Соотношение норм права и обычаев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение взаимодействия таких социальных норм как право и обычай. Таким образом, были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятиям право и обычай;
- обозначить существенные признаки данных социальных норм и те функции, которые они выполняют в жизни общества;
- проследить взаимодействие права и обычая;
- выявить взаимосвязь права и обычая;

Содержание работы

Введение - стр. 3-4

Понятие, сущность, функции и признаки права. -стр. 5-8

Обычаи, их происхождение и значение - стр. 9-10

3. Соотношение норм права и обычаев - стр. 11-15

Заключение - стр. 16

Список источников и литературы - стр. 17-18

Файлы: 1 файл

теория государства и права.docx

— 40.16 Кб (Скачать файл)

        Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.

Обычай руководит людьми, в той или иной степени, на всех ступенях культуры. Во многих случаях очевидно, что обычай возник ради блага общества. К примеру, в нецивилизованных странах вообще считается похвальным и порой даже необходимым оказывать гостеприимство всем приходящим. У некоторых племен Австралии обычай запрещал молодым охотникам пользоваться лучшими частями дичи, которые предоставлялись старикам. Это делалось для общего блага, потому что опытные старики, неспособные к охоте, могли приносить пользу племени в качестве советников.

Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами [2.4, с. 321]. В нравах можно найти выражение  психологии какой-либо социальной группы. В воздействии на жизнь людей, общества к обычаям близки традиции, т.е. сложившиеся способы поведения  людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Поддержка  традиций обосновывается их полезностью  для общества.

Необходимо отметить, что  с изменением условий быта и появлением новых понятий старые обычаи мало-помалу  видоизменяются или заменяются новыми. С развитием права обычай постепенно утратил свое значение регулятора общественной жизни человеческого. Тем не менее, народ часто продолжает придерживаться различных обычаев, находя в них  завет мудрой старины и проявление национальной самобытности.

          В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и не правовые, или общегражданские.

      Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

      3.  Соотношение норм права и обычаев.

 

Как уже отмечалось выше, обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в  период становления государства. Естественно, что эта норма права, появившаяся  на ранних стадиях человеческого  развития регулировала прежде всего, семейно- брачные отношения, земле- и водопользование, имущественные отношения и т. д. В таких случаях обычай считался обязательным и равнозначным правовому требованию. Однако не всякий обычай признавался имеющим юридическую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевалось, что он его дополняет; безусловным считалось, что обычай не может отменять указание закона.

Обычаи тесно связаны  с политикой, религией, моралью, культурой  и другими социальными нормами. Обычаи являлись источником права и  до сих пор право и обычай находятся в постоянном тесном взаимодействии.

Понятие обычай существует и в современной юридической науке. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных).  Правовой обычай появляется из необходимости смягчения агрессивных начал в отношениях внутри родовой общины, а также между родовыми, а позже и между соседскими общинами. Природа правового обычая, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп. Нормы правового обычая нередко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах. Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия развода супругов, основанный на старинном обычае. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества.

Правовые обычаи закрепляется в юридическом праве, приобретая юридическую силу. Одни из них прямо  закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически  вытекают из правовых норм. Чаще всего  они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например,

      s     в п. 1 ст. 19 ч. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) говорится: “Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая” [1.2].

      sСтатья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: “Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правоприменительной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе” [1.2].

      sВ ст. 848 ГК РФ говорится: “Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное” [1.3].

      s Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в статьях 852, 853,862 и других нормах того же Кодекса.

       sСтатья 129 действующего Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации гласит, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - обычаями данного порта [1.4].

        sДругим примером может служить статья 99 Конституции Российской Федерации, которая, не употребляя слова “обычай”, тем не менее, закрепляет давно сложившееся правило, согласно которому “первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат” [1.1].

        sИменно на основе соответствующих обычаев изданы указы Президента РФ о Дне государственного флага, о символике России, о возвращении некоторым городам и населенным пунктам их старинных названий; введена процедура инаугурации (вступления в должность) избранных народом президентов и губернаторов, принятия ими присяги. Сохраняется обычай увековечивать память выдающихся людей – государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, поэтов, художников; лиц, погибших в Великой Отечественной войне.

Во всех случаях  правовые обычаи должны находиться в  пределах правового поля, в сфере  правового регулирования, а не за их границами. Они не могут противоречить  действующему законодательству, и призваны способствовать дополнять и обогащать  юридический механизм. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

К множеству общегражданских  обычаев право относится избирательно. Одни из них право поддерживает; к другим относится нейтрально, с  третьими ведет борьбу, стремясь их вытеснить. Последнее относится  к обычаям, связанным с расовой  или религиозной нетерпимостью, пьянством, неравенством полов, кровной местью и т.д. Примером обычая, который право поддерживает, может служить разрешение ст. 13 Федерального закона «Об оружии» ношения холодного оружия как атрибута национального костюма [1.5]. У некоторых народов существует обычай «похищения» невесты (в игровой форме этот обычай присущ и русским свадебным традициям). С точки зрения ст. 126 Уголовного кодекса Российской Федерации этот поступок является противоправным, однако, если «похищение» было совершено с согласия невесты и при этом не были совершены действия насильственного характера, то в данном случае право будет относиться к этому обычаю снисходительно [1.6]. Но список некоторых укоренившихся народных обычаев, чье соблюдение нарушает законодательство РФ, достаточно велик. Сюда относятся такой обычай некоторых кавказских народов устраивать салют из оружия по поводу каких-либо торжественных случаев, и сам обычай хранить дома оружие без специального разрешения, и страшный обычай «кровной мести». Согласно Конституции РФ Россия – светское государство и религиозные объединения от него отделены и равны перед законом [1.1]. Однако в Чеченской республике до сих пор действует шариатский суд, пытающийся вытеснить суд действующий и контролировать все процессы, происходящие в регионе. Многие нормы шариатского суда противоречат Конституции РФ и УК РФ, однако в республике до сих пор есть люди их придерживающиеся.

Безусловно, общегражданские  обычаи, вступающие в противоречие с правом, должны быть искоренены, однако в этом случае присутствует следующий  аспект. Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, церемоний, ритуалов) является для индивида не меньшим требованием, чем исполнение законодательных  предписаний; боязнь подвергнуться  осуждению со стороны знакомых, друзей и коллег; нежелание оказаться  в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения. В  этих случаях человеку приходится выбирать между соблюдением норм права  и возможностью уронить собственное  достоинство в глазах других, выбиться из общего ряда, боязнью бойкота  с их стороны. И, часто, далеко не каждый способен в такой ситуации сделать  выбор.

Итак, обычаи можно разделить  на правовые и не правовые. Правовые обычаи реализуются в юридических нормах. К остальным право относится по-разному, но в любом случае, человек в первую очередь должен руководствоваться нормами права и только потом принимать во внимание обычаи и традиции общества.

            Нормы права и обычаи обладают рядом признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.

           Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения. Если обычаи появились с возникновением человеческого социума, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права реализуются с учетом возможности государственного принуждения.

            К большинству обычаев право  индифферентно. В то же время  оно опирается на привычные  формы поведения, а в ряде  случаев закрепляет их в своих  нормах. В частности, имеющий высокую  общественную значимость ритуал  приведения главы государства,  судей конституционного суда  к присяге, регламентируется нормами  конституции и федерального конституционного  закона (В Российской Федерации  эта процедура предусмотрена  ст. 82 федеральной Конституции и  ст.10 закона " О конституционном  суде РФ").

           Общая схема влияния права  на обычаи таковы: прогрессивные  обычаи стимулируются правом, а  те из них, которые противоречат  закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, уголовный закон признает преступления, связанные пережитками местных обычаев (ст. 231-235 УК РФ).

           Испытывая на себе воздействие  права, обычаи в то же время  оказывают влияние на право,  При определенных условиях обычаи  признаются в качестве источников  права. В частности, гражданское  право признает обычаи делового  оборота - правило поведения, сложившееся  и широко применяемое в какой-либо  области предпринимательской деятельности. Следует подчеркнуть, что удельный  вес деловых обыкновений, являющихся  по своему содержанию источниками  российского права, возрастает. Очевидно, есть основания и применительно  к российской правовой системе  правовые обычаи не считать  исключением в числе иных источников  права.

        Нормы  права и обычаи обладают рядом  общих признаков, присущих всем  социальным нормам:

            sявляются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки.

         Вместе с тем обычаи и нормы  права отличаются друг от друга  по происхождению, по форме  выражения, по способу обеспечения  реализации:

            sесли обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном обществе; 

             s если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах;

             s если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

          Исторически право как система  норм в значительной степени  вырастало из обычаев, которые  санкционировались публичной властью  по мере практической необходимости.  Уже в этом  заключается их  генетическое родство. Данный  процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

 

 

 

Заключение

 

В данной контрольной работе мною были рассмотрены такие понятия, как право и обычай, приведены определения данных понятий; рассмотрены их признаки и исполняемые ими функции; было прослежено взаимодействие между этими социальными нормами и определены специфические особенности этого взаимодействия.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

Право является важным социальным регулятором, который обладает набором  специфических признаков и выполняет  в обществе важные функции. Оно является неотъемлемой частью функционирования государства.

Информация о работе Соотношение норм права и обычаев