять социальную политику, то есть обеспечить максимальную трудовую занятость населения, создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, малообеспеченных семей, малоимущих, вести борьбу с преступностью.

В условиях существования  различных форм собственности и  рыночных отношений социальные функции  государства, в основном, направлены на социально малообеспеченные слои населения – нетрудоспособных граждан, сирот, инвалидов, многодетных семей, безработных. Остальным слоям населения социальная помощь государством, как правило, не предоставляется. Они самостоятельно решают свои социальные вопросы на основе рыночных отношений и не обращаются за помощью к государству.

В странах с нерыночной экономикой учреждения социальной сферы  могут быть не только непосредственно  государственными, но и находиться на балансе государственных предприятий  и учреждений. Однако средства на их создание, содержание и обслуживание населения выделяются централизованно из государственного бюджета по решению соответствующих государственных органов. Поэтому существование социальных учреждений при предприятиях является формальным. По существу вся социальная сфера является государственной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблемы  становления социального государства  в Российской Федерации.

Социальная проблематика принадлежала к разряду актуальных еще в советском обществе. Однако по известным причинам в этот период обсуждение социальных вопросов в политико-социологической литературе не включало в себя современный анализ проблем становления в стране социального государства. В конце 80-х годов начались глубокие трансформации в советском социалистическом обществе, приведшие во второй половине 1991 года к открытию современной модернизации России. С этого времени проблематика социального государства начала постепенно входить в научный и политический оборот.

Ценности социального  государства нашли отражение  в программных документах ряда политических партий и общественно-политических организаций. Наконец, положение о социальном государстве получило закрепление в статье 7 новой Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. «Российская Федерация, - записано в Основном Законе страны,-социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность идее и ценностям социального государства в России в условиях современной модернизации страны.

. В научный оборот  понятие «социальное государство» ввел в 1850 году Лоренц фон Штайнз. В дальнейшем весомый вклад в разработку теории социального государства внесли такие западноевропейские ученые, как  Х.Байер, Б.Венер, Г.Геллер, Т.Маршалл, Ф.Нойманн, Ф.Пильц, Г.Риттер, М.Спикер, Т.Тилтон, Р.Титмус, А.Фукс, Р.Хайнце, Е.Хубер, Т.Тилтон и другие.  Параллельно с развитием теории социального государства в зарубежной литературе получили распространение научные исследования проблем социально ориентированной экономики и социального рыночного хозяйства. Последний осуществлялись в контексте формирования в странах Запада национальных моделей социального государства.

Информация о работе Социальное государство