Соотношение общества и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить государство и общество: соотношение понятия.
В достижение поставленной цели определены задачи исследования:
- дать понятие государства и общества;
- изучить этапы становления государства и общества;
- рассмотреть демократизацию общества и государства.

Файлы: 1 файл

курсач готовый.docx

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, нерациональность и непоследовательность решения экономических проблем, что порождает однобокость процессов  разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям, повсеместная коррупция и т.д. Экономическая нестабильность - серьезное препятствие на пути к формированию правового государства.

В-третьих, недостаточная прозрачность и урегулированность деятельности правоохранительных и правообеспечительных структур, затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов. Хотя в действительности, более  сложными являются вопросы понимания  и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

Кроме того, в настоящее время российская действительность характеризуется  невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических  традиций и навыков. Если и можно  для России признать концепцию правового  государства, то, разумеется, с целым  рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

В связи  с этим можно выделить ряд основных задач, способствующих развитию России как правового государства:

1) Экономическая  стабилизация на базе стимулирования  развития национальной экономики,  ее рыночных начал сочетания  с государственной монополией, среднего, малого бизнеса, налоговая стабилизация, т.е. создание экономических основ  развитого гражданского общества.

2) Укрепление  финансовой основы, независимости  реформирования судебной системы.  Особые программы образования  судебных кадров. Финансирование  только из федерального бюджета,  материально-техническое, информационное  правовое обеспечение работы  судов; законодательное обеспечение  продвижения судебной реформы

3) Создание  и укрепление системы правового  образования и просвещения. Включение  в программы дошкольного и  школьного, а также приоритет  вузовского образования, обязательных  дисциплин по основам правовых  знаний, в которые отдельным разделом  должен войти раздел «Формирование в России правового государства». Включение в программы всех обществоведческих высших и средних учебных заведений курсов «Конституционное право», «Права человека».

4) Укрепление  системы правоохранительных и  правообеспечительных структур общества и государства. Более четкое законодательное определение основ правового статуса прокуратуры России, обеспечение ее независимости, укрепление финансовой основы; повышение профессионального уровня и правовой подготовки ее кадров, государственная поддержка коллегии адвокатов, государственный контроль за деятельностью нотариальных палат.

5) Развитие  института ответственности государственных  органов, должностных лиц, государственных  служащих за различные формы  неправовой деятельности: (государственно-правовая, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность).

6) Государственное  программирование антикоррупционной  деятельности.

Регулярная  эффективная деятельность по решению  данных задач является залогом успешного  формирования и развития в будущем  правового государства в Российской Федерации.

 

  1. Демократизация общества и государства

 

 

У понятия  «демократия» множество определений. Одно из них принадлежит американскому  президенту Аврааму Линкольну (1809-1865): демократия - это «правление народа, избранное народом и для народа». Чаще всего демократию понимают и  объясняют как «власть народа»  или «народовластие» (от греч. demos - народ и cratos - власть). Словарное определение демократии таково: форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. 1

Впервые термин «демократия» встречается у  греческого историка Геродота. В историю  общественной мысли и политическую науку это понятие долгое время  входило преимущественно в том  понимании, которое было дано ему  древнегреческим мыслителем Аристотелем. Он, в частности, предложил различать  формы государственного устройства по двум признакам:

1) по  тому, в чьих руках находится  власть, и 2) как эта власть используется - «правильно» или «неправильно».  В монархии власть принадлежит  одному человеку - монарху, государю; в аристократии власть находится  в руках немногих - «лучших»; в  политии - управляют все или большинство граждан. Таковы, по Аристотелю, «правильные» формы государства. В них власть используется на благо всех граждан, в интересах общества в целом. «Неправильные» формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе сограждан. К «неправильным» формам Аристотель относил следующие: «тирания - монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия - блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия - выгоды неимущих». 2 В дальнейшем понятие демократии было отнесено к «правильной» форме государства - политии, а за «неправильной» формой правления утвердилось понятие охлократии, что означает власть толпы, черни, не сдерживаемой никакими законами.

Демократия  понималась как форма государства, в котором власть принадлежит  всем или большинству свободных  граждан, подчиняющихся закону. Такое  представление о демократии сложилось  вплоть до конца 19 в., до времен Великой  французской революции. В новоевропейской  политической мысли понятие демократии было перенесено с форм на принципы политического устройства.

Формально-юридическими принципами демократического государства  являются следующие:

1) признание  народа высшим источником власти;

2) разделение  властей; 

3) равноправие  граждан; 

4) выборность  властвующих органов. 

Рассмотрим  эти принципы подробней.

Признание народа источником власти, сувереном  в государстве. Народный суверенитет  означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия - составные элементы народного суверенитета.

Принцип разделения властей является одним  из важнейших принципов, на которых  покоится современная демократия. Данный принцип обеспечивает сдерживание  и противовесы ветвей власти в  отношении друг друга. Следует отметить, что в любой политической системе, в любом государстве в той  или иной форме существует разделение труда или разделение функций  между различными органами и уровнями власти. Но собственно разделение власти предполагает самостоятельность и  независимость отделенных друг от друга ветвей власти. Эта теория была сформулирована в конце - первой половине XVIII в.Т. Гоббсом, Дж. Локком и впоследствии развита Ш.Л. Монтескье. Именно Монтескье принадлежит приоритет в окончательном формулировании теории разделения верховной власти на три самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В этой теории независимость различных ветвей власти основывается на том, что в любом государстве существуют некие фундаментальные функции, которые в силу коренных различий в самой их природе можно реализовать раздельно. Поэтому государственную власть следует разделить на несколько сфер, или ветвей, каждая из которых обладает собственными специфическими функциями. Глава государства, парламент, правительство, судебная власть имеют строго очерченные права и полномочия. Условием обеспечения политической свободы является установление оптимальных взаимоотношений между различными ветвями и органами власти. При этом ни одна из властей не должна быть неограниченной или преобладать над другими ветвями. Как отмечал Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»3.

Одной из ключевых характеристик демократии является политическое равенство граждан  перед законом. Эта характеристика предполагает наличие идеи, согласно которой правительство должно действовать  в соответствии с четко фиксированными и общепринятыми процедурами, позволяющими без каких-либо препятствий выражать и обнародовать позиции, интересы, устремления всех заинтересованных лиц и групп. Демократия предполагает, что все лица, контролирующие политические властные структуры, должны периодически, через строго установленные периоды переизбираться и быть ответственными перед своими избирателями. Избирателям должна быть предоставлена возможность организоваться в партии для реализации своих целей. 4

Равноправие граждан может быть достигнуто только в условиях правового государства, верховенства закона во всех сферах жизни  общества. Именно такое государство  является главной силой в демократическом обществе, которая способна гарантировать гражданам их права и свободы, защищать индивида от возможного произвола и беззакония со стороны тех или иных правительственных органов. В основу же деятельности демократического правового государства положен принцип конституционализма, в соответствии с которым конституционные и другие правовые нормы действуют в обществе независимо от смены партий и руководителей, находящихся у власти.

Принцип выборности органов власти соответствует  идее народного представительства, в соответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно, а на определенный, строго фиксированный  конституцией срок. Этим обусловлен представительный характер демократии в современных  государствах. «Народ» формально  трактуется источником власти, однако на деле властвующими субъектами являются его выборные представители. Сущность принципа представительства состоит  в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранный ими представитель - наиболее, на его взгляд, подходящие средства ее достижения.

Помимо  перечисленных принципов, существуют также иные, присущие демократическим  государствам. Среди них можно  выделить: принцип конституционализма (который означает верховенство и  высшую юридическую силу Конституции  в государстве), гласности, политического  плюрализма (многопартийности), самоуправления, приоритета большинства и иные.

И, безусловно, понятие демократического государства  неразрывно связано с понятием государства  правового. Верховенство закона, приоритет  и равенство прав и свобод человека, присущие правовому государству - являются неотъемлемыми признаками демократии в современном понимании. Также, демократическое государство мыслимо  лишь в условиях сформировавшегося  гражданского общества. Таким образом, эти понятия - демократия, правовое государство и гражданское общество неразделимы и взаимосвязаны.

Уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации  стали формироваться представления  о государстве как об организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. С идеей правового  государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители  античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие формы взаимодействия и связи между государственной властью и правом, которые бы обеспечивали гармоничное развитие и функционирование общества того времени. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива та политическая форма совместного существования людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. 5

Государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних  мыслителей, считается справедливой государственностью. Аристотель писал: «Там, где отсутствует власть закона, - нет места и какой-либо форме  государственного строя». Цицерон говорил  о государстве как о «деле  народа», как о правовом общении  и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние  на становление и развитие учений о праве и государстве в  дальнейшем.

Наибольшее  развитие идея правового государства  получила в эпоху просвещения, благодаря  ученым мыслителям: К. Канту, Ш.Л. Монтескье, Г. Гегелю и др. Философская концепция  правового государства по Канту  оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового  строительства цивилизованного  общества.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что формы правления, формы  государственного устройства определяют собой содержание законодательства; основываются на том, что принцип  демократии - это добродетель, любовь к общему благу. Теоретическая конструкция  правового государства, сложившаяся  в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности, стабильность законности правопорядка.

Гегель  рассматривает государство в  контексте общей системы его  фундаментальных философских представлений  о мироздании, важной частью которых  является философия права. Государство  в трактовке Гегеля - это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных прав - прав личности, семьи и общества. Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что бытие государства предшествует развитию гражданского общества. Государство, по Гегелю, - это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Именно в государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности человека. Принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. Главное - это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и индивида.

Информация о работе Соотношение общества и государства