Соотношение норм права и текстов нормативных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является обозначение основных понятий, выявление структуры, признаков, определение видов нормы права.
Задачи исследования, поставленные в работе:
Рассмотреть понятие, признаки и функции нормы права;
Изучить структуру норм права;
Определить соотношение правовых норм в статьях нормативных правовых актах.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика нормы права………………………………………………..5
1.1. Понятие правовых норм…………………………………………………………...5
1.2. Признаки правовых норм…………………………………………………………8
1.3. Функции правовых норм…………………………………………………………10
1.4. Структура норм права……………………………………………………………12
Глава 2. Виды норм права…………………………………………………………….15
2.1. Нормы частного и публичного права…………………………………………...15
2.2. Классификация правовых норм по способам воздействия…………………….15
2.3. Нормы определенные и относительно определенные…………………………18
2.4. Отдельные основания классификации правовых норм………………………..20
Глава 3. Соотношение норм права и текстов нормативных актов………………...24
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсак.docx

— 59.58 Кб (Скачать файл)

Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.

И еще одна функция – ориентационно-стимулирующая. Норма права выступает юридическим критерием правомерного и неправомерного поведения. Сообразуя свои фактические действия с нормативной моделью, участники общественных отношений получают представление о законности своих действий. Стимулирующий аспект проявляется здесь в том, что нормативно предусмотренные меры поощрения такие как льготы, привилегии и др. побуждают субъектов к правомерной реализации своих прав, обязанностей и запретов, способствуя тем самым достижению общественно полезных результатов.8

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что функция норм права - это такое направление его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования норм права как социального явления. 

 

 

 

 

1.4. Структура норм права

Структура нормы права – это ее внутреннее содержание. Норма права выполнит свою роль регулятора, если будет способна реагировать на условия реальной жизни, в которой они формируются. В норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой права, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов-предписаний, выполняющих все функции.

Логическая структура нормы права состоит из трех частей (элементов): гипотезы, диспозиции и санкции. У каждой части есть свое особое назначение: если наступают определенные обстоятельства (гипотеза), то лица обязаны совершить какие-либо действия (диспозиция), иначе наступят неблагоприятные для них последствия (санкция). Формула «если-то-иначе» является применением к каждой из правовых норм.

Гипотеза – это та часть нормы, которая указывает на жизненные обстоятельства, наступление которых повлечет «включение» действия этой правовой нормы.9

В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Например, норма гражданского права, изложенная в ст. 616 Гражданского кодекса РФ, которая определяет обязанность арендодателя по содержанию сданного в аренду имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии, у одного лица (арендодателя) возникает обязанность содержать сданное в аренду имущество, а у другого (арендатора) – право требовать исполнения этой обязанности.10

Гипотезы в зависимости от структуры бывают:

- простые, в которых обозначается  связь одного условия с одним  обстоятельством (например, мужчине  исполнилось 60 лет, он может ставить  вопрос о пенсии);

- сложные, то есть в них содержится  два и более условия, при котором  будет реализовываться данная  норма права;

- альтернативные, когда действие  нормы связывается с одним  из нескольких жизненных обстоятельств (например, выборы могут быть признаны  несостоявшимися либо из-за недостаточной  явки избирателей, либо если больше  всего будет подано бюллетеней  с пометкой «против всех»).

В зависимости от формы изложения гипотезы бывают:

- Абстрактными - гипотеза указывает на общие родовые признаки условий;

- Казуистическими - гипотеза указывает на частные условия.

Диспозиция – это элемент, указывающий на правило поведение, которому должны следовать участники правоотношений.

Диспозиция – это «сердцевина» нормы права, модель правомерного поведения. Лишь вместе с гипотезой с санкцией диспозиция действует, проявляет свои регулирующие свойства.

Диспозиции бывают простые, где указывается конкретный вариант поведения, но не раскрывается. А также сложными, или описательными, где перечисляются все существенные признаки поведения. Отсылочные диспозиции, это те в которых норма права отсылает к другой норме права (ст. 133 ГК РФ). И бланкетные – отсылают для уяснения варианта поведения к различным инструкциям и правилам (ст. 264 УК РФ).

Что касается последнего элемента в структуре нормы права, санкции, то это вид и мера возможного наказания за несоблюдение диспозиции. Назначение санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы.

В абсолютно определенной санкции размер последствий точно указан. Такая определенность носит императивный характер и не может изменяться по усмотрению участников правоотношений.

В относительно определенной указан размер от минимального до максимального.

В альтернативной перечислены несколько последствий, из которых выбирается одно.11

Таким образом, можно утверждать, что юридическая структура нормы права состоит из трех взаимосвязанных частей: гипотезы (условия, жизненные обстоятельства), диспозиции (правило поведения) и санкции (неблагоприятные последствия для правонарушителя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды норм права 
2.1. Нормы частного и публичного права

Становление гражданского общества предопределило укрупнение деления всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, более всего связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм, регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц. В тоталитарных государствах, где огосударствлена большая часть общественных отношений, значительная часть частного права поглощена публичным. Развитие отношений гражданского общества, основанного на юридическом равенстве людей, на правах и свободах личности, ее автономии, инициативе и предприимчивости, закономерно ведет к повышению значения норм и отраслей права, регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а также охраняющих их норм гражданского процесса. С развитием товарооборота неизбежно создание новых отраслей и норм права (нормы коммерческого, вексельного, банковского, страхового, акционерного и т.п. отраслей права).

К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится также большинство норм уголовного права.12

2.2. Классификация  правовых норм по способам  воздействия

Важное значение имеет также классификация правовых норм по способам воздействия на поведение людей (предоставление права, возложение обязанности, запрет). Эта классификация правовых норм несет на себе следы первоначального образования права. В период становления права его источниками были договоры о взаимных правах и обязанностях участников общественных отношений. Результатом обобщения разнообразных договоров стали нормы права, определяющие содержание различных правоотношений. По содержанию правоотношения, моделью которого является диспозиция, эти нормы делятся на управомочивающие и обязывающие. Социальный смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Особое место в правовой системе занимают запретительные нормы, т.е. нормы, определяющие составы правонарушений и санкции за их совершение. Прообразом таких норм были "табу" первобытного общества. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества. Некоторые запреты относятся к точно определенному кругу лиц и обстоятельств (например, запрет водителям транспорта во время работы употреблять спиртные напитки); но многие запреты адресованы всем вменяемым лицам в любой ситуации (запреты убийства, насилия, клеветы, кражи и т.п.). В отличие от управомочивающих и обязывающих норм запреты безусловны, так как право определяет не условия их реализации, а, наоборот, исключения, когда разрешается нарушение правового запрета (крайняя необходимость, необходимая оборона). В правовом статусе гражданина запрету соответствует не праводееспособность, а деликтоспособность (признанная законом способность нести ответственность за правонарушения, вменяемость). При нарушении запретов охраняющие их санкции реализуются только через правоотношения; но сам запрет действует вне правоотношений; из него проистекает не обязанность, а "запрещенность".

Запретительные нормы предусматривают действия, которые право стремится не урегулировать, а предупредить и пресечь. Поэтому в уголовном кодексе, в кодексе об административных правонарушениях и других нормативных актах многие запреты обозначаются не как предписания, а как указания на наказуемость определенных деяний ("заведомо незаконное задержание - наказывается...", "похищение человека - наказывается...", "повреждение телефонов-автоматов - влечет наложение штрафа...", "за нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания...").

Существенно важно и то, что для соблюдения (ненарушения) большинства запретов от многих людей не требуется никаких специальных волевых усилий (заставить себя не украсть, не убить, не оклеветать, не вымогать взятку и т.п.). Большая часть членов общества вообще соблюдает многие запреты, даже не зная об их существовании. Хотя многие запреты адресованы всем и каждому, по существу они обращены к тем лицам, которые склонны к совершению противоправных действий. Социальное назначение запретов в том и состоит, чтобы либо сдержать этих лиц угрозой наказания, либо, в случае нарушения запрета, подвергнуть наказанию или взысканию в пределах санкции нарушенной нормы.

Деление правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие предопределяет их формулировку в нормативных актах. Хотя многие нормы могут быть сформулированы любым способом, их содержание предопределяет изложение указанием только на право, либо на обязанность, либо на запрет. Так, права автора или собственника не могут быть определены только через обязанности всех и каждого воздержаться от нарушения этих прав или - тем более - только указанием на запрет нарушать эти права; для определения обязанностей служащего недостаточно указать лишь на право руководителей требовать исполнения этих обязанностей либо на запрещение служащему эти обязанности нарушать; наконец, запрет общественно опасных и вредных деяний не может быть определен только как право государственных органов, должностных лиц и граждан противодействовать этим деяниям, бороться с ними.13

 

2.3. Нормы определенные  и относительно определенные

Деление правовых норм на определенные и относительно определенные выражает степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления правовых норм. Различная степень определенности может быть свойственна гипотезам (если при определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения). С этим связано деление правовых норм на императивные (категорические) и диспозитивные, характеризующее связь гипотезы и диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, уточнить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и детально определены нормативным актом - нормы относятся к императивным. По существу диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; однако различна степень определенности условий возникновения и использования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления.

Ряд отношений и линий поведения их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; различные способы и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями либо с применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.

Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т.п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий. Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута использованием "оценочных понятий" (их содержание раскрывается в процессе реализации права), и др.

От норм, содержащих оценочные понятия ("при наличии достаточных доказательств...", "в случае производственной необходимости...", "при наличии уважительных причин..." и т.л.), отличаются, как особый вид, бланкетные нормы права, которые, как правило, императивны, но диспозиция которых включает меняющийся элемент - правила, содержащиеся в периодически обновляемых актах (правила дорожного движения, правила техники безопасности, санитарно-технические нормы, просто технические нормы, нормы естественной убыли и др.). При применении бланкетных норм необходимо обратиться к последним по времени издания актам, содержащим соответствующие правила, включаемые в диспозицию названных норм права. По-своему бланкетны некоторые правовые нормы, применение которых невозможно без учета моральных критериев; таковы, например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету (ст. 129, 130 УК РФ).

Информация о работе Соотношение норм права и текстов нормативных актов