Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 11:58, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать понятие и проблемы становления социального государства.
Исходя из целей, нами были поставлены следующие задачи:
- определить понятие социального государства;
- рассмотреть принципы и функции социального государства;
Введение 3
1. Общая характеристика социального государства 3
1.1. Понятие социального государства 3
1.2. Признаки и функции социального государства 3
2. Характеристика России как социального государства 3
2.1. Становление России как социального государства 3
2.2. Проблемы создания социального государства в России 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
Конституция Российской Федерации в ст.7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской
Федерации охраняются труд и
здоровье людей,
В принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации в соответствии с седьмой ее статьей Россия была провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако одно лишь провозглашение социального статуса российского государства, даже конституционное, не гарантирует автоматического роста качества и уровня жизни населения, надежной социальной защиты и социальной безопасности, минимизации социальных рисков и требуемых условий для самореализации творческого трудового потенциала личности. К сожалению, напротив, за последнее десятилетие в социальной сфере России накопилось немало острых проблем, которые не соответствуют современным критериям, параметрам и принципам социального государства.
К концу 1990-х годов, особенно после дефолта 1998 г., стало очевидным, что формирование рынка в России, без обращения внимания на положение и состояние граждан страны, уже невозможно. Основная направленность социальных действий Правительства с самого начала («шоковая терапия») ориентировалась на снижение уровня социальных обязательств государства, что фактически противоречит Конституции, которая определяет российское государство социальным, о чем свидетельствуют следующие факты:
1. Введение плоской налоговой
шкалы на доходы с физических
лиц прямо направленной против
бедных и малообеспеченных
- увеличилась налоговая ставка с 12 до 13 %;
- возрос налоговый пресс, который и прежде был в 2 раза выше у низкооплачиваемых;
- подоходный налог платят даже те группы работников, чей заработок ниже прожиточного минимума.
Кроме того, плоская шкала обострила социальную поляризацию и дестабилизацию в обществе, увеличив разрыв доходов нижних и верхних 10 %-ных групп с 14 до 17 раз11.
С учетом единого социального налога для тех, кто получает заработок до 30 тыс. руб., в год, плата составила 48,6 % (т.е. почти половину), но тот, кто получает свыше 600 тыс. руб. в год, платит в целом лишь 15 % (13 +2 %)12.
2. Введение единого социального
налога (ЕСН) фактически перечеркнуло
формирующуюся страховую
3. Введение в пенсионную
систему накопительного
4. Задуманная властями
реформа ЖКХ имела своей целью
не столько исправить
5. Реформа в сфере образования
во главе с единым
6. Внедрение адресной социальной
помощи, эффективность которой близка
к нулевой отметке. И для
этого есть две причины, когда
Можно сделать вывод о том, что государство озабочено лишь экономическим положением крупного бизнеса, фактически пренебрегая условиями выживания основной части населения, что не могло не разрушить народного потенциала страны и увеличить протестный ресурс. В то же время состояние «износа» и «усталости» населения приводит к тому, что поколение детей не воспроизводит поколение родителей не только количественно, но и качественно. Это снижает численность граждан в стране, разрушает человеческий капитал, представляя угрозу национальной безопасности. Наблюдается распад социальных связей и ослабление социального потенциала, что сравнимо с процессом истощения природы при отсутствии деятельности по ее восстановлению14.
Для того чтобы социальное государство функционировало в реальной жизни со всеми соответствующими социальными последствиями для населения, нужны адекватные практические механизмы его развития и реализации. Нужна активная социальная политика всех его субъектов на национальном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях, которая занимает особое решающее место в социальном государстве.
Как обосновывается в Концепции
социального государства
Во-первых, социальное партнерство как особый тип общественных, в частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального государства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и ключевую задачу его социальной политики.
Во-вторых, социальное партнерство
как специфический социально-
В-третьих, социальное партнерство выражает важнейшую, характерную черту идеологии, соответствующей целям и общественной востребованности социального государства, идеологии, составляющей важный фактор его развития и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство – это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономического прогресса.
Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие, служит важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества в целом.
В стране сложилась такая ситуация, когда наступил предельный порог. Принцип социальной справедливости может абсолютно уйти из жизни, если и далее не ограничивать наступление принципа «экономической целесообразности».
Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку.
Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:
- Россия еще не обрела
опоры в праве, в правах
- в России не создан
«средний слой» собственников:
подавляющему большинству
- отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;
- не ликвидированы монополии
в важнейших видах
- отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;
- снижен уровень нравственности
в обществе, практически потеряны
привычные духовные ориентиры
справедливости и равенства. В
общественном сознании
- существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;
- в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;
- в процессе освобождения
российского общества от
И, тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.*
Любое государство, будучи продуктом общественного развития, в широком значении этого слова является социальным. Но о социальном государстве как особом его типе можно говорить тогда, когда социально ориентированная политика государства фактически становится основным направлением его деятельности и имеет распространение на широкий круг объектов; в структуре экономики отражается и учитывается социальная ориентация государства. Идея социального государства связана с тем, что государство перестает использоваться как орудие подавления и классового господства, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер.
Сущностью этого типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество», основной целью которого является защита прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, а не отдельной его части, выработка механизма мирного разрешения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Положение о социальном государстве прямо зафиксировано, например, в конституциях Германии, Франции, Испании. В первом президентском варианте проекта Конституции РФ характеристика российского государства, как социального, отсутствовала. В окончательный же вариант она была внесена (ст. 7). Однако тенденция к ограничению социальной функции государства в последнее время, безусловно, проявилась, например, в отсутствии закрепления права на общее среднее образование, права на труд (ст. 43, 37 Конституции РФ). В реальном осуществлении положений Конституции РФ такие отступления более значительны.
В понятие «социальное государство» вкладывается следующий смысл: это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия: