Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 19:15, курсовая работа
Целью исследования является обозначение основных понятий, выявление структуры, признаков, определение видов нормы права.
Задачи исследования, поставленные в работе:
Рассмотреть понятие, признаки и функции нормы права;
Изучить структуру норм права;
Определить соотношение правовых норм в статьях нормативных правовых актах.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика нормы права………………………………………………..5
1.1. Понятие правовых норм…………………………………………………………...5
1.2. Признаки правовых норм…………………………………………………………8
1.3. Функции правовых норм…………………………………………………………10
1.4. Структура норм права……………………………………………………………12
Глава 2. Виды норм права…………………………………………………………….15
2.1. Нормы частного и публичного права…………………………………………...15
2.2. Классификация правовых норм по способам воздействия…………………….15
2.3. Нормы определенные и относительно определенные…………………………18
2.4. Отдельные основания классификации правовых норм………………………..20
Глава 3. Соотношение норм права и текстов нормативных актов………………...24
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………………...30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Характеристика нормы
права………………………………………………..5
1.1. Понятие правовых норм…………………………………………………………...
1.2. Признаки правовых норм…………………………………………………………8
1.3. Функции правовых норм…………………………………………………………10
1.4. Структура норм права……………………………………………………………
Глава 2. Виды норм права…………………………………………………………….
2.1. Нормы частного и публичного права…………………………………………...15
2.2. Классификация правовых норм по способам
воздействия…………………….15
2.3. Нормы определенные и относительно
определенные…………………………18
2.4. Отдельные основания классификации
правовых норм………………………..20
Глава 3. Соотношение норм права и текстов
нормативных актов………………...24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..
Введение
В данной курсовой работе рассматриваются вопросы о понятии, структуре и видах нормы права.
Люди в давних пор вступали друг с другом в различные отношения. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует уже создания специального сложного законодательства, которое могло бы своими правовыми актами обеспечивать законную систему общественных отношений.
Данная тема разрабатывается юристами еще с древних времен, и она довольно подробно разработана. Но по сей день существуют моменты, вопросы, по которым ученые до сих пор не пришли к единому мнению.
Актуальность выбранной темы заключается в следующем:
Целью исследования является обозначение основных понятий, выявление структуры, признаков, определение видов нормы права.
Задачи исследования, поставленные в работе:
Степень разработанности данной темы отражается в работах таких ученых, как Алексеев С.С, Иоффе О.С, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Л.А. Морозова и многие другие. Вообще относительно категории нормы права в юридической науке написано немало работ.
Методологическая основа курсовой работы представлена системным анализом и комплексным методом исследования.
Глава 1. Характеристика
нормы права
1.1. Понятие правовых норм
Норма права - это установленное или санкционированное государством, обеспеченное государственной защитой, общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее всеобщим регулятором социальных взаимодействий.1
Правовые нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения и, таким образом, определяют меру свободы участников общественных отношений. Нормы устанавливают, что можно, нужно или нельзя делать при наступлении нормативно-определенных обстоятельств.
В процессе продолжающейся в нашей литературе дискуссии о понимании права взгляд на правовые нормы как на основное содержание права довольно резко критиковался как узконормативное нормативистское, позитивистское понимание, сводящее право к текстам закона, содержащим "приказы власти". Нормативное понимание права критиковалось за отрыв текстов закона от практики их осуществления, за недостаточное внимание к нравственным основам права, к проблемам прав и свобод личности. Некоторые из этих упреков справедливы в том отношении, что изучение текстов нормативных актов в отрыве от правовых отношений, без учета особенностей общественного правосознания и правоприменительной практики, существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка. Кроме того, взгляд на правовые нормы как на "приказы власти" порождал представление, что объем прав и свобод личности произвольно определяется государством, зависит от "милости властей", причем даже и закрепление законом прав граждан ограничивает их свободу, "хотя бы уже потому, что закрепляются именно такие, а не иные права, что именно этими, а не иными правами разрешается пользоваться. Кроме того, указываются возможности и характер пользования правами".
Однако критика взглядов на право только как на тексты закона, выражающие веления государственной власти, содержится и в трудах сторонников нормативного понимания права, большая часть которых видит в праве социальную реальность, существующую не только как нормы и тексты, но и как их отражение в сознании общества (право - сознание), и как реализация норм в отношениях между людьми (право - отношение), и как динамичная практика осуществления правовой системы в целом (право - порядок). Спор идет о том, существует ли в правовой системе какое-либо ведущее, определяющее начало или все вообще правовые явления равнозначны, когда речь идет о праве.
В процессе дискуссии о понимании права именно по этой проблеме сформировались две основные позиции: одни теоретики считают, что право состоит из норм, изложенных в законах и иных источниках права (нормативное, "узкое понимание права"), другие включают в содержание права не только нормы, но и субъективные права, правосознание, практику реализации права, законность и правопорядок, другие правовые, а также моральные явления ("широкое понимание права"). Участники дискуссии обоснованно отмечали, что при сопоставлении взглядов сторонников "узкого" и "широкого" понимания права главным является "ответ на один важный вопрос - субординированы или только координированы включаемые ими в право разные элементы? Если субординированы, причем субординированы именно системой норм, тогда нет спора или остается всего лишь спор о словах: право - не только нормы; но все остальное, входящее в право, подчинено нормам и производно от них. Если же координированы и значит, что ни один из элементов не подчинен другому, то отсюда следует, что действие норм может быть парализовано субъективными правами, как и действие прав - нормами, что правосознание и мораль способны помочь не только формированию и применению закона, но и отказу от его действия независимо от воли законодателя.2 Отсюда с непреложностью следует возможность отказа от выполнения или применения любого из действующих законов под тем предлогом, что этот закон не соответствует чьим-то представлениям о содержании права, нравственности, правосознанию, судебной или иной практике и т.п. На основе "широкого понимания права", считающего правом неопределенный круг общественных и индивидуальных явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к праву или близкое к нему терминологическое обозначение, практически невозможно отличить правомерное поведение от неправомерного, юридически значимое от юридически безразличного, обязательное от необязательного и т.п.
Нормативная концепция права основана на представлении, что в праве нет ничего юридического, кроме определений юридических фактов и правовых состояний (включая статусы субъектов права), субъективных прав и обязанностей участников правоотношений, запретов и санкций за их нарушение - того, что составляет содержание правовых норм. Для практики применения права или правотворчества в нашей стране, где основным источником (формой) права являются нормативно-правовые акты, имеет первостепенное значение понятие о праве как о системе норм. Объективно существующие связи юридически значимых элементов этой системы выражаются так называемой "логической структурой правовой нормы".3
Таким образом, норма права – это общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закрепленное в одном или нескольких актах, установленное и охраняемое государством.
1.2. Признаки правовых норм
Общеобязательный характер. Правовые нормы распространяются не на поименно перечисленных лиц, а на однородные категории участников общественных отношений. Они всегда носят неперсонифицированный, всеобщий характер. Причем правовые нормы регулируют социальные взаимодействия независимо от воли и согласия участвующих в них лиц. Таким образом, устанавливается единый правопорядок, единые «правила игры» для всех членов общества.
Формальный характер. Нормы права документально фиксируются в определенных юридических документах (законах, указах, постановлениях, судебных решениях и др.). Последние издаются с соблюдением особых правотворческих процедур, содержат необходимые реквизиты, обнародуются, то есть доводятся до всеобщего сведения.
Определенный характер. Нормы права излагаются сжатым, четким, недвусмысленным юридическим языком. Точность, определенность содержания обеспечивает единообразие толкования и реализации правовых норм.
Общий характер. Нормы представляют собой абстрактные модели правомерного поведения. Они регулируют не отдельные, уникальные, случайные ситуации, но стандартные, массовые, типичные социальные взаимодействия.4
Государственно-волевой характер. Нормы права формулируются, санкционируются, устанавливаются уполномоченными органами государственной власти. Существует государственная монополия на правотворчество. Таким образом, в правовой норме официально выражается государственная воля. При этом нормы права должны быть актуальными, отражать объективные закономерности, насущные потребности общества. Издание правовых норм должно быть обосновано, экономически оправдано, иначе они просто не будут работать. Например, Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина о переводе к 2007 г. российской армии полностью на контрактную основу, который был издан из популистских соображений во время предвыборной компании 1996 г.
Государственно-обеспеченный характер. Нормы права обеспечены государственной защитой. Это отличает их от иных социальных норм. В случае нарушения правовых норм государство вправе прибегать к различным мерам принуждения, вплоть до смертной казни.
Признаки нормы права совпадают с признаками права в целом, поскольку право состоит из норм. Взаимодействуя и дополняя друг друга, нормы образуют основу правовой системы государства.
Властные веления государства можно разделить на два вида - нормы и индивидуально-правовые предписания. Рассмотрим их соотношение между собой:
Правовые нормы всегда предшествуют индивидуально-правовым предписаниям. Индивидуально-правовые предписания издаются на основании и во исполнение действующего законодательства. Назначение индивидуально-правовых предписаний - содействовать реализации нормы права, применить ее к отдельным лицам, ситуациям, обстоятельствам.
Индивидуально-правовые предписания обращены к конкретным, индивидуально поименованным адресатам. В свою очередь, нормы относятся не к отдельному случаю, отношению или лицу, а к целой категории лиц, какому-либо виду однородных общественных отношений.
Индивидуально-правовые предписания действуют однократно и полностью исчерпываются таким однократным применением. Нормы всегда рассчитаны на многократное применение, действуют непрерывно, не прекращают своего действия в случае каждой отдельной реализации.
Индивидуально-правовые предписания предназначены для регулирования строго определенных случаев, однократного применения в отношении индивидуально-определенных субъектов. В отличие от них нормы права регулируют типичные, стандартные, многократно повторяющиеся социальные взаимодействия.5
1.3. Функции правовых норм
В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права.
Функция норм права – это реализация его социального назначения.
В системе функций норм права определяющее место занимает регулятивная функция. Нормы права призваны организовать, упорядочить общественные отношения. Нормативно закрепляя те или иные аспекты общественных отношений, они способствуют реализации определенной политики, которую государство осуществляет на данном историческом этапе. Право придает нормативную определенность, стабильность и устойчивость общественным отношениям.6
Следует подчеркнуть и важность другой собственно-юридической функции норм права - охранительной.
Необходимость в охране общественных отношений существовала, и всегда будет существовать. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.
Охранительная функция норм права - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.7
Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение.
Информация о работе Соотношение норм права и текстов нормативных актов