Социальные функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

Право имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения «юридических норм», поддерживаемых принудительным воздействием со стороны государственной или общественной власти. Определенность и общеизвестность этих правил и возможность для каждого заинтересованного лица, в случаях их нарушения, добиться, при содействии общественной власти, восстановления устанавливаемого ими порядка, обеспечивают существование в обществе постоянного строя отношений между его членами («правовой порядок»), стоящего вне индивидуального усмотрения.

Содержание работы

Введение.
Активная роль права в жизни общества.
Право как социальный регулятор общественных отношений.
Взаимодействие права с политикой и экономикой.
4.1. Политика и право.
4.2. Право и экономика.
5. Понятие функции права
6. Основные функции права.
7. Заключение.
8. Используемая литература.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ 14

1. Теоретический вопрос: Социальные функции права

 

План:

  1. Введение.
  2. Активная роль права в жизни общества.
  3. Право как социальный регулятор общественных отношений.
  4. Взаимодействие права с политикой и экономикой.

4.1. Политика и право.

4.2. Право и экономика.

5. Понятие функции  права

6. Основные функции  права.

7. Заключение.

8. Используемая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Право имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения «юридических норм», поддерживаемых принудительным воздействием со стороны государственной или общественной власти. Определенность и общеизвестность этих правил и возможность для каждого заинтересованного лица, в случаях их нарушения, добиться, при содействии общественной власти, восстановления устанавливаемого ими порядка, обеспечивают существование в обществе постоянного строя отношений между его членами («правовой порядок»), стоящего вне индивидуального усмотрения. Сознание важности существования такого порядка с давнего времени породило представление о том, что право возникает вместе с возникновением каждого общества (ubu societas, ibi jus est), или благодаря взаимному соглашению его членов, сговаривающихся о том, как они должны вести себя в общественной жизни (теории, видящие в праве продукт «общественного договора»), или непосредственно, в силу вложенного в человеческую душу стремления к осуществлению начал разумного и нравственного, т.е. правды. Право объективировалось в сознании людей как особая психическая сила, управляющая деятельностью людей рядом с нравственностью, стремлением к добру, красоте и т.п. необходимость в точной и определенной формулировке юридических норм создала особую отрасль знания, посвященную изучению права. Эта отрасль давно распалась на две области: изучение права положительного, существующего в действительности в отдельных государствах, и изучение права в его принципах и идеальном понимании или, как говорят обыкновенно, права естественного.

 

2. Активная роль права в жизни общества.

Право в жизни общества может играть как позитивную, положительную, так и негативную, отрицательную  роль. Положительная роль выражается в том, что право может способствовать прогрессивному развитию общества, его  экономики, государственного устройства. Оно закрепляет передовые формы демократии, хозяйствования, создает простор для развития производительных и интеллектуальных сил общества, запрещает неэффективные формы хозяйствования, вредные и опасные для общества действия и поступки, защищает права и интересы граждан.

Негативное, отрицательное  значение права выражается в том, что оно может закреплять и  недемократические формы и методы правления, такие как фашизм, власть небольшой группы людей, клана, ограничивать либо вообще лишать каких-либо демократических прав граждан, в том числе права на формирование путем выборов государственных органов, закреплять господство одной религии, монополизм в экономике, принадлежность основных средств производства и богатства страны правящей элите и т. д. В этом случае право выступает законной основой для тирании, угнетения простых людей, поскольку в самом законе заложено право на угнетение, неравноправие, зависимость простых людей от власти имущих, рабов от рабовладельцев, крепостных крестьян от феодалов.

В современном демократическом  государстве выделяют следующие  направления воздействия права  на социальные процессы, деятельность и поведение граждан, должностных  лиц, органов и организаций.

1. Право придает действиям  юридических и физических лиц  организованность, устойчивость, согласованность и обеспечивает их подконтрольность. В конечном счете право вносит упорядоченность в жизнь общества, является средством регулирования социальных процессов.

2. Право способствует  укреплению и развитию тех  процессов и отношений, которые соответствуют интересам большинства граждан и обеспечивает согласование этих интересов. Оно обусловливает взаимосоответствие и взаимосвязь общих, региональных, групповых и индивидуальных интересов в обществе и на этой основе создает мирное, спокойное развитие общества. Право предусматривает возможность разрешения споров и конфликтов на основе справедливости и законности в судебном порядке.

3. Право является как  бы масштабом свободы личности  в обществе, определяет пределы  этой свободы и устанавливает ответственность за нарушение допускаемых пределов. Право – это форма свободы в реальных общественных отношениях.

4. Право выражает идеи  справедливости, является критерием  правильного распределения материальных  и других благ между различными  слоями населения – пенсионерами, работающими, несовершеннолетними, инвалидами, многодетными семьями и т. д. Оно устанавливает определенное равенство перед законом всех граждан, независимо от пола, возраста, религии, политических убеждений, рода занятий и т. д. В этом отношении право противостоит несправедливости.

5. Право является важным  фактором прогресса, источником  обновления общества в соответствии  с ходом исторического развития. Отражая и закрепляя новое,  прогрессивное в обществе, право  способствует его становлению, повышению роли и значения среди других общественных отношений, обеспечивает его существование и развитие с помощью государственной поддержки и тем самым стимулирует развитие общества в прогрессивном направлении.

Запрещая одновременно устаревшие формы социальной жизни, исключая их из реальной действительности, право устраняет препятствия для развития нового, создает для этого благоприятные условия.

6. Право закрепляет  создание гражданами различных  общественных формирований, политических  партий, самодеятельных, творческих организаций, коммерческих и иных структур и их свободную деятельность.

7. Право играет очень  важную роль в регулировании  экономических отношений в обществе. Оно закрепляет различные формы  предпринимательства, порядок их  создания и деятельности, их полномочия, взаимодействия с государственной властью, юридические обязанности и ответственность за правонарушения. Право также определяет формы собственности, их правовое положение, права собственников и других владельцев движимого и недвижимого имущества.

В настоящее время  право приобретает все большее  значение в международных отношениях. Оно является основой для цивилизованного  решения международных и межнациональных  вопросов, способствует достижению социального  мира и согласия на земле

 

3. Право как социальный регулятор общественных отношений.

Право - это социальный регулятор  общественных отношений, который представляет собой систему правил поведения, установленных или санкционированных  государством и обеспеченных силой  государственного принуждения. Право, особенно в демократическом государстве, выступая как регулятор общественных отношений, действует в тесном взаимодействии с другими социальными нормами: нормами морали, корпоративными нормами, обычаями, традициями.

Прежде всего, следует отметить, что в демократическом правовом государстве все социальные нормы имеют один и тот же источник - общество. Общество, его отдельные социальные слои и группы, создавая эти нормы, следуют им в процессе своей жизнедеятельности.

Корпоративные нормы.

Особое место в политической жизни общества, наряду с нормами  права, занимают корпоративные нормы, главным образом это нормы  негосударственных организаций, как, например, нормы общественных организаций, политических партии, клубов и т.д. Они  представляют собой установленные учредительными или руководящими органами этих общественных организаций правила поведения, закрепленные в уставах и решениях этих организаций и направленные на выполнение задач этих общественных организаций.

К таким нормам относятся, прежде всего, нормы, которые регулируют отношения внутри общественной организации, определяют порядок приема в данную общественную организацию, характер осуществления ее членами прав и обязанностей и т.д. Иначе говоря, корпоративные нормы регулируют внутреннюю жизнь данной общественной организации.

Обычаи.

Право демократического государства взаимодействует также  с прогрессивными обычаями и традициями. Обычаи в обществе складываются в  результате многократного повторения одних и тех же действий членами  общества, которые способствуют возникновению устойчивых общественных отношений. На основе этих устойчивых общественных отношений складываются правила поведения, которые входят в привычку и становятся обычаем. Они порождены самим образом жизни того или иного социального слоя или социальной группы.

Традиции по своему характеру  регулирования общественных отношений сходны с обычаями, но, в отличие от последних, традиции не детально регламентируют общественное отношение, а только определяют общую линию поведения (например, обычай после регистрации брака ездить на могилу неизвестного солдата; традиция организовывать весной дни по уборке города, т.н. субботники и т.д.). Обычаи и традиции имеют ряд общих черт: преемственность, устойчивость, отсутствие письменной формы, охрана от нарушений силой общественного мнения.

Моральные Нормы . Нравственность или мораль - это признаваемая определенным социальным слоем или социальной группой (или всем народом) совокупности правил поведения, выработанных в соответствии со взглядами о добре и зле, долге и справедливости, совести и чести, похвальном и постыдном и т.д.

Правотворчество и процесс  реализации норм права органически  связаны с состоянием нравственности в обществе, с уровнем морали в  нем. Моральные нормы оказывают  большое влияние на поведение людей и наряду с нормами права регулируют общественные отношения. Моральные и правовые нормы тесно связаны друг с другом и находятся в постоянном тесном взаимодействии. Мораль, как форма общественного сознания, зародилась раньше правосознания и значительно раньше государства и права. Так, при первобытнообщинном строе взаимоотношения людей регулировались только обычаями и нормами морали. Как уже ранее сказано, мораль различных слоев и классов общества может в значительной степени отличаться одна от другой.

Мораль в известной  степени определяется экономическими условиями жизни конкретного  социального слоя или социальной группы. Однако господствующей в обществе моралью является мораль правящего  социального слоя общества или социальной группы, которые в данный момент находятся у власти. Однако важнейшей частью совокупности моральных норм общества и его социальных групп являются общечеловеческие моральные нормы, которые являются основой морали большинства социальных групп и классов. Право и мораль в демократическом государстве неразрывно связаны. Без утверждения общечеловеческих норм морали, дальнейшего развития этих норм в новых моральных нормах невозможно нормальное существование демократического правового государства.

Приоритет общечеловеческих ценностей в демократическом государстве должен пронизывать все сферы деятельности государства, и в том числе создание и применение правовых норм. Демократическое государство должно всемерно заботиться о широком распространении общечеловеческих норм морали среди самых разных слоев населения и социальных групп.

С ростом морального уровня общественного сознания возрастает эффективность правового регулирования  общественных отношений, т. к. исполнение предписаний правовых норм воспринимается членами общества как моральный долг перед обществом и государством, происходит взаимопроникновение норм права и норм морали.

Мораль и право, несмотря на их общие черты, имеют и свои отличительные особенности. Так, право  состоит из норм, установленных компетентными  государственными органами с соблюдением определенного порядка их принятия и зафиксированных в юридических актах. В правовом государстве нормы права являются выражением правосознания, как всего народа, так и правящего класса или социальной группы.

В отличие от права, мораль включает в себя не только нормы, но и взгляды, представления, чувства, и по своей структуре мораль более сложное явление.

В правовых актах выражается государственная воля правящего  социального слоя или социальной группы и всего населения страны. В морали же эта воля выступает в форме общественного мнения, несмотря на то, что нормы морали могут быть систематизированы и выражены в письменном виде. Мораль охватывает область общественных отношений значительно более широкую, нежели область отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, семье, коллективе являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Так, например, любовь матери к детям, любовь и забота детей о родителях, уважение к старости, проявления добропорядочности все это относится к сфере морали, а не юридических отношений, правового регулирования.

В отличие от моральных  норм, нормы права характеризуются  большей конкретностью. Так, например, мораль осуждает обман вообще, а  в правовых нормах осуждаются определенные виды обмана, и предусматривается наказание за их совершение. Нормы права отличаются от моральных требований и в том, какими средствами гарантируется выполнение тех и других норм.

Большая часть населения  в демократическом государстве  выполняет требования морали и права, как правило, добровольно, в силу дисциплины, долга и привычки, т.е. в силу внутренних побуждений. Здесь внутренним гарантом морали выступает сама совесть человека, а внешним гарантом морали общественное мнение. В отличие от морали, гарантом выполнения норм права являются не только совесть и общественное мнение, но и одновременно специфические гарантии, авторитет и сила государства. В ходе соблюдения и моральных, и правовых норм используются меры принуждения. Однако само принуждение и способы его осуществления в праве и морали существенно различаются.

Информация о работе Социальные функции права