Соотношение норм права и обычаев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение взаимодействия таких социальных норм как право и обычай. Таким образом, были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятиям право и обычай;
- обозначить существенные признаки данных социальных норм и те функции, которые они выполняют в жизни общества;
- проследить взаимодействие права и обычая;
- выявить взаимосвязь права и обычая;

Содержание работы

Введение - стр. 3-4

Понятие, сущность, функции и признаки права. -стр. 5-8

Обычаи, их происхождение и значение - стр. 9-10

3. Соотношение норм права и обычаев - стр. 11-15

Заключение - стр. 16

Список источников и литературы - стр. 17-18

Файлы: 1 файл

теория государства и права.docx

— 40.16 Кб (Скачать файл)

 

теория государства и права

 Контрольная работа студента

                            вар№3

 

 

               Соотношение норм права и обычаев

 

                                     Содержание

 

          Введение                                                                        - стр.        3-4

 

  1. Понятие, сущность, функции и признаки права.  -стр.        5-8

 

  1. Обычаи, их происхождение и значение                  - стр.        9-10

 

     3.  Соотношение норм права и обычаев                        - стр.       11-15

 

         Заключение                                                                     - стр.        16

 

         Список источников и литературы                              - стр.       17-18

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С момента зарождения человеческого  общества в нем стали появляться социальные нормы, т.е. определенные необходимые  правила совместного человеческого  бытия. Социальные нормы вырабатывались и вырабатываются людьми, а само их появление явилось необходимостью, так как любая система, стремится  к саморегуляции и упорядочению своей деятельности, иначе ее ждет хаос и разрушение. Процесс их появления и развития, напрямую связанный с переходом человека к стадии общественного сосуществования, который продолжается до сих пор.

Право сложилось позже  других нормативных систем, таких  как мораль, обычай и религия, главным  образом, на их основе.

 Со временем начала  формироваться научная дисциплина  «Теория государства и права», являющаяся в настоящее время  одной из базовых дисциплин  юридического профиля. Имеется  несколько определений предмета  исследования данной науки, однако  все они сходятся в том, что  она изучает процесс возникновения,  становления и развития государства  и права; их взаимосвязь; их  характерные признаки, сущность, черты,  формы и содержание; их место  и роль в жизни общества.

 Теория государства  и права систематизировала знания  как о государстве и праве  в целом, так и об их взаимосвязи.  Процесс развития и формирования  данной науки продолжается и  в настоящее время. Разумеется, одним из разделов данной дисциплины  является право и другие социальные  нормы. 

           Тема моей контрольной работы: «Соотношение норм права и обычаев».

Целью данной контрольной  работы является рассмотрение взаимодействия таких социальных норм как право  и обычай. Таким образом, были поставлены следующие задачи:

- дать определение понятиям  право и обычай;

- обозначить существенные  признаки данных социальных норм  и те функции, которые они  выполняют в жизни общества;

- проследить взаимодействие  права и обычая;

- выявить взаимосвязь  права и обычая;

Изучение социальных норм и их взаимодействия между собой  имеет большое значение в жизнедеятельности  современного общества, что подтверждает актуальность данной темы. Наша жизнь  регулируется действием социальных норм. Мы можем не знать точной формулировки понятий право и  обычай, однако мы регулярно встречаемся с ними в жизни и интуитивно понимаем их значение.

 

 

1.Понятие, сущность, функции и признаки права.

 

В современной юридической  науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, правом  обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество» и т.п., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

Правом являются лишь признанные государством нормативные положения. В соответствии с этим определением выделяют признаки права:

1) общеобязательная нормативность,  единые и постоянные правила  поведения, имеющие всеобщее действие;

2) выражение норм в  законах, иных признаваемых государством  источниках, являющихся формой общеобязательной  нормативности. 

Тем самым нормы приобретают  свойство формальной определенности. Данные признаки подчеркивают, что стержнем права, его основным критерием является категория свободы, дозволения, правомерное поведение, даже, несмотря на то, что в содержание права включены запреты, предписания и т.п. Право находиться под авторитетом государственной власти, способной к принуждению.

В настоящее же время право понимается в объективном  и субъективном смыслах.

Под правом в объективном  смысле понимается система юридических норм, которая выражается в соответствующих нормативных актах государства (кодексах, законах, конституциях, указах), не зависящих от отдельных индивидов.

Под правом в субъективном смысле понимается система различных  прав и свобод субъектов, вытекающие из государственных актов или принадлежащие индивидам от рождения и зависящие от их воли и сознания, особенно в процессе использования.

Правовая наука воспользовалась  данными терминами не только для  того, чтобы разграничить два тесно  связанных, но не совпадающих явления, но и чтобы полнее отразить их общественно-юридическую  природу, функциональную и социальную роль. Например, естественные права  человека не зависят от государства  и не направлены против него, а существуют и реализуются при его поддержке. С другой стороны, само существование  таких прав служит ограничителем  для власти.

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений. Эти признаки можно определить следующим образом:

1.  Нормативность. Право  имеет нормативный характер, что  роднит его с другими формами  социального регулирования –  обычаями. Право, которым располагает  каждый человек или юридическое  лицо, определено в соответствии  с действующими нормами. В результате  многократного повторения каких-либо  вариантов поведения формируются  соответствующие правила. Знание  сложившихся правил облегчает  человеку выбор верного решения  относительно того, как ему следует  поступать в той или иной  жизненной ситуации.

2.  Формальная определенность. Предполагает закрепление правовых  норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются  в законах, иных нормативных  актах, которые подлежат единообразному  толкованию. В праве формальная  определенность достигается официальной  публикацией судебных решений,  признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении  аналогичных юридических дел. 

На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и  однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность  граждан и организаций.

3.   Иерархичность норм права,  их соподчиненность: нормы права  имеют разную юридическую силу, например, конституционные нормы  обладают высшей юридической  силой, им не могут противоречить  нормы другого уровня.

4.    Интеллектуально-волевой  характер права. Право проявление  воли и сознания людей. В  праве отражаются и выражаются  потребности, цели и интересы  общества, отдельных лиц и организаций.  Формирование и функционирования  права как выражение свободы,  справедливости и разума возможны  только в обществе, в котором  все индивиды имеют экономическую,  политическую и духовную свободу.  Волевое начало права нужно  рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания  права лежат социально-правовые  притязания отдельных лиц, их  организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

5.  Обеспеченность возможностью  государственного принуждения. Государственное  принуждение – фактор, позволивший  четко разграничить право и  обязанность, т.е. сферу личной  свободы и ее границы. Государственное  принуждение – специфический  признак права, отличающий его  от иных форм социального регулирования:  нравственности, обычаев, корпоративных  норм. Именно государство придает  праву в высшей степени ценные  свойства: стабильность, строгую определенность  и обеспеченность «будущего», которые  по своим характеристикам как  бы становятся частью существующего.

В праве и через право  свобода закрепляется и доводится  до каждого человека, до каждой организации.

Право служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

В пределах своих прав человек  свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет  право в процессе воздействия  на общественные отношения. Создание и  обеспечение правопорядка – это  главное предназначение права. В  этом заинтересовано как общество, так и государство.

С точки зрения специально-юридических  функций выделяют две главные  функции права – регулятивную и охранительную.

  • Регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги). Формами осуществления этой функции выступают, к примеру, закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, установление и изменение правового статуса субъектов права, привилегий.
  • Охранительная функция - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. Реализуется с помощью правовых ограничений (наказаний, обязанностей, запретов) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, свободы, чести, правопорядка, безопасности

Итак, право является значимым социальным регулятором, обладающим набором специфических признаков  и выполняющим в обществе важнейшие  функции. Оно является неотъемлемой частью функционирования государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Обычаи, их происхождение  и значение

         Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки – мощное средство формирования менталитета личности. Не зря говорят: привычка – вторая натура.

Обычай - правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного  времени; основная форма регулирования  поведения в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение обычаев обеспечивалось мерами общественного воздействия (казнь, изгнание из рода, лишение огня и воды и др.) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику, его родными или членами рода (кровная месть). Санкционирование обычая государством осуществлялось в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, также путем включения обычая в законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права, во времена рабовладельческого и феодального государства [2.9].

Обычай (лат. usus, consuetido; англ. custom) -прочно установившееся в определенной сфере социальной жизни правило, регулирующее поведение участников соответствующих общественных отношений. Обычай создается в конкретной общественной среде (этнической или социальной группе, среди лиц определенной профессии и т.п.) и соблюдается в этой среде благодаря своей давности и неоднократному применению в течение длительного времени. В доклассовом обществе обычай был единственной нормой, регулировавшей взаимоотношения людей; действенность обычая подкреплялась мерами принуждения или поощрения, одобряемыми членами соответствующей социальной среды [2.9].

      Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана). Подобные социальные стереотипы имеются у всех пародов, они могут быть разными в разных слоях одного и  того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

       Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний)  является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы  окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых,  друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.).

Информация о работе Соотношение норм права и обычаев