Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:27, контрольная работа
Назначение религии является выработка " смыслов ", позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом " хорошего " поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций.
1. Соотношение юридической науки и религии…………………………..………..3
2. Соотношение юридической науки и образования……………………………….7
Список использованной литературы………………………………………………12
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Контрольная работа по дисциплине «История и методология юридической науки»
Тема 6. «Соотношение
юридической науки и
План контрольной работы
1. Соотношение юридической науки и религии…………………………..………..3
2. Соотношение юридической науки и образования……………………………….7
Список использованной литературы………………………………………………12
1. Соотношение юридической науки и религии
Назначение религии является выработка " смыслов ", позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом " хорошего " поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.
В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течении шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско - католическая церковь опубликовала кодекс канонического права.1
С древних времен церковь играла важную роль в жизни общества и государства.
Когда мы говорим о
церкви, понимаем данное явление не
в узком смысле – здание для
отправления обрядов
В этом смысле церковь – это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.
При таком подходе можно выделить признаки церкви:
1. наличие разработанной религиозной системы;
2. наличие иерархической, централизованной организации;
3. разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).
В различные исторические периоды и в различных странах церковь играла и играет неодинаковую роль в государстве и в политической системе. Существовало и существует три вида взаимоотношений церкви и государства:
1. слияние церкви и государства – теократия;
2. наличие государственной
церкви, у которой закреплено
ее привилегированное
3. режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
С началом ново истории во многих странах начался процесс секуляризации, т. е освобождения от влияния религии. В XX в. Процесс секуляризации привел к тому, что многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Они предполагают режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Для этого режима характерно следующее:
Необходимость комплексного исследования взаимодействия права и религии определена тем, что, несмотря на различные цели их существования, религия и право выступают в виде ценностнонормативных систем в процессе регулирования общественных отношений. Понимание права как регулятора общественных отношений в правовой науке является традиционным.
Так, К. Савиньи утверждал: «Если мы отвлечем право от всякого особенного содержания, то получим как общее существо всякого права нормирование определенным образом совместной жизни многих».3
В свою очередь, И.А. Покровский указывал, что право «имеет своей общей целью регулирование междучеловеческих отношений». 4
В современной юридической науке принято мнение о том, что «особое назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором. Право, выступая универсальным регулятором общественных отношений, остается одним из инструментов государства.5
Рассматривая право как регулятор, следует признать, что его миссия в обществе заключается в утверждении нормативных начал, регулятивном правовом воздействии на общественные отношения. Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования. Одним из таких элементов является и религия в части своих ценностно-нормативных установлений.
Рассматривая правовую и религиозную системы, следует отметить, что каждая из них, представляет собой определенную целостность, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Именно с таких позиций рассматривает взаимодействие религии и права В.А. Клочков, выделяя следующие существенные связи:
1) воздействие друг на друга их однородных элементов: религиозной идеологии и правосознания, церковных и светских судов, религиозных и правовых норм;
2) совместное воздействие
3) воздействие друг на друга неоднородных элементов религиозной и правовой систем, которое может быть непосредственным, например, регулирование юридическими нормами культового поведения и отношений, внутрицерковной деятельности, и опосредованным (влияние религиозной идеологии на формирование правовых норм через правосознание в результате восприятия правосознанием религиозных идей и представлений).6
В современной России в соответствии со ст. 14 Конституции:
1. Российская Федерация –
2. Религиозные объединения
На основе этих положений Конституции РФ государственно - конфессиональные отношения в России регламентируются Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», который каждому находящемуся на территории РФ гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.
Следует отметить, что нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви означает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. В современной России все основные религиозные конфессии участвуют в решении многих сложных задач, стоящих перед нашим обществом. Особо следует выделить роль церкви в формировании нравственных основ общества.8
2. Соотношение
юридической науки и
Отечественная система юридического образования в своем становлении прошла несколько этапов. В XI–XVIII вв. осуществление регулятивно-охранительной функции права не рассматривалось в качестве самостоятельного вида профессиональной деятельности и, соответственно, осуществлялось людьми, не имеющими специальной юридической подготовки (стряпчими, ходатаями и т. д.). Профессиональная квалификация при этом приобреталась соответствующим лицом непосредственно в ходе осуществления им той или иной юридической деятельности.
XVIII–XIX вв. – этап формирования обособленной системы профессионального юридического образования, обусловившей появление в России качественно новой профессиональной корпорации – юридического сообщества.
Становление отечественного юридического образования и юридической науки во многом было связано с формированием в России университетской системы, включенной в единую государственную образовательную систему, сложившуюся в основном в эпоху реформаторских намерений и планов преобразований государственно-правовой системы России Александра I. В соответствии с Указом от 24 января 1803 г. в стране были созданы 6 учебных округов (Московский, Виленский, Дерптский, Санкт-Петербургский, Харьковский, Казанский), в которых все звенья начального и среднего образования замыкались на университеты и подчинялись им. 5 ноября 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», принятие которых, по сути, означало приобретение системой университетского образования и науки официального правового статуса.
К середине XIX в. система профессионального юридического образования в России уже сложилась. Преподавание правовых наук велось в учебных заведениях разных типов. В первой половине XIX в. В стране были образованы привилегированные учебные заведения закрытого типа, выпускники которых готовились к службе в центральных государственных учреждениях, прежде всего в Министерстве внутренних дел и в судебном ведомстве.
В процессе становления и развития отечественной системы высшего юридического образования в условиях Российской империи проявились следующие ее особенности:
– решающая роль государства в определении форм и содержания юридического образования;
– высокий уровень развития юридической науки в российских учебных заведениях;
– создание и функционирование помимо юридических факультетов университетов и лицеев.
– возможность получения высшего юридического образования в России без дискриминации по половому признаку.
Приобретя на определенной ступени исторического развития научный характер, юриспруденция не потеряла своей практической направленности и продолжает рассматриваться как комплексный социально-правовой институт, объединяющий профессиональную юридическую деятельность, юридическую науку и юридическое образование.
Новым импульсом в развитии юридического образования и правовой науки в современной России становится серьезная потребность в юридических кадрах и широком развитии юридического образования, которая в условиях эволюции отечественной государственности имеет устойчивую тенденцию к усилению.
Сегодня профессия юриста является не только одной из самых престижных, но и одной из самых массовых. В условиях существования идеологии юридического утилитаризма в современной России продолжает существовать тенденция на универсальное юридическое образование и хорошую теоретическую подготовку, а в воспитании студентов еще не погиб принцип учить будущих юристов соблюдать законы, даже если эти законы несовершенны.9
На данный момент отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в РФ», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Целями правового
регулирования отношений в
Основными задачами
правового регулирования
1) обеспечение и защита
конституционного права
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
Информация о работе Соотношение юридической науки и образования, юридической науки и релтгии