Социальный статус государственного служащего в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 22:07, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в изучении социального статуса и роли государственного служащего в регионе.
Достижение цели работы предполагает решение ряда задач:
1) определить сущность и особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации;
2) рассмотреть социальный статус государственного служащего в регионе;
3) охарактеризовать роль социальных аспектов в работе государственных служащих в регионе.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации Понятие социального статуса
2. Социальный статус государственного служащего в регионе
3. Роль социальных аспектов в работе государственных служащих в регионе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Forma_titulnogo_lista_kontrolnoy_raboty.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

              МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

КАФЕДРА _______________________________________

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «__________________________________»

ТЕМА (или ВАРИАНТ №….)

 

                                                                     студента ___ курса

                                                                    специальности (направление)

                                                                     ___________________________

                                                                     отделения заочной формы обучения,

        группа ________________

                                                                     Сидорова П.И.

                                                                     Проверил:

                                                                     ______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2014

 

Регистрационный номер                                                                                                     Дата

________________                                                                                                      _______________201_

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________201_

Оглавление 
 
Введение  
 
1. Сущность и особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации Понятие социального статуса  
 
2. Социальный статус государственного служащего в регионе  
 
3. Роль социальных аспектов в работе государственных служащих в регионе  
 
Заключение  
 
Список литературы  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
               В 90-е годы XX века произошли существенные изменения в приоритетах управления человеческими ресурсами в органах государственной власти всех уровней, связанные с ускорением научно-технического прогресса, глобализацией экономики. Сложившаяся ситуация требует системного рассмотрения вопросов функционирования систем профессиональной деятельности государственных служащих, их социально-профессионального развития. 
              Понятно, какое огромное значение для страны имеет государственная служба, правильное определение целей и направлений их труда, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы и т. д. Некоторые ученые даже утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд служащих, испытывает серьезные трудности. 
             Объектом изучения данной работы являются государственные служащие. 
             Предмет исследования – социальный статус и роль в обществе государственных служащих. 
             Цель работы состоит в изучении социального статуса и роли государственного служащего в регионе. 
             Достижение цели работы предполагает решение ряда задач: 
    1) определить сущность и особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации; 
    2) рассмотреть социальный статус государственного служащего в регионе; 
    3) охарактеризовать роль социальных аспектов в работе государственных служащих в регионе. 
              Степень изученности темы. Теоретические основы становления и функционирования государственной службы как таковой разработаны в трудах Г. В. Атаманчука, И. А. Базилевского, А. Н. Ершова, В. А. Кобзаненко, Б. М. Лазарева, В. И. Лукьяненко, Б. В. Лытова, В. В. Маркина, Д. М. Овсянко, Е. В. Охотского, А. В. Пикулькина, Ю. Н. Старилова, Н. Шувалова. Анализу государственной службы как социального института и особенностей ее функционирования в современном российском обществе посвящены работы Г. П. Зинченко, Ю. А. Розенбаума, II. В. Романовского и др. В трудах отечественных ученых часто уделяется внимание региональной государственной службе − В. Г. Игнатов, В. Д. Лысенко, А. В. Понеделков, A. M. Старостин. 
              Основными методами нашей работы стали сравнительный и описательный. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение.

                 Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, нескольких глав, заключения и списка литературы. 
 
1. Сущность и особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации 
 
Формирующаяся гражданская служба субъектов Федерации вполне дифференцируется по трем критериям (основаниям): по территориально-национальному принципу, по уровням власти и по ветвям власти. Соответственно этому можно предложить следующую классификацию: 
 
1) по территориально-национальному принципу − гражданские службы; 
 
2) по уровням государственной власти (по вертикали) − гражданские службы: региональные, районные; 
 
3) по ветвям государственной власти (по горизонтали) − гражданские службы: законодательной, исполнительной, судебной и других органов власти [2, с. 184]. 
 
По уровням государственной власти (по вертикали) в каждом субъекте Федерации пока что целесообразно различать региональную и районную гражданские службы. При этом нужно подчеркнуть, что структура районных аппаратов органов исполнительной власти, по мере формирования, почти один к одному повторяет основную структуру аппаратов органов исполнительной власти субъектов Федерации. 
 
Если же брать внутреннее строение гражданской службы субъектов Федерации, то горизонтальная структура здесь выстраивается по четырем ветвям власти и включает соответственно аппараты законодательной, исполнительной, судебной и других органов власти. 
 
К настоящему времени определились следующие функции государственного аппарата законодательных органов субъектов Федерации: 
 
А) подготовка и проведение сессий законодательных органов, заседаний депутатских комитетов, депутатских слушаний, круглых столов и других депутатских мероприятий; 
 
Б) участие в разработке проектов нормативных актов и проверке исполнения принятых решений; 
 
В) учет и систематизация правовых актов; 
 
Г) планирование работы; 
 
Д) анализ социально-экономического положения в регионе; 
 
Е) изучение общественного мнения; 
 
Ж) документационное обеспечение депутатов и ведение делопроизводства; 
 
З) рассмотрение писем и обращений населения; 
 
И) финансовое и хозяйственное обеспечение деятельности законодательных органов; 
 
К) обеспечение взаимодействия с органами исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления [2, c. 192]. 
 
Среди четырех ветвей региональной гражданской службы наиболее многочисленной является гражданская служба исполнительной власти. До начала реформ 1990-х гг. аппаратные структуры исполкомов региональных советов народных депутатов были стабильными и унифицированными. С началом этих реформ и ликвидацией советской власти численность региональных аппаратных структур и численность их персонала резко возросли. 
 
Гражданская служба исполнительной власти включает: 
 
1) гражданскую службу первых руководителей исполнительной власти субъектов Федерации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

2) гражданскую  службу Правительства субъектов  РФ; 
 
3) гражданскую службу региональных отраслевых органов исполнительной власти субъектов Федерации; 
 
4) гражданскую службу региональных органов федеральных министерств и ведомств, которые находятся на региональном бюджете (культура, труд, архитектура и др.). 
 
Гражданская служба судебной власти состоит из гражданской службы уставного (конституционного) суда субъекта Федерации и мировых судей. Судебная власть недостаточно эффективно взаимодействует с местным самоуправлением. Но Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» уже наметил основные положения концепции местной судебной власти, что, несомненно, является позитивным моментом. Ведь местное самоуправление без местного суда обычно не функционирует. 
 
На региональном уровне так же, как и на федеральном, имеются еще и иные (другие) органы власти, которые приобретают немаловажное значение. Гражданские службы региональных органов федеральных министерств и ведомств, которые находятся на федеральном бюджете (военные комиссариаты, управления внутренних дел, управления здравоохранения и др.), а также гражданские службы региональных судов общей юрисдикции, гражданские службы региональных арбитражных судов и гражданские службы региональных прокуратур формально не входят в состав гражданских служб субъектов Федерации, но находятся на территории этих субъектов и обеспечивают решение многих их задач. 
 
Таким образом, система гражданской службы субъектов Федерации строится на балансе двух начал − унитарного и федеративного, крайне необходимых для успешного функционирования большого по территории и многонационального по составу российского государства. Государство и общество в состоянии успешно решать все свои основные задачи лишь при наличии постоянного высоко профессионального и энергичного государственного аппарата. Оптимальные структуры государственных аппаратов субъектов Федерации − залог их компетентной и эффективной деятельности [6, с. 165]. 
 
2. Социальный статус государственного служащего в регионе 
 
Государственные служащие — представители органов государственной власти в регионе — «представляют отдельную социально-профессиональную группу с потенциальной восходящей мобильностью» [5, с. 43]. От правильного подбора управленческой элиты в регионе зависит возможность решения многих социально-экономических проблем региона и результаты социальных преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Специфика региона накладывает свои особенности на профессиональное развитие госслужащих, так как они составляют важную часть регионального социума (важность определяется именно их отношением к власти и к распределению ресурсов). Она определяется по следующим показателям: бюджетное финансирование; валовой региональный продукт; процессы миграции; социокультурная среда (система непрерывной подготовки, ее внедрение, востребованность специалистов с высшим образованием на рынке труда); перспективы существования субъекта РФ с учетом тенденции к созданию федеральных округов. Существует определенная корреляция между социально-экономическими условиями жизни в регионе, количеством госслужащих и качеством их подготовки. 
 
Статус государственного служащего в современном российском обществе конкретизируется в его юридическом и социальном измерении. Правовой статус определяется кругом прав и обязанностей, а также рядом ограничений антикоррупционной направленности, налагаемых на деятельность государственных служащих. Социальный статус чиновника оценивается рядом количественных и качественных показателей (заработная плата, почетные звания и награды, статусные привилегии, категории должностей) и описывается аскриптивными и прескриптивными характеристиками. Анализ позиций предписанного статуса, по материалам официальной статистики, позволяет констатировать два асимметричных «сдвига»: в сторону феминизации структуры (70% служащих – женщины) и в сторону увеличения среднего возраста служащих (40 лет). Характеристики достигаемого статуса чиновников представлены конкретизацией располагаемых капиталов и ролевых ожиданий. 
 
По мнению В. Томпсона, «рост специализации в государственном управлении повлек жесткое регламентирование служебных полномочий, за рамки которого чиновник не может выходить, монотонность выполнения служебных обязанностей, рутину и шаблон» [4, с. 131]. Причина «бюрократической болезни» (по Томсону — «бюропатологии») заключается в личных недостатках служащих, их зависимости от мнения руководителей, чувстве уязвимости, неуверенности в себе и в своих профессиональных возможностях. Сами организации, в которых служат чиновники, повинны в создании атмосферы возможности использования чиновником основных аспектов бюрократической организации в качестве средства для удовлетворения личных потребностей («нужд») служащего. 
 
Профессиональное развитие можно охарактеризовать как двойственный социальный процесс: с одной стороны это развитие личности госслужащего, накопление и использование профессиональных знаний, умений, навыков; с другой стороны − это такое совершенствование социально-профессиональной структуры в рамках института государственной службы, которое позволяет подбирать госслужащих, чтобы они правильно реагировали на происходящие изменения в обществе, принимала необходимые управленческие решения в условиях происходящих социально-экономических изменений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Профессиональное развитие − сложный социальный процесс, который в отношении госслужащих включает: 
 
1) приобретение необходимых знаний, навыков но государственному управлению в масштабах высшего профессионального обучения; 
 
2) конкурс для расстановки кадров в соответствии с приобретенными знаниями; 
 
3) подбор кадров по управлению для структур государственной власти; 
 
4) приобретение опыта работы; 
 
5) аттестацию по итогам деятельности госслужащих и реализации поставленных задач; 
 
6) создание резерва для продвижения на руководящие должности (но вертикали и горизонтали) в дальнейшем [7, с. 38]. 
 
Эффективность профессиональной подготовки госслужащих определяется с помощью сравнения результатов управленческой деятельности госслужащих в регионе и затрат на их подготовку (т. е. показателей системы их подготовки). Результаты управленческой деятельности выражаются в таких показателях, как уровень и качество жизни населения в регионе, характер и результаты проводимых преобразований в разных сферах социальной жизни, стабильность, т. е. низкий уровень социальной напряженности, доля выполняемых управленческих решений, принятых в государственных структурах региональной власти. 
 
Существует три условных типа госслужащих, выделенных по таким критериям, как мотивы профессионального развития, взаимосвязь результатов профобучения с продвижением, социально-демографические (личностные) характеристики: 
 
— госслужащие, нацеленные на профессиональное развитие, поскольку это дает возможность повысить статус, сделать карьеру − «целерациональный» тип; 
 
— госслужащие, относящиеся к профобучению, знаниям, как к средству повышения профессионализма, своей собственной и организационной культуры − «ценностно-рациональный» тип; 
 
— пассивно относящиеся к профобучению, поскольку для них это — своеобразная традиция, которая никак не отражается на профкарьере − «традиционный» тип. 
 
Анализ феномена карьеры как формы проявления внутрипрофессиональной вертикальной мобильности в рамках классических стратификационных теорий П. Сорокина и Р. Мертона позволяет сделать вывод об объективном характере взаимодействия в рамках должностной иерархии, характеризуемой стабильностью, предсказуемостью, функциональностью статуса и наличием прямой зависимости успеха индивида от его деятельности. 
 
Бюрократия является институтом индустриальных, то есть модернистских обществ, анализируемых в рамках стратификационных теорий. Для определения контраста между иерархией старого типа (с ее патрон-клиентными отношениями и замкнутостью), присутствующей в государственной службе, и новой социальной реальностью общества постмодернити применяется парадигма З. Баумана. В меняющихся условиях социальные связи перестают быть основой достижения карьерного успеха в длительной перспективе, так как преобладающими отношениями является не кооперация, а конкуренция.

Информация о работе Социальный статус государственного служащего в регионе