Соотношение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения государства и права. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
изучить понятия, признаки и сущности государства
рассмотрение понятий, признаков, сущности права
изучить методологические подходы к проблеме
исследовать соотношение и взаимосвязи государства и права

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………………………….3
Глава 1. Понятия, признаки, сущность государства………………………………4
1.1. Понятие государства………………………………………………..………..4
1.2. Признаки государства………………………………...……………..……….7
1.3. Сущность государства..………………………………...…………….….…...9
Глава 2. Понятия, признаки, сущность права…………………………………….12
2.1. Понятие права.….……………………………...……………...…………….12
2.2. Признаки права..………………………………...……………….……….…12
2.3. Сущность права……………………………………………………………..15
Глава 3. Соотношение права и государства………………………………………17
3.1. Методологические подходы к проблеме…………………………………..17
3.2. Воздействие государство на право……………………………………………18
3.3. Воздействие права на государство. …………………………………….….20
Заключение…………………………………...……………………………………..23
Список использованной литературы……………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Курсак по теме Гос во и право.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Классовый подход при  раскрытии сущности государства — крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теоретически неверно.

Да, классовый характер, классовая направленность деятельности государства — его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.10

Иначе говоря, в демократическом  государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство и  его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные, и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятия, признаки, сущность права

2.1. Понятие  права.

С термином «право» сталкивается в своей  жизни любой человек и может  употреблять его в самых разнообразных смысловых значениях. В общесоциальном смысле говорят о моральном праве, праве народов, наций, праве родителей и т п. Однако наиболее часто данный термин употребляется в двух значениях. В первых, как возможность совершать определенные, юридические значимые действия. На пример право, на налоговый вычет, право на информирование об изменениях в налоговом законодательстве. Это право в юридической литературе называют субъективным, то есть право, принадлежащее конкретному лицу. Во вторых право, как правило, существующие в какой либо стране это так называемое субъективное право. Право – это сочетающая в себе классовые и общественные интересы система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений.

2.2. Признаки  права

 

В эпоху периода от первобытного строя к цивилизации явно проявилась необходимость установления и поддержания  единого порядка отношений с  внешним миром.

Такими потребностями, породившими  право, являются:

  • необходимость установления единого порядка отношений новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;
  • необходимость поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, вызвало неустранимые противоречия и конфликты;
  • необходимость ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.11

Средством удовлетворения этих насущных потребностей стало позитивное право как особый вид социальных норм. Под позитивным правом здесь  понимается система правовых норм, установленных или санкционированных  государством.

Чем же отличается право от обычаев родового строя и других видов социальной и технической регуляции?

Внешним, наиболее очевидным из таких  отличительных свойств права  является его тесная связь с государством.

Государство устанавливает  в обществе единый порядок путем  издания общественных законов либо санкционирования устоявшихся обычаев, создания судебных прецедентов. Через  свои органы оно  обеспечивает исполнение норм права и их охрану от нарушений.

Правовые нормы не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение без официального решения государства. Применение, реализация правовых норм в случае необходимости обеспечивается государственным принуждением. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.

Связь права с государством выражается также и в системе  воспитания населения в духе уважения к законам, в различных государственных  поощрениях за успехи в исполнении законов и т.п.

Наряду с правом в  обществе действуют другие социальные нормы: мораль, обычаи, традиции, религиозные  ритуалы, заповеди и предписания. Они  играют важную роль также в регулировании  общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, корпоративные, религиозные права и обязанности людей. Однако право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальных норм.

Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы, как правило, распространяются на отдельные социальные группы.

Во-вторых, право обеспечивается и защищается государством, а все  иные социальные нормы могут лишь поддерживаться государством, и только если они не противоречат праву. Их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.

В-третьих, право устанавливается  или санкционируется государством, а все другие социальные нормы  либо возникают спонтанно и существуют в виде стабильных убеждений людей, общественного мнения (мораль, обычаи, традиции), либо вырабатываются общественными организациями.

В-четвертых, нормы права  обязательно выражены в официальной  форме: закреплены в законах, судебных решениях и т.п. Они обладают наибольшей формальной определенностью, четкостью закрепления прав и обязанностей. Право образует разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью между отдельными нормами. Обычаи и мораль закрепляют, главным образом, общие принципы или эталоны поведения.12

Поскольку каждое государство  обладает самостоятельностью и высшей властью на своей территории (суверенитетом), то право выступает, прежде всего, как индивидуальная система права каждого государства. Различия между национальными правовыми системами могут быть очень значительными. Например, право Франции, наиболее передовой страны капитализма в XIX в., значительно отличалось от права Австрии, Германии, России, где сохранялись феодальные пережитки, консервативные традиции.

Однако правовые системы отдельных государств, испытывая влияние общих экономических и культурных закономерностей, образуют в ходе длительного исторического развития определенные группы, или “семьи”, правовых систем. Примером могут служить англосаксонская и романо-германская группы правовых систем в Европе, традиционные системы мусульманского, индусского права, сложившиеся в странах Азии.

Таким образом, позитивное право во всяком обществе выступает, прежде всего, в виде системы норм, установленных или санкционированных государством.

2.3. Сущность права.

Сущность права —  это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу  и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д. о Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:

Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота —  это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и  справедливое — одно и то же. Право  — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

Платон: справедливость — это сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что  никто не должен вмешиваться в  дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что  установлены не ради общего блага всего государства в целом, … где законы установлены в интересах нескольких человек».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Соотношение  права и государства

3.1. Методологические  подходы к проблеме

 

     Традиционно  в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этатистский, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчинении к государству отношении. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности нору, издаваемых государством.

     Другой  взгляд на соотношение государства  и права утвердился в русле  естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства  из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных  публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

     Есть и  третья точка зрения на рассматриваемую  проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в то же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

     Согласно  этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право или из права рождается государство). Они (связь) видит более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

     Рассматриваемый  подход позволяет тем самым  выявить глубинные связи между государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.

     Признание  двустороннего характера связи  между государством и правом  позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узко-нормативного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает из некоторых концепций так называемого широкого правопонимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимом, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь государства, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.

 

3.2. Воздействие  государства на право.

 

     Государство  является непосредственным фактором  создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конститутивное значение для самого бытия права как особого институционального образования.

Информация о работе Соотношение государства и права