Социальный статус государственного служащего в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 22:07, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в изучении социального статуса и роли государственного служащего в регионе.
Достижение цели работы предполагает решение ряда задач:
1) определить сущность и особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации;
2) рассмотреть социальный статус государственного служащего в регионе;
3) охарактеризовать роль социальных аспектов в работе государственных служащих в регионе.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и особенности государственной службы в субъектах Российской Федерации Понятие социального статуса
2. Социальный статус государственного служащего в регионе
3. Роль социальных аспектов в работе государственных служащих в регионе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Forma_titulnogo_lista_kontrolnoy_raboty.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

6

Установлено, что «для служащих с высокой скоростью развития карьеры полезные знакомства и социальное происхождение являются определяющим фактором продвижения на государственной службе» [1, с. 231]. Однако тот факт, что для значительной части успешных в карьерном плане служащих определяющим фактором является умение поддерживать неформальные отношения с нужными людьми или умение улавливать, выражать и защищать интересы людей, дает основание предположить, что эту подгруппу составляют «селфмейкеры». Эти служащие, не обладая социальным капиталом в рамках предписанного социального статуса (происхождение и протекция), обладают способностью к его приращению в рамках достигаемого статуса (умение «ладить» и защищать интересы людей). Таким образом, эта группа качественно отличается не только ценностным набором, но и способом достижения целей. 
 
Критерием «бюропатологии» государственных служащих является их отношение к контролю общества за деятельностью аппаратов органов исполнительной власти. По этому критерию всех служащих органов государственной власти можно классифицировать на две группы: 1) служащие государственного аппарата демократической ориентации и 2) то же, административной ориентации. Описанный в романе «Бесы» Ф. М. Достоевским феномен административного восторга является не только типичным, но и прогрессирующим качеством государственных служащих. 
 
Так, к группе демократически ориентированных (по данным исследования) можно отнести только 14% генеральной совокупности. При этом среди служащих аппаратов федеральных министерств и ведомств доля ориентированных на демократический контроль общества над государственным аппаратом составила 11,5%, а среди работников органов власти субъектов Федерации — 15,5% [1, с. 225]. Это свидетельствует о том, что доминирующим типом управленческой культуры и значимости по аксеологической шкале ценностей является традиционный для бюрократической системы примат интересов государства, ведомства и вторичность интересов общества, личности, защиты прав и свобод населения. 
 
Представители «административной ориентации» склонны к закрытости деятельности аппарата, нетерпимости к деятельности средств массовой информации, к «чужим» жизненным идеалам и мнениям, склонны усматривать совершенствование работы аппарата в решении традиционных внутриаппаратных вопросов: планирования, финансирования, контроля отчетности, делопроизводства и т. д. 
 
Указанные ценностные ориентации государственных служащих являются наследием административно-командной системы прошлого, а также воспроизводятся повседневной практикой административного управления. В настоящее время эта «бюропатология» — одна из факторов отчуждения власти от общества и обострения социальной напряженности.

 

 

7

Важным показателем психологии чиновника является мотивация служебной деятельности. По М. Веберу (1864-1920), «спектр мотивов государственного чиновника включает в себя отношение к субординации, регламентации содержания и характера служебной деятельности, к возможностям карьерного роста, уровню денежного содержания, гарантиям служебной занятости, социальной защищенности» [3, с. 19]. Дополнением к этому перечню является морально-психологический климат в организации. 
 
Инновационная профессиональная культура государственных и муниципальных служащих − это особый тип профессиональной культуры, который характеризуется: знанием современных теорий и технологий управления; умениями осуществлять профессиональную деятельность в сфере государственной и муниципальной службы в современных условиях, владением инновационными управленческими технологиями, приемами творческой неалгоритмизируемой деятельности; наличием гуманистических, демократических, интеракционистских и социализационных ценностей, способностью быть лидером, организатором; обладать творческим складом ума, стратегическим мышлением, склонностью к инновациям, готовностью находить оптимальные пути выхода из неординарных ситуаций. 
 
3. Роль социальных аспектов в работе государственных 
 
Служащих в регионе 
 
Динамический процесс социальных изменений в конце XX века потребовал принципиально новых качеств и навыков от профессиональных государственных служащих и руководителей: они должны владеть современными средствами и мерами реформирования государственных организаций, обладать способностью управлять инновационными процессами, преодолевать социальную и организационную инертность бюрократических структур. Современный служащий государственной региона должен иметь высокую профессиональную квалификацию, обладать высоким уровнем политической культуры. Ему необходимы глубокие знания теории политики, теории управления, конфликтологии, теории принятия решений, социального прогнозирования. Помимо этого, он должен в совершенстве изучить технику современного государственного администрирования, общую теорию административно-государственного управления. 
 
Такую профессиональную подготовку в странах Западной Европы и Америки можно получить в университетах или колледжах по специальности «public administration» [3, с. 21]. В качестве примера можно привести Американский университет в Вашингтоне. Студентам предлагаются программы по государственному управлению, политическим наукам, праву, управлению государственными финансами, развитию человеческих ресурсов. Подготовка докторов наук проходит по специальностям: политические науки, государственное управление, право. Все программы объединены одной целью − развить в каждом студенте способности ученого, специалиста и лидера.

 

 

 

 

 

8

Профессиональное политическое образование поможет государственным администраторам «перевести» идеи и действия политиков с «государственного» и «политического» языка на язык гражданский. Именно поэтому государственное администрирование признано всем цивилизованным миром в качестве особо важной для общества деятельности, родившейся на пересечении политической теории и практики. 
 
В отличие от «идеальной модели» бюрократии по Веберу, современная модель административно-государственной деятельности включает очень сложные характеристики. Постараемся выделить самые главные из них: 
 
1) применение современных методов социально-политической и социально-экономической диагностики, идентификации и распознавания образов, агрегирования информации и ее компьютерной обработки (с использованием методов математического моделирования социальных процессов при разработке управленческих решений на локальном, региональном и национальном уровнях); 
 
2) прогнозирование и учет в практической деятельности позитивных и негативных тенденций в развитии общественных явлений, разработка мероприятий по локали-зации и устранению недостатков, определение потребности в изменениях и ново-введениях и осуществление практических действий по их реализации; 
 
3) анализирование, обобщение и интерпретирование социальных, политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны; 
 
4) организация и проведение эмпирических исследований по изучению социально-политических и социально-экономических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений; 
 
5) прогнозирование развития социально-политических, социально-экономических и организационных процессов в объектах управления, проектирование программ нововведений и осуществление этих программ; 
 
6) применение рациональных приемов поиска, обработки, хранения и использования необходимой социальной, политической, экономической и научной информации [5, с. 44]. 
 
Структура государственных служб к концу XX века претерпела существенные изменения во многих странах. До середины 70-х годов основной упор в административно-государственном управлении делался на деловые качества профессиональных государственных служащих, их политическую нейтральность и гарантированный срок пребывания в должности. Однако с конца 70-х важное значение стало придаваться политической деятельности, а в ряде случаев и активной политической роли государственных служащих (особенно тех, которые занимают высокие посты в административном руководстве и управлении). На практике это означает более быструю перестановку в рядах старших администраторов и придание политического характера определенным должностям. В некоторых странах (США, Франция) сотрудники гражданских служб становятся членами партий и партийными функционерами [5, с. 45].

 

 

 

 

 

 

9

В конце XX века государственное управление достигло очень высокого уровня специализации. Сегодня служащие государственной администрации должны действовать преимущественно самостоятельно в своей узкой области управления, когда им даны лишь самые общие политические решения от президента или парламента. Многие из принимаемых ими решений должны быть на основе такого детального знания своей области государственного администрирования, которого нет у политических лидеров. Частое совпадение административных и политических функций является, следовательно, результатом требований современного государственного управления, а не желанием власти профессиональных государственных служащих. 
 
Как показывают результаты эмпирических исследований, у госслужащих наиболее востребованными оказались такие составляющие профессиональной культуры, как знание гражданских и профессиональных прав, знание основ законодательства о государственной службе, знание основ экономики, знание особенностей хозяйственного механизма в системе государственного управления, знание теории управления, умение строить концептуальную модель управления (прогнозы, программы, планы) и др. [8, с. 79]. 
 
Так, исследователи государственной службы выделяют следующие характеристики социального статуса государственных служащих: 
 
А) ими выполняется труд, который выражается в обосновании целей и направлений общественного развития, конкретной организации и регулировании общественной жизнедеятельности (публичных отношений), поведения и деятельности миллионов людей (упорядочение частных взаимосвязей); 
 
Б) их труд − интеллектуальный, психологически насыщенный, ответственный, состоящий в основном в осмыслении и продуцировании сложнейшей управленческой информации и воздействия на людей; 
 
В) во всех их усилиях имплицитно (внутренне присуще) проявляется государственная власть, придающая им авторитет и должную гарантию; 
 
Г) знания и опыт государственных служащих не создают непосредственно потребительские ценности и не удовлетворяют индивидуальные потребности граждан, но формируют особый духовно-материальный «продукт», обеспечивающий рациональность, гармоничность и эффективность общественных отношений, явлений и процессов; 
 
Д) труд, выполняемый государственными служащими, является высокопрофессиональным и предъявляет к каждому из чиновников жесткие требования в смысле подготовки, личностных качеств, поведения и общения с людьми.

 

 

 

 

 

10

С помощью статуса упорядочивается, оформляется, регламентируется поведение государственных служащих, усвоение ими соответствующих требований, мотивирование и стимулирование социальных действий. Статус государственных служащих как социально-профессиональной общности складывается из правового и социального статусов. Что касается правового статуса государственных служащих в Российской Федерации, то он еще только формируется, что полностью соответствует состоянию самого института государственной службы. Социальный статус государственных служащих, хотя и подвержен традиционности, во многом зависит от происходящих в стране экономических и социальных реформ. 
 
Итак, мы видим, что государственная бюрократия в конце XX века стала огромной властной политической силой, весьма далекой от «идеальной модели», созданной когда-то Вебером. Этот феномен требует постоянного серьезного теоретического и практического научного изучения, поскольку как и все социально-политические явления, он находится в процессе непрерывного изменения и развития. 
 
Более того, государственно-административная деятельность − уникальный элемент в социально-политической системе, потому что характер этой деятельности определяется системой и в то же самое время от нее ожидают, что она может изменить систему. Однако государственно-административная деятельность − это средство для достижения цели, а не сама цель. Это значит, что административные возможности должны оцениваться адекватно национальным целям, с учетом исторического прошлого, культурных особенностей и различных факторов окружения. 
 
Соответственно системы государственно-административной деятельности в различных странах обязательно отличаются и будут отличаться одна от другой во многих важных аспектах, хотя и имеют много общих черт. Всегда необходимо помнить о разнообразии систем и положений в государственно-административной деятельности и об ограниченности моделей, когда их применяют в реальных ситуациях. 
 
Заключение 
 
Система гражданской службы субъектов Федерации строится на балансе двух начал − унитарного и федеративного, крайне необходимых для успешного функционирования большого по территории и многонационального по составу российского государства. Государство и общество в состоянии успешно решать все свои основные задачи лишь при наличии постоянного высоко профессионального и энергичного государственного аппарата. Оптимальные структуры государственных аппаратов субъектов Федерации − залог их компетентной и эффективной деятельности. 
 
Государственные служащие — представители органов государственной власти в регионе — представляют отдельную социально-профессиональную группу с потенциальной восходящей мобильностью. От правильного подбора управленческой элиты в регионе зависит возможность решения многих социально-экономических проблем региона и результаты социальных преобразований.

 

 

 

 

 

 

11

Специфика региона накладывает свои особенности на профессиональное развитие госслужащих, так как они составляют важную часть регионального социума (важность определяется именно их отношением к власти и к распределению ресурсов). Она определяется по следующим показателям: бюджетное финансирование; валовой региональный продукт; процессы миграции; социокультурная среда (система непрерывной подготовки, ее внедрение, востребованность специалистов с высшим образованием на рынке труда); перспективы существования субъекта РФ с учетом тенденции к созданию федеральных округов. Существует определенная корреляция между социально-экономическими условиями жизни в регионе, количеством госслужащих и качеством их подготовки. 
 
Статус государственного служащего в современном российском обществе конкретизируется в его юридическом и социальном измерении. Правовой статус определяется кругом прав и обязанностей, а также рядом ограничений антикоррупционной направленности, налагаемых на деятельность государственных служащих. Социальный статус чиновника оценивается рядом количественных и качественных показателей (заработная плата, почетные звания и награды, статусные привилегии, категории должностей) и описывается аскриптивными и прескриптивными характеристиками. 
 
Динамический процесс социальных изменений в конце XX века потребовал принципиально новых качеств и навыков от профессиональных государственных служащих и руководителей: они должны владеть современными средствами и мерами реформирования государственных организаций, обладать способностью управлять инновационными процессами, преодолевать социальную и организационную инертность бюрократических структур. Современный служащий государственной региона должен иметь высокую профессиональную квалификацию, обладать высоким уровнем политической культуры. 
 
Список литературы 
 
Бабаев, В. К. Теория государства и права / В. К. Бабаев. ― М.: Юристъ, 2011. ― 658 с. 
 
Граждан, В. Д. Социология управления / В. Д. Граждан. ― М.: Кнорус, 2007. ― 508с. 
 
Иванов, О. И. Общественное мнение и власть / О. И. Иванов // Социально-политический журнал. ― 2009. ― № 7. ― С. 16-23. 
 
Минаев, О. Г. Социология / О. Г. Минаев. ― М.: ЮНИТИ, 2010. ― 429 с. 
 
Руткевич, М. Н. Социология, власть, общественное мнение / М. Н. Руткевич // Социологические исследования. ― 2009. ― № 7. ― С. 42-47. 
 
Система государственного и муниципального управления / под ред. Г. В. Атаманчука. ― М.: Издательство РАГС, 2008. ― 488с. 
 
Урсул, А. Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации / А. Д. Урсул // Вестник ВОИВТ. ― 2008. ― № 1. ― С. 35-45. 
 
Харченко, К. В. Социология управления: от теории к технологии / К. В. Харченко. ― Белгород: Проспект, 2008. ― 160 с.

Информация о работе Социальный статус государственного служащего в регионе