Соотношение юридической науки и образования, юридической науки и релтгии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Назначение религии является выработка " смыслов ", позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом " хорошего " поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций.

Содержание работы

1. Соотношение юридической науки и религии…………………………..………..3
2. Соотношение юридической науки и образования……………………………….7
Список использованной литературы………………………………………………12

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «История и методология юридической науки»

Тема 6. «Соотношение юридической науки и образования, юридической науки и религии»

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

План контрольной  работы

 

1. Соотношение юридической науки и религии…………………………..………..3

2. Соотношение юридической науки и образования……………………………….7

Список использованной литературы………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Соотношение  юридической науки и религии

Назначение религии  является выработка " смыслов ", позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом " хорошего " поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей  религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.

 В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течении шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско - католическая церковь опубликовала кодекс канонического права.1

С древних времен церковь  играла важную роль в жизни общества и государства.

Когда мы говорим о  церкви, понимаем данное явление не в узком смысле – здание для  отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты, а в широком смысле.

В этом смысле церковь  – это особый тип религиозной  организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

При таком подходе  можно выделить признаки церкви:

1. наличие разработанной  религиозной системы;

2. наличие иерархической,  централизованной организации;

3. разделение принадлежащих  к церкви на духовенство и  мирян (рядовых верующих).

В различные исторические периоды и в различных странах  церковь играла и играет неодинаковую роль в государстве и в политической системе. Существовало  и существует три вида взаимоотношений церкви и государства:

1. слияние церкви и  государства – теократия;

2. наличие государственной  церкви, у которой закреплено  ее привилегированное положение  по сравнению с другими вероисповеданиями;

3. режим отделения  церкви от государства и школы  от церкви.

С началом ново истории  во многих странах начался процесс  секуляризации, т. е освобождения от влияния религии. В XX в. Процесс секуляризации привел к тому, что многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Они предполагают режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Для этого режима характерно следующее:

  • церковь не является элементом политической системы, а значит не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан;
  • отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания;
  • государство регулирует деятельность религиозных организаций, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность;
  • государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки;
  • в образовательных учреждениях не предусмотрено обязательное преподавание религии.2

Необходимость комплексного исследования взаимодействия права  и религии определена тем, что, несмотря на различные цели их существования, религия и право выступают в виде ценностнонормативных систем в процессе регулирования общественных отношений. Понимание права как регулятора общественных отношений в правовой науке является традиционным.

Так, К. Савиньи утверждал: «Если мы отвлечем право от всякого особенного содержания, то получим как общее существо всякого права нормирование определенным образом совместной жизни многих».3

В свою очередь, И.А. Покровский указывал, что право «имеет своей общей целью регулирование междучеловеческих отношений». 4

В современной юридической  науке принято мнение о том, что «особое назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором. Право, выступая универсальным регулятором общественных отношений, остается одним из инструментов государства.5

Рассматривая право  как регулятор, следует признать, что его миссия в обществе заключается в утверждении нормативных начал, регулятивном правовом воздействии на общественные отношения. Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования. Одним из таких элементов является и религия в части своих ценностно-нормативных установлений.

Рассматривая правовую и религиозную системы, следует  отметить, что каждая из них, представляет собой определенную целостность, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно с таких позиций рассматривает взаимодействие религии и права В.А. Клочков, выделяя следующие существенные связи:

1) воздействие друг  на друга их однородных элементов: религиозной идеологии и правосознания, церковных и светских судов, религиозных и правовых норм;

2) совместное воздействие однородных элементов обеих систем на другие социальные системы и общественную жизнь, например, религиозной и правовой идеологии - на нравственные представления, совокупное регулирование юридическими и религиозными нормами общественных отношений;

3) воздействие друг на друга неоднородных элементов религиозной и правовой систем, которое может быть непосредственным, например, регулирование юридическими нормами культового поведения и отношений, внутрицерковной деятельности, и опосредованным (влияние религиозной идеологии на формирование правовых норм через правосознание в результате восприятия правосознанием религиозных идей и представлений).6

В современной России в соответствии со ст. 14 Конституции:

1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены  от государства и равны перед  законом.7

На основе этих положений Конституции  РФ государственно - конфессиональные отношения в России регламентируются Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», который каждому находящемуся на территории РФ гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.

Следует отметить, что нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви означает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. В современной России все основные религиозные конфессии участвуют в решении многих сложных задач, стоящих перед нашим обществом. Особо следует выделить роль церкви в формировании нравственных основ общества.8

 

2. Соотношение  юридической науки и образования

Отечественная система  юридического образования в своем становлении прошла несколько этапов. В XI–XVIII вв. осуществление регулятивно-охранительной функции права не рассматривалось в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности и, соответственно, осуществлялось людьми, не имеющими специальной юридической подготовки (стряпчими, ходатаями и т. д.). Профессиональная квалификация при этом приобреталась соответствующим лицом непосредственно в ходе осуществления им той или иной юридической деятельности.

XVIII–XIX вв. – этап формирования обособленной системы профессионального юридического образования, обусловившей появление в России качественно новой профессиональной корпорации – юридического сообщества.

Становление отечественного юридического образования и юридической науки во многом было связано с формированием в России университетской системы, включенной в единую государственную образовательную систему, сложившуюся в основном в эпоху реформаторских намерений и планов преобразований государственно-правовой системы России Александра I. В соответствии с Указом от 24 января 1803 г. в стране были созданы 6 учебных округов (Московский, Виленский, Дерптский, Санкт-Петербургский, Харьковский, Казанский), в которых все звенья начального и среднего образования замыкались на университеты и подчинялись им. 5 ноября 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», принятие которых, по сути, означало приобретение системой университетского образования и науки официального правового статуса.

К середине XIX в. система  профессионального юридического образования в России уже сложилась. Преподавание правовых наук велось в учебных заведениях разных типов. В первой половине XIX в. В стране были образованы привилегированные учебные заведения закрытого типа, выпускники которых готовились к службе в центральных государственных учреждениях, прежде всего в Министерстве внутренних дел и в судебном ведомстве.

В процессе становления  и развития отечественной системы высшего юридического образования в условиях Российской империи проявились следующие ее особенности:

– решающая роль государства в определении форм и содержания юридического образования;

– высокий уровень развития юридической науки в российских учебных заведениях;

– создание и функционирование помимо юридических факультетов университетов и лицеев.

– возможность получения  высшего юридического образования в России без дискриминации по половому признаку.

Приобретя на определенной ступени исторического развития научный характер, юриспруденция не потеряла своей практической направленности и продолжает рассматриваться как комплексный социально-правовой институт, объединяющий профессиональную юридическую деятельность, юридическую науку и юридическое образование.

Новым импульсом в развитии юридического образования и правовой науки в современной России становится серьезная потребность в юридических кадрах и широком развитии юридического образования, которая в условиях эволюции отечественной государственности имеет устойчивую тенденцию к усилению.

Сегодня профессия юриста является не только одной из самых престижных, но и одной из самых массовых. В условиях существования идеологии юридического утилитаризма в современной России продолжает существовать тенденция на универсальное юридическое образование и хорошую теоретическую подготовку, а в воспитании студентов еще не погиб принцип учить будущих юристов соблюдать законы, даже если эти законы несовершенны.9

 На данный момент отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в РФ», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

 Целями правового  регулирования отношений в сфере  образования являются установление  государственных гарантий, механизмов  реализации прав и свобод человека  в сфере образования, создание  условий развития системы образования,  защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

 Основными задачами  правового регулирования отношений  в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита  конституционного права граждан  Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

Информация о работе Соотношение юридической науки и образования, юридической науки и релтгии