Социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать понятие и проблемы становления социального государства.
Исходя из целей, нами были поставлены следующие задачи:
- определить понятие социального государства;
- рассмотреть принципы и функции социального государства;

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика социального государства 3
1.1. Понятие социального государства 3
1.2. Признаки и функции социального государства 3
2. Характеристика России как социального государства 3
2.1. Становление России как социального государства 3
2.2. Проблемы создания социального государства в России 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ социальное государство.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

   стр. 

 

Введение

Актуальность  рассматриваемой темы. XX век внес в историю развития государств новый тип - социальное государство, пришедшее на смену так называемому «либеральному государству» или «государству - ночному сторожу». Апологеты доктрины либерализма, виднейшими сторонниками которой были А. Смит, Лассаль, Спенсер и другие, воспевали не только свободу личности как величайшую ценность отношений между людьми, но и экономическую независимость общества и его отдельных членов от государства. Назначение государства рассматривалось слишком узко, лишь как: защита общества от угроз извне, защита «граждан от сограждан», выполнение тех работ, которые непривлекательны для частного бизнеса ввиду низкой прибыльности, но весьма важны для всего общества (строительство и поддержание в должном состоянии объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.). Материальная поддержка государством отдельных граждан рассматривалась как недопустимая по двум причинам: 1) оказание помощи слабому, как считали некоторые социологи и юристы, есть вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к «снижению качества» генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это, по сути, означает изъятие «священной и неприкосновенной» частной собственности.

Термин «социальное  государство» достаточно широко употреблялся уже в трудах дореволюционных  российских теоретиков права, причем существенных различий между социальным и социалистическим государством в то время не проводилось. В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах рабочего законодательства, в рамках которого стала формироваться система социального страхования. Затем в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. Лишь в 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и других государств при характеристике основ государственного устройства используется термин «социальное государство».

В основе социального  государства лежит идея о том, что именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ, что можно рассматривать как создание равных стартовых возможностей (вернее, выравнивание этих возможностей). Социальным следует называть то государство, одним из приоритетных направлений деятельности которого является создание условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.

Конечно, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно  в полной мере отнести к такому типу государств. Выдвинутый и имеющей значение элемента государственной идеологии лозунг «Жить по средствам», по сути, означает признание неспособности государственной власти разработать глобальную доктрину социальной политики и вместе с тем обеспечить эту политику экономическими механизмами.

Вместе с тем  долю оптимизма внушает сама попытка  конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства  современного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.

Объектом курсовой работы является система общественных отношений, возникающих вокруг построения правового государства.

Предметом курсовой работы является изучение взглядов ученых на проблему становления социального государства, а также ряда принятых в соответствии с этими взглядами нормативных актов.

Цель курсовой работы: исследовать  понятие и проблемы становления  социального государства.

Исходя из целей, нами были поставлены следующие задачи:

  • определить понятие социального государства;
  • рассмотреть принципы и функции социального государства;
  • дать характеристику России как социального государства.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Общая характеристика социального государства

1.1. Понятие социального государства

 

Понятия «социальное  государство» и «социальное правовое государство» как политическое и  государственно-правовое установление впервые в мировой конституционной  практике было закреплено в ст.20 и 28 Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г.1 Сказанное вовсе не означает, во-первых, что в конституциях других европейских и североамериканских государств к тому времени не были закреплены в той или иной понятийной форме аналогичные положения. Например, в Конституции Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. в ст. 3 было прямо записано: «Задача Республики - устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны»2.

Во-вторых, такое  конституционное закрепление этих установлений не означало немедленного воплощения данных положений в действительность, а растянулось на многие десятилетия, да и сейчас еще они во многом остаются юридическими фикциями3. В самой старой из ныне действующих - Конституции США, хотя и не содержалось подобных установлений, однако было положение о том, что «никакие денежные выдачи из Казначейства не могут производиться иначе как согласно установленным законом назначениям»4. Это конституционное положение послужило основой для принятия в 1935 году Закона о социальном обеспечении, ставшего исторической вехой в американском социальном законодательстве.

В-третьих, приведенные  факты, по нашему мнению, свидетельствуют об эволюции не только государства и права, но и об эволюции взаимодействия общества и государства. Причем оно осуществляется таким образом, что не только общество влияет на изменение государства, но и государство активно воздействует на состояние общества, регулируя различные виды общественных отношений, зачастую превращая их из частных, партикулярных (например, частную благотворительность) в публичные, общеобязательные. Вследствие такого взаимодействия и общество, и государство приобретают новые социальные качества при сохранении таких качеств и свойств, которые со временем становятся архаическими. Этот сложный и противоречивый процесс социально-политического развития находит свое отражение и в политической теории, концепции которой также оказывают обратное воздействие на принятие соответствующих установлений.

Большинство исследователей - и зарубежных, и российских - связывают  появление идей о формировании социального  государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом осмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Но в наиболее развитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30-40-х гг. XIX века. Некоторые исследователи полагают, что Гоббс анализом отношений индивида и государства заложил предпосылки для развития свободного целеполагания и атомизации общества, составляющих основу частной конкуренции и рынка5.

Дж. Локк как  выразитель политического компромисса, осуществленного в ходе Славной  революции 1688 г., основу политических договоров и политики видел в консенсусе, в согласовании интересов индивидов, отводя государству прежде всего функцию охраны собственности и свободы договоров6.

В свою очередь, Ж.Ж. Руссо считал одной из задач  государства устранение несправедливого  и нестерпимого для общества деления людей на богачей и нищих, но не настаивал на устранении богатства вообще и тем более богатых.

Теоретики, жившие в условиях XIX века, модифицировали и трансформировали идеи XVII-XVIII вв. в  соответствии с новыми историческими  условиями. Практические же меры в области взаимодействия общества и государства носили, с одной стороны, насильственный репрессивный характер, а с другой - выражали объективную потребность в смягчении социальных контрастов и антагонизмов. В политической теории возник ряд новых концепций: либерализм с его апологией частной собственности, индивидуализма, конкуренции, рынка и «минимального государства» как «ночного сторожа»; утопический социализм в разных модификациях, введший термин «социализм» как противоположность индивидуализму. В конце 40-х гг. XX века возник марксизм, с совершенно других теоретико-методологических позиций осмысливший теории предшественников и современников.7

Ряд российских авторов полагают, что родоначальником  термина «социальное государство» является Лоренц фон Штейн, определивший его как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти8. Однако еще в 1832 году в Германии вышла в свет книга Р. фон Моля «Наука полиции по началам юридического государства» (русский перевод 1871 года). Под полицией Моль понимал связанную правом деятельность государства по содействию гражданам в достижении ими разумных и дозволенных целей, охраняя при этом их свободу путем принятия общих мер и создания учреждений, которыми может воспользоваться всякий9. В сущности, мы имеем дело здесь с одним из самых ранних определений социального государства, которое, правда, еще скрыто под лозунгами правового государства классического либерализма. Для этой социально-политической доктрины характерны две особенности. Одна из них относится к деятельности государства в сфере экономики, а вторая - к способу отправления государственной власти. В сфере экономики государству отводилась функция «ночного сторожа», то есть невмешательства в экономическую жизнь и несоздания препятствий неограниченному обогащению. Отправление же государственной власти понималось как охрана установленного правопорядка и обеспечение равенства всех перед законом, без учета фактического неравенства людей.

Итак, социальное государство - организация политической власти общества, деятельность которой  всецело направлена на удовлетворение интересов человека, создания всех условий для его процветания и развития. В настоящее время социально ориентированное государство сталкивается с проблемой борьбы за распределение материальных ресурсов, экологической проблемой и рядом других, без решения которых немыслимо построения государства «всеобщего благоденствия».

1.2. Признаки и функции  социального государства

 

Становление социального  государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий  «человеческого» измерения.

С учетом сказанного можно  сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

Демократическая организация  государственной власти.

Высокий нравственный уровень  граждан и прежде всего — должностных  лиц государства.

Мощный экономический  потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

Социально ориентированная  структура экономики, что проявляется  в существовании различных форм собственности со значительной долей  собственности государства в нужных областях хозяйства.

Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового  государства.

Существование гражданского общества, в руках которого государство  выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

Наличие у государства  таких целей, как установление всеобщего  блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

Наличие развитого  социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Закрепление формулы  «социальное государство» в конституции  страны.

Говоря о функциях социального государства, следует  иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи  все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства  налагает отпечаток его общее  социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через  призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей  социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.10

К последним, в  частности, относятся:

  • поддержка социально незащищенных категорий населения;
  • охрана труда и здоровья людей;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
  • поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
  • финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  • борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
  • поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
  • участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  • забота о сохранении мира в обществе.

Информация о работе Социальное государство