Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать понятие и проблемы становления социального государства.
Исходя из целей, нами были поставлены следующие задачи:
- определить понятие социального государства;
- рассмотреть принципы и функции социального государства;

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика социального государства 3
1.1. Понятие социального государства 3
1.2. Признаки и функции социального государства 3
2. Характеристика России как социального государства 3
2.1. Становление России как социального государства 3
2.2. Проблемы создания социального государства в России 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ социальное государство.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Конституция Российской Федерации в ст.7 закрепляет принцип  социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека.

2. В Российской  Федерации охраняются труд и  здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер  оплаты труда, обеспечивается  государственная поддержка семьи,  материнства, отцовства и детства,  инвалидов и пожилых граждан,  развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку.

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика России как социального государства

2.1. Становление России  как социального государства

 

В принятой в 1993 году Конституции  Российской Федерации в соответствии с седьмой ее статьей Россия была провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако одно лишь провозглашение социального статуса российского государства, даже конституционное, не гарантирует автоматического роста качества и уровня жизни населения, надежной социальной защиты и социальной безопасности, минимизации социальных рисков и требуемых условий для самореализации творческого трудового потенциала личности. К сожалению, напротив, за последнее десятилетие в социальной сфере России накопилось немало острых проблем, которые не соответствуют современным критериям, параметрам и принципам социального государства.

К концу 1990-х годов, особенно после дефолта 1998 г., стало очевидным, что формирование рынка в России, без обращения внимания на положение  и состояние граждан страны, уже  невозможно. Основная направленность социальных действий Правительства с самого начала («шоковая терапия») ориентировалась на снижение уровня социальных обязательств государства, что фактически противоречит Конституции, которая определяет российское государство социальным, о чем свидетельствуют следующие факты:

1. Введение плоской налоговой  шкалы на доходы с физических  лиц прямо направленной против  бедных и малообеспеченных групп  населения, так как для них:

- увеличилась налоговая  ставка с 12 до 13 %;

- возрос налоговый пресс, который и прежде был в 2 раза выше у низкооплачиваемых;

- подоходный налог платят  даже те группы работников, чей  заработок ниже прожиточного  минимума.

Кроме того, плоская шкала  обострила социальную поляризацию  и дестабилизацию в обществе, увеличив разрыв доходов нижних и верхних 10 %-ных групп с 14 до 17 раз11.

С учетом единого социального  налога для тех, кто получает заработок  до 30 тыс. руб., в год, плата составила 48,6 % (т.е. почти половину), но тот, кто  получает свыше 600 тыс. руб. в год, платит в целом лишь 15 % (13 +2 %)12.

2. Введение единого социального  налога (ЕСН) фактически перечеркнуло  формирующуюся страховую систему  с внебюджетными фондами. В  результате такого «превращения»  взносы предпринимателей, покрываемые  на самом деле за счет фонда оплаты труда, трансформировались в обычный государственный налог, поступающий в федеральный бюджет, что вынудило замораживать заработную плату. ЕСН становится собственностью государства, и потому фактически теряет свою целевую направленность, прямо помогая при необходимости государственному бюджету в ущерб интересам населения.

3. Введение в пенсионную  систему накопительного принципа  за счет торможения роста пенсий  у существующих сегодня пенсионеров.  На самом деле накопительная  модель имеет двуединую цель: а) окончательное обоснование снижения существующих пенсий и выделение «базовой» пенсии в структуре трудовой, которая оплачивается в значительной мере за счет «страховых» взносов, осуществляемых предпринимателями (будучи на самом деле социальной выплатой, т. к. ее получают не заработавшие); б) аккумуляцию «длинных» рублей под эгидой государства для использования их как инвестиционный ресурс.

4. Задуманная властями  реформа ЖКХ имела своей целью  не столько исправить плачевное  состояние этого сектора, сколько получить в свое распоряжение фонд жилищных субсидий, который по своему размеру приближается к пенсионному, а его использование будет еще менее прозрачным.

5. Реформа в сфере образования  во главе с единым государственным  экзаменом (ЕГЭ). В условиях сегодняшней России, где треть школ не имеет не только комплекта преподавателей, но в них отсутствуют водопровод, канализация, а зимой тепло и электричество, школьники не получают стандарта знания, а качество их обучения на порядок ниже того, что требует ЕГЭ. ЕГЭ оказывается гарантией привилегий детям, обучающимся ближе к «центру» со всеми современными удобствами и компьютерными классами.

6. Внедрение адресной социальной  помощи, эффективность которой близка  к нулевой отметке. И для  этого есть две причины, когда речь идет о денежных трансфертах: а) пособия в доходах населения составляют сегодня лишь 1,3 %13; б) административные расходы при определении права на социальную помощь существенно перекрывают их сумму, превращаясь в новый источник для коррупции чиновников.

Можно сделать вывод о  том, что государство озабочено  лишь экономическим положением крупного бизнеса, фактически пренебрегая условиями  выживания основной части населения, что не могло не разрушить народного  потенциала страны и увеличить протестный ресурс. В то же время состояние «износа» и «усталости» населения приводит к тому, что поколение детей не воспроизводит поколение родителей не только количественно, но и качественно. Это снижает численность граждан в стране, разрушает человеческий капитал, представляя угрозу национальной безопасности. Наблюдается распад социальных связей и ослабление социального потенциала, что сравнимо с процессом истощения природы при отсутствии деятельности по ее восстановлению14.

Для того чтобы социальное государство функционировало в реальной жизни со всеми соответствующими социальными последствиями для населения, нужны адекватные практические механизмы его развития и реализации. Нужна активная социальная политика всех его субъектов на национальном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях, которая занимает особое решающее место в социальном государстве.

Как обосновывается в Концепции  социального государства Российской Федерации, подготовленной по заказу Федеральных  органов власти и представленной Президенту России В.В. Путину для обсуждения на заседании Государственного совета РФ, важнейшим инструментарием социального государства и социальной политики является социальное партнерство.

Во-первых, социальное партнерство  как особый тип общественных, в  частности, социально-трудовых отношений, при котором обеспечивается баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества, выражает саму сущность социального государства, основу социальных отношений, свойственных социальному государству, важнейший принцип и ключевую задачу его социальной политики.

Во-вторых, социальное партнерство  как специфический социально-политический механизм регулирования социальных отношений в целом, социально-трудовых и связанных с ними экономических  отношений, основанный на принципе равноправных переговоров, достижения компромисса, консенсуса между государственной властью, работодателями и работниками, предотвращения социальных конфликтов, составляет базу общественного механизма регулирования социально-трудовых отношений в социальном государстве.

В-третьих, социальное партнерство  выражает важнейшую, характерную черту  идеологии, соответствующей целям  и общественной востребованности социального  государства, идеологии, составляющей важный фактор его развития и совершенствования. Для социального государства как представителя общественных интересов социальное партнерство – это социальный мир и сплоченность общества, условие его политической стабильности, экономического прогресса.

Таким образом, социальное партнерство, его формирование и развитие, служит важнейшим фактором и показателем социальной, политической, нравственной и идеологической зрелости самого социального государства, общества в целом.

В стране сложилась такая  ситуация, когда наступил предельный порог. Принцип социальной справедливости может абсолютно уйти из жизни, если и далее не ограничивать наступление принципа «экономической целесообразности».

2.2. Проблемы создания социального  государства в России

 

Конституция Российской Федерации  в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку.

Можно назвать некоторые  проблемы создания социального государства в России:

- Россия еще не обрела  опоры в праве, в правах человека  и социальное государство в  России не может опереться  на фундамент правового государства:  создание социального государства  у нас не является новым  этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

- в России не создан  «средний слой» собственников:  подавляющему большинству населения  страны ничего не досталось  от стихийно приватизированной  партийно-государственной собственности;

- отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

- не ликвидированы монополии  в важнейших видах производства  и сбыта, что приводит к отсутствию  реальной конкуренции;

- отсутствует развитое, зрелое  гражданское общество;

- снижен уровень нравственности  в обществе, практически потеряны  привычные духовные ориентиры  справедливости и равенства. В  общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики («политика - дело грязное»);

- существующие политические  партии России не имеют четких  социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

- в обществе отсутствуют  четко обозначенные реальные  цели, научно выверенные модели  жизнеустройства;

- в процессе освобождения  российского общества от тотального  вмешательства государства по  инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И, тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности - единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.*

 

 

 

 

Заключение

 

Любое государство, будучи продуктом  общественного развития, в широком  значении этого слова является социальным. Но о социальном государстве как  особом его типе можно говорить тогда, когда социально ориентированная политика государства фактически становится основным направлением его деятельности и имеет распространение на широкий круг объектов; в структуре экономики отражается и учитывается социальная ориентация государства. Идея социального государства связана с тем, что государство перестает использоваться как орудие подавления и классового господства, утрачивает полностью свой эксплуататорский характер.

Сущностью этого типа государства  является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество», основной целью которого является защита прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, а не отдельной его части, выработка механизма мирного разрешения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Положение о социальном государстве прямо зафиксировано, например, в конституциях Германии, Франции, Испании. В первом президентском варианте проекта Конституции РФ характеристика российского государства, как социального, отсутствовала. В окончательный же вариант она была внесена (ст. 7). Однако тенденция к ограничению социальной функции государства в последнее время, безусловно, проявилась, например, в отсутствии закрепления права на общее среднее образование, права на труд (ст. 43, 37 Конституции РФ). В реальном осуществлении положений Конституции РФ такие отступления более значительны.

В понятие «социальное  государство» вкладывается следующий  смысл: это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:

Информация о работе Социальное государство