Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:30, курсовая работа
Цель курсовой работы — охарактеризовать современную доктрину социального государства.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и признаки социального государства;
- охарактеризовать термин «социальное государство», его сущность и критерии;
- раскрыть проблемы и противоречия построения социального государство в современном мире.
Введение 3
Основная часть 5
1 Общая характеристика социального государства 5
2 Социальное государство: сущность и принципы 16
Заключение 29
Глоссарий 31
Список использованных источников 34
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Социальное государство |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Общая характеристика
2 Социальное государство:
Заключение 29
Глоссарий 31
Список использованных источников 34
Приложения 37
Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности.
Современное социальное государство – это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.
Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.
Все это определяет актуальность темы исследования проблем социального государства.
Объект данной курсовой работы —
феномен социального
Предмет курсовой работы — проблемы построения социального государство в современном историческом контексте.
Цель курсовой работы — охарактеризовать современную доктрину социального государства.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и
- охарактеризовать термин «
- раскрыть проблемы и
Раскрытие предмета исследования курсовой работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на применении диалектического метода познания, относимого в науке к категории всеобщего. Использование всеобщего метода позволило исследовать поставленную задачу в динамике, исследуя общеметодологические особенности развития содержания термина «социальное государство». Принцип историзма, неразрывно связанный с диалектическим методом познания, также составил методологическую базу курсовой работы. Общенаучный метод также был использован и включает в себя анализ, синтез, комплексный и другие подходы.
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Социальное государство», круг вопросов и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Структура настоящей курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.
1.1 Понятие социального
Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.
Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 г. Л. фон Штайн. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штайну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».
Растущее давление рабочего и профсоюзного движения, опасения по поводу возможного усиления социалистов заставляли правительства промышленно развитых стран идти на социальные уступки. В Германии канцлер О. фон Бисмарк, позднее кайзер Вильгельм II прямо предупреждали о такой угрозе. Советники канцлера О. фон Бисмарка (особенно Г. Вагнер) инициировали в Германии разработку нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании профессиональных групп работников, самоуправляемых товариществах взаимного страхования. Это позволяло аккумулировать финансовые ресурсы как гарантии качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Такая социально-правовая конструкция получила условное название «модель Бисмарка» и в модифицированном виде использовалась долгое время в Германии и некоторых других странах. В 1871 г. Германия вводит государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, в 1880 г. - финансирование медицинской помощи, в 1883 г. - пособия по болезни.
Социальное страхование от несчастного случая устанавливается и в других странах (Приложение А).
Большой резонанс имели реформы
налоговой системы и
В 1950-е гг. в Швеции, Германии, в меньшей степени Великобритании и других европейских странах к власти пришли социал-демократы, которые попытались реализовать государство всеобщего благосостояния на практике. Экономический кризис 1970-х гг. показал ошибочность ряда положений теории и привёл к её глубокому пересмотру. В 1980-х гг. усилились симптомы недовольства государством всеобщего благоденствия. Многие утверждали что оно приводит к социальному иждивенчеству. Это стимулировало неоконсервативное наступление. Тем не менее ни рейганомика в США, ни тэтчеризм в Великобритании, ни влияние южной корпоративной модели не привели к отказу от социального государства.
В качестве современных примеров наиболее полной реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавии (т. н. «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду и Новую Зеландию [7].
Неолибералы полагают, что государство всеобщего благосостояния приводит к падению эффективности экономики и несёт в себе риск утраты населением политических свобод. Коммунисты считают что необходимым условием обеспечения социальных гарантий является только переход от капитализма к социализму.
1.2 Правовое и социальное государство
Начиная с 19 века получили обширное распространение
и стали набирать популярность концепции
социальной справедливости и социального
государства – инструмента
Попробуем сопоставить эти понятия о государстве и справедливости с правовым государством и правовой справедливостью.
В своей наиболее распространенной (но не единственной) форме идея социальной справедливости предполагает относительно равномерное распределение всех или некоторых благ в обществе. Здесь важно зафиксировать ключевой факт – понятие «социальная справедливость» может использоваться для оценки положение дел в обществе, но в отличие от просто справедливости не может использоваться для оценки поступков. Про человека не говорят, что он поступил «социально-справедливо», про правоохранительные органы, которые занимаются практическим воплощением понимаемой каким-либо образом справедливости, также не говорят «органы социальной юстиции» даже в том случае, если они восстанавливают «социальную справедливость».
Принимая во внимание этот факт, нельзя отождествить «социальную справедливость» с «распределительной справедливостью» Аристотеля, которая относилась к действиям конкретного человека или государства по распределению благ.
(Скептик, вероятно, мог бы заметить,
что понятия «справедливость»
и «справедливый» подобно «
Другое дело – социальная справедливость. Социально несправедливое распределение доходов не обязательно связано с поступками людей, которые можно назвать несправедливыми (по крайней мере, в смысле уравнительной справедливости), хотя такая связь и может наличествовать, обеспечивая увязку «социальной справедливости» с просто «справедливостью».
Есть и возможность стыковки
понятия «социальная
Конечно же, можно попробовать примирить «социальную справедливость» с «правовой», предполагая, что «социальная не-справедливость» появляется в результате не-справедливого наделения отдельных индивидов правами. Судя по всему, образ мыслей такого рода был характерен для Маркса («Критика Готской программы»). Однако он основывается на весьма неочевидной посылке – «индивида наделяет правами государством или общество», что подразумевает, что в каком-то смысле первоначально общество (государство) обладало всеми правами, но потом решило уступить все права или их часть индивиду [10].
Однако до той поры, пока мы не подразумеваем, что исходным источником прав является «государство» или «общество «нет возможности считать «социальную несправедливость» связанной с правовой справедливостью.
Итак, если в каком-либо обществе не
существует «центра по распределению
прав», то понятие «социальной
В случае, если государство отказывается от распространения принципа правового равенства на всех граждан и ставит задачу влиять на положение в обществе отдельных индивидов, групп индивидов или отраслей, то такое государство становится «социальным государством». Аналогично тому как «правовое государство» тесно связано с «правовой справедливостью», «социальное государство» тесно связано с «социальной справедливостью». При этом, в силу того, что концепция «социальной справедливости» открыта для различных интерпретаций, «социальное государство» совершенно не обязательно сосредоточено на помощи малообеспеченным. В не меньшей степени «социальному государству» присуща и поддержка вполне процветающих отраслей и предприятий (corporate welfare), основанная на представлении о том, что некоторые отрасли получают недостаточно средств по сравнению с «общественно необходимым» уровнем.
Теперь определив понятия
Основная проблема здесь в этом сосуществовании состоит в том, что эти два вида государственности серьезно отличаются своей идеологией, целями, особенностями управления и пределами для собственного роста.
С точки зрения идеологии фундаментальным принципом правового государства является формальное (правовое) равенство, а из этого принципа следует незаданность результатов, в том числе, материальных результатов использования людьми их формальных прав. Основным принципом социального государства является отрицание государства правового и корректировка результатов осуществления принципа формального равенства.
Цели у правового государства цели отсутствуют, если не считать целями основные принципы права и необходимость исполнения чиновниками следующих из этих принципов обязываний. Деятельность социального государства направлена на достижение определенных целей, что предполагает свободу государства для выбора подходящих средств. Должностные лица в таком государстве не исполняют обязывания, а используют предоставленные ими права.