Социальные функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

Право имеет своей задачей регулировать взаимные отношения людей, живущих в обществе, путем установления правил поведения «юридических норм», поддерживаемых принудительным воздействием со стороны государственной или общественной власти. Определенность и общеизвестность этих правил и возможность для каждого заинтересованного лица, в случаях их нарушения, добиться, при содействии общественной власти, восстановления устанавливаемого ими порядка, обеспечивают существование в обществе постоянного строя отношений между его членами («правовой порядок»), стоящего вне индивидуального усмотрения.

Содержание работы

Введение.
Активная роль права в жизни общества.
Право как социальный регулятор общественных отношений.
Взаимодействие права с политикой и экономикой.
4.1. Политика и право.
4.2. Право и экономика.
5. Понятие функции права
6. Основные функции права.
7. Заключение.
8. Используемая литература.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

При соблюдении норм морали принуждение выступает в роли общественного мнения, решений коллектива и т.д. Общественность при совершении человеком 'аморального поступка сама определяет меру и вид морального осуждения и воздействия. Формы принуждения и конкретные меры этого принуждения не содержатся в моральных нормах. Мерами морального воздействия может быть обсуждение поступка человека в коллективе, нравственное порицание, предупреждение и т.п. Вместе с тем, когда нарушаются правовые нормы, предназначенные для этого государственные правоохранительные органы, обязаны принять меры, которые предусмотрены законодательством.

Отличие права от морали проявляется также и в оценке мотивов поведения лица. В праве предусматривается необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего противоправное деяние. Но вместе с тем, с точки зрения права, безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным. С моральной же точки зрения, в отдельных случаях важно выяснить мотивы даже правомерного поведения личности.

Демократическое государство, стремящееся укрепить законность, повысить уровень правосознания и правовой культуры должно придавать большое значение широкому распространению в обществе моральных норм и их развитию и совершенствованию.

Одной из важнейших задач  права и правоохранительных органов  является упрочение общественной морали. Мораль в демократическом правовом государстве оказывает воздействие на развитие права, способствует укреплению законности, правопорядка, общественной и государственной дисциплины. Укрепление законности в правовом государстве должно быть долгом каждого гражданина. Прямо или косвенно, единство права и морали отражено в конституциях многих государств, и особенно в разделах о правах и обязанностях граждан. Источник моральных норм и норм права по сути один и тот же общество и его социальные слои и группы. Отсюда следует, что всегда в той или иной степени (в зависимости от существующего в стране общественно-политического строя) нормы права отражают нормы морали и тесно переплетены с ними.

 

4. Взаимодействие права с политикой и экономикой.

4.1. Политика и право.

Политика в переводе с греческого означает государственные или общественные дела. В настоящее время она понимается как определенная направленность деятельности государства в сфере отношений между классами, слоями общества, нациями, религиями, имеющими свои экономические, политические и иные интересы. Регулирование этих отношений с целью достижения определенных целей и с учетом интересов различных социальных образований является содержанием политической деятельности государства.

Политика проводится двумя способами: в форме непосредственной управленческой деятельности государства и в форме правового регулирования.

Политика, проводимая государством, выражает интересы находящейся у  власти группы людей, слоя, клана или  большинства населения. Она закрепляется и в праве. Поэтому политическая направленность деятельности государства и характер правового регулирования совпадают.

В современных демократических  государствах право выражает и закрепляет интересы большинства граждан. Государственные  органы формируются непосредственно  народом на основе свободных демократических выборов. Поэтому деятельность государства оказывается во многом ограниченной правом и не является произвольной. Право закрепляет организацию органов государственной власти, их полномочия, формы и методы деятельности.

И чем детальнее и четче урегулирована деятельность государственных органов, в первую очередь их отношения с гражданами, общественными организациями, частными предприятиями, тем более она оказывается подконтрольной обществу, а значит, и будет более законной в сфере политических отношений.

Право в политике, должно регулировать поведение и деятельность конкретных должностных лиц, государственных  органов, принимающих политические решения. Оно должно определять их права, обязанности, ответственность за неисполнение обязанностей и т. д.

В этом случае эффективность  правового регулирования политических отношений будет выше по сравнению  с регулированием их с помощью  норм, содержащих только полномочия того или иного должностного лица или  государственного органа. В настоящее время подобное регулирование применяется довольно широко, особенно в конституционном праве, что позволяет должностным лицам, занимающим высокие государственные посты, действовать произвольно, по своему усмотрению, что чревато конфликтами с отдельными гражданами, общественными организациями, предпринимательскими структурами, большими группами и слоями населения, всем обществом.

Проблема соотношения  политики и права, их приоритетов, существует давно. По этому поводу существует даже притча. Однажды, как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья профессия древнее. Архитектор подчеркнул, что прежде всего человек научился строить себе жилища и профессия строителя является древнейшей из благородных. Юрист заявил, что любое строение изначально должно иметь план и нормативную базу, а потому профессия юриста - самая древняя. Политолог же скромно заметил, что еще до существования самого мира нужно было кому-то создать хаос, а затем направлять процессы созидания или разрушения общества.

Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и государственных органов. Право (др.-славянское правь - закон) - 1) система общеобязательных норм, охраняемых силой государства; 2) наука, изучающая юридические нормы и правила, регулирующая отношения людей в обществе (правоведение). Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью, применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитета и силой государства. Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены тесной связью с государством и характером этой связи. Право не только поддерживается и обеспечивается государством, но, в свою очередь поддерживает и обеспечивает его. Для правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.

Право и политика - две  взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и политического государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия; но с другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. В понятии "право" можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в историческом и культурном развитии народа, но кроме этого оно содержит ориентиры и регулятивы для политики.

Общим между политикой  и правом является то, что они  являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между  ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы. Можно сказать вслед  за известным голландским юристом и политологом Г.Гроцием, что если "предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости", то "предмет политической науки - целесообразность и польза"

К сожалению, как политологи, так и юристы подчас склонны забывать, что право и политика - как в теоретическом, так и в практическом плане - тесно связаны между собой. Еще в 1882 г. известный английский юрист Ф.Поллок писал о том, что "право для политических институтов значит то же, что становой хребет для тела"

Профессор Лондонского  университета Г.Друри отмечал, что "многие политологи не уделяют должного внимания правовому измерению дисциплины и тем самым наносят своим исследованиям непоправимый вред. Отмечая это обстоятельство, было бы наивно полагать, что политологи станут юристами, а юристы - политологами. Продвижение вперед возможно через включение в исследовательские и учебные программы социальных наук соответствующих правовых аспектов, более тесное междисциплинароное сотрудничество, а также более частое обращение как юристов, так и политологов к работам друг друга"

Для политики приоритетны, как конституции и положения  публичного права, так и их судебное применение и интерпретация, устанавливающие  формальную базу политической практики, составляющие необходимое средство для подотчетности правительства и ограничений его деятельности. При изучении поведения избирателей политологу необходимо хорошо знать правила и законодательные нормы проведения избирательных кампаний. Мировая политика также все в большей степени ориентируется на нормы и положения международного права. Законы - это не что иное, как способ, которым та или иная политическая линия претворяется в жизнь.

Общественный договор, о котором писали Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и Т.Джефферсон, имеет  юридическое происхождение. Работы многих мастеров политической мысли - Н.Макиавелли, Й.Бентама, Г.Гегеля и др. отмечены как обязательные в университетских списках литературы по теоретической юриспруденции, а также по истории политической мысли.

Различие между политикой  и правом проистекает в разнице между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера - это, прежде всего, законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления - это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций, воздействие властных структур на общество с помощью не только, а иногда и не столько правовых, сколько многих других средств, мер и норм (силовых, материальных, идеологических, психологических и иных).

Другое отличие между  политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и "устойчивы", а у разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. То есть, те или иные люди провозглашают и проводят различающуюся политику. В этом смысле она является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.

Еще одно различие между  политикой и правом состоит в  том, что политика - более широкое  явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия (или взаимодействия) на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика, обычно, есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах.

Наконец, различие между  политикой и правом состоит в  том, что политика предполагает непосредственное взаимодействие между обществом  и властными структурами, а право  меняется медленно и, как правило, только через официальное нормотворчество.

Четкое разделение сферы  и функций политики и права  может иметь весьма существенное значение - способствовать преодолению  некоторых опасных тенденций  в развитии общества и его властных структур. Одна из них - крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Именно такая тенденция характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается значение и самой политики - политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, "нажима", манипулирования общественным сознанием и т.п.

Существует и другая опасная тенденция - сведение или  сужение политических проблем до рамок административно-правовой системы. Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов власти и право, вывести их поля критического анализа, представляется также нерациональным.

Можно выделить следующие  основные варианты взаимодействия между политикой и правом:

1) подчинение политикой  права (например, в силу "революционной"  или иной "политической целесообразности");

2) абсолютизация права  и приписывание ему нереальных  возможностей;

3) сохранение разумного  взаимодействия политики и права: совпадение курса демократических реформ и задач формирования правового государства.

Для права так же, как  и для политики, имеют большое  значение правила и принципы морали. Хорошо известно, что законы обязаны  своей силой именно нравам. Мораль и законодательство выступают у известного английского мыслителя И.Бентама как наука и искусство "направлять действия людей таким образом, чтобы в результате получилось наибольшее возможное количество счастья"

Гармоничное или хотя бы разумное взаимодействие морали, политики и права благотворно отражается, как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Принципы такого взаимодействия определил еще И.Кант. Он учил, что следует поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству (и в своем лице, и в лице также всякого другого) как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству. Целесообразно поступать так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.

Правовое, моральное, демократическое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно гуманистической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующего совершенствования правовых, моральных и политических норм в установленном порядке. Платон говорил, что он видит "близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Где же закон владыка над правителями ... там усматриваю я спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги".

Информация о работе Социальные функции права