Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения государства и права. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
изучить понятия, признаки и сущности государства
рассмотрение понятий, признаков, сущности права
изучить методологические подходы к проблеме
исследовать соотношение и взаимосвязи государства и права

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………………………….3
Глава 1. Понятия, признаки, сущность государства………………………………4
1.1. Понятие государства………………………………………………..………..4
1.2. Признаки государства………………………………...……………..……….7
1.3. Сущность государства..………………………………...…………….….…...9
Глава 2. Понятия, признаки, сущность права…………………………………….12
2.1. Понятие права.….……………………………...……………...…………….12
2.2. Признаки права..………………………………...……………….……….…12
2.3. Сущность права……………………………………………………………..15
Глава 3. Соотношение права и государства………………………………………17
3.1. Методологические подходы к проблеме…………………………………..17
3.2. Воздействие государство на право……………………………………………18
3.3. Воздействие права на государство. …………………………………….….20
Заключение…………………………………...……………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Курсак по теме Гос во и право.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………..………………………….3

Глава 1. Понятия, признаки, сущность государства………………………………4

    1.1. Понятие государства………………………………………………..………..4

    1.2. Признаки государства………………………………...……………..……….7

    1.3. Сущность государства..………………………………...…………….….…...9

Глава 2. Понятия, признаки, сущность права…………………………………….12

    2.1. Понятие права.….……………………………...……………...…………….12

    2.2. Признаки права..………………………………...……………….……….…12

    2.3. Сущность права……………………………………………………………..15

Глава 3. Соотношение права и государства………………………………………17

   3.1. Методологические подходы к проблеме…………………………………..17

    3.2. Воздействие государство на право……………………………………………18

   3.3. Воздействие права на государство. …………………………………….….20

Заключение…………………………………...……………………………………..23

Список использованной литературы……………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство и право  – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права  – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Актуальность данной курсовой работы в первую очередь связанна с развитием нашего государства. В разное время люди были уверенны, что будет, какой то определенный режим, 100 лет назад одно, 50 лет назад большинство считало, что у нас будет коммунизм, а как следствие отмирание государства, но этого не произошло, на данный момент у нас демократия, как записано в конституции РФ, то есть государство не умерло, а произошел переход от антидемократического политического режима к демократическому, отсюда следует, что и поменялось взаимоотношение государства и права. Поэтому актуальность данной темы приоритетна в Российской науке.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения  государства и права. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

    • изучить понятия, признаки и сущности государства
    • рассмотрение понятий, признаков, сущности права
    • изучить методологические подходы к проблеме
    • исследовать соотношение и взаимосвязи государства и права

 

 

Глава 1. Понятия, признаки, сущность государства

    1. Понятие государства.

 

С



 давних времен мыслители  пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще  древнеримский оратор, философ и  политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»1. Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое  распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л.Дюги выделяет четыре элемента государства:

1) совокупность человеческих индивидов;

2) определенную территорию;

3) суверенную власть;

4) правительство2.

 «Под именем государства,— писал Г. Ф.Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»3.

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было»4.

Не согласны с приведенным  понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними»5. Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство.

Трудности выработки  дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность  ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»6.

Не один раз обращались к определению государства «К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»7. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»8. В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»9.

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в  официальной пропаганде. Однако они  применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной  литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующая формулировка: Государство — это политическая организация общества, необходимая для выполнения задач и функций, вытекающих из природы общества. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

 

1.2. Признаки  государства.

История человечества насчитывает  несколько миллионов лет и  вбирает в себя множество эволюционных и революционных этапов своего развития. Процесс замены родового строя государством также происходил длительное время. В различных частях земного шара он происходил по - разному.

Прежде всего, для определения  государства важно отличить его  от публичной власти родового строя, для чего один из основателей марксизма  Ф.Энгельс выделил следующие признаки государства:

1. Территориальная организация  населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. При существовании родового строя деление населения происходило по кровнородственному признаку. Человек кровно принадлежал к роду или принимался в члены рода на общем собрании рода. Все члены рода проживали совместно. Общественное разделение труда, усложнение социальных связей повлекло расселение людей по различным территориям. Для удобства управления люди стали объединяться в территориальные общины. Территориальный порядок организации населения складывался в результате острых противоречий, а также кровопролитных войн.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им  для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных  органах и учреждениях, публичная  власть становится государственной  властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль  в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в Средневековье, когда период феодальной раздробленности сменился централизацией. Государственный суверенитет – это свойство единой государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять внутренние и внешние функции государства.

Суверенитет государства предполагает признаки верховенства, самостоятельности и независимости государственной власти.

 

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и  независимость государственной  власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе  и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

4. Взаимосвязь государства и права. Тесная связь государства и права обобщается всеми вышеуказанными признаками государства. Не существует государства без права, как не существует права без государства. Право юридически закрепляет государство, нормативно регулирует общественные отношения с участием государства.

 

1.3. Сущность  государства.

 

С



ущность государства — историческая цель и социальное назначение государства, определяющее его как закономерное и устойчивое явление.

Сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они  страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы  различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Информация о работе Соотношение государства и права