Соотношение общества и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить государство и общество: соотношение понятия.
В достижение поставленной цели определены задачи исследования:
- дать понятие государства и общества;
- изучить этапы становления государства и общества;
- рассмотреть демократизацию общества и государства.

Файлы: 1 файл

курсач готовый.docx

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Идеи  правового государства нашли  широкое отражение и в русской  политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д И Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, И.М. Муравьева и других отечественных мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.

В последние  годы в научных взглядах на государство  и право произошли серьезные  изменения, четко обозначились новые  подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научную  базу прошлого и настоящего, практический опыт построения правовой государственности  в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль  обозначили реальные контуры будущего правового государства в нашем  обществе. Концептуальные положения  и пути формирования правового государства  с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С. Алексеева. А.В. Венгерова, В.Е. Гулиева, Н.Н. Деева, В.Д. Зорькина, В.Н. Кудрявцева, Б.Л. Лазарева, Р.З. Лившица, В.С. Нерсесянца, М.И. Пискотина, Ю.А. Тихомирова, Б.И. Топорнина, Р.А. Халфиной, З.М. Черниловского, В.А. Четвернина и других.

Правовое  государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях индивидов и их различных объединений на основе норм права. При этом право играет главенствующую роль лишь тогда, когда оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы в действительности служат интересам народа, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства. 6

Рассмотрим  коротко основы правового государства: экономическую, социальную и нравственную.

Экономической основой правового государства  являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

В правовом государстве собственность принадлежит  непосредственно производителям и  потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как  собственник продуктов своего личного  труда. Правовое начало государственности  реализуется только при наличии  самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство  участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную  основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную  основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма  и справедливости, равенства и  свободы личности. Конкретно это  выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

В числе  важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

Осуществление подлинного народовластия, распространяемого  на все сферы жизни гражданского общества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.

Реальность  прав и свобод личности, обеспечение  ее свободного развития.

Верховенство  права и связанность государственной  власти правовыми предписаниями.

Конституционное обеспечение разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную, выражающее различные формы осуществления единой власти народа.

Верховенство  закона, согласно которому именно закон  обладает высшей юридической силой  в системе иных правовых актов  и обеспечивает недопустимость произвольного  вмешательства государства в жизнь гражданского общества, т.е. вмешательства, не основанного на положениях закона.

Взаимосвязь прав и обязанностей и взаимная ответственность  государства и личности, а также  гарантированность прав и свобод человека, обеспечивающая их реализацию в политической, социальной и культурной сферах жизни.

Повышение роли и авторитета судебной власти с необходимыми конституционными гарантиями независимости правосудия.

Формирование  эффективных институтов конституционного контроля законности.

Таковы  основные характеристики правового  государства. Остановимся более  подробно на самых значимых из них.

1. Верховенство  закона во всех сферах общественной  жизни. 

В системе  правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы  людей является закон. В законах  государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные  потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все иные правовые акты должны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные стороны  общественной жизни. Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения  законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон.

Основной  закон правового государства - конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство.

Верховенство  закона, и, прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого  правового порядка в обществе.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.

В социально-политической жизни свобода человека выступает  как его право. Правовое государство  признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой  вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства»  государственной власти соответствует  праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного  права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая  свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено», - и наоборот: «Все, что не дозволено власти - ей запрещено».

Правовой  характер свободы индивида проявляется  в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом  государстве объективное право  свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них - это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т.д. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.

3. Взаимная ответственность государства и личности.

Отношения между государством как носителем  политической власти и гражданином  как участником ее формирования и  осуществления должны строиться  на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы  личности, государство в этих пределах ограничивает себя в собственных  решениях и действиях. Оно берет  на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные  органы не могут нарушать его предписания  и внесут ответственность за нарушения  или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной  власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность  депутатов перед избирателями (отзыв  депутата): ответственность правительства  перед представительными органами; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность  должностных лиц государства  любого уровня за невыполнение своих  обязанностей перед конкретными  субъектами права.

На тех  же правовых началах строится ответственность  личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой  характер взаимной ответственности  государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося  в обществе права, а не продукт  волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований - юридическая  обязанность всех и, прежде всего, государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

Таким образом, правовое государство - это многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим условиям существования конкретного общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную рель лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство основывается на равенстве и реальном обеспечении  прав и свобод человека и гражданина, народном суверенитете, а также наличии  подлинной демократии, осуществляемой через выборных представителей, а  также непосредственно путем  референдума и свободных выборов.

Недостаточно  только провозгласить государство  демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его  устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными  гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано  с понятием правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности этих терминов.

Согласно  Конституции РФ 1993 года, Россия есть демократическое правовое государство, и хотя на практике нельзя утверждать о действительности данного положения, следует признать, что формирование правового государства и гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления.

Тем не менее, становление правового государства  для России есть цель, сопряженная  с определенными проблемами, экономического, политического и правового характера.

Анализ  этих проблем помог выявить приоритетные задачи развития нашего государства, которые  приблизили бы его к идеалам государства  правового.

В эти  задачи входит: экономическая стабилизация общества, законодательное регулирование  некоторых политических институтов (института ответственности государственных  органов и должностных лиц), обеспечение  независимости и укрепление финансовой основы судебной системы, развитие правового  сознания у граждан, укрепление системы  правового образования путем  совершенствования школьных и дошкольных образовательных программ, и пр.

 

 

 

 

 

 

 

1 Большой Юридический Словарь. Инфра-М, 2006 – С. 18.

2 Лосев А. Ф.Аристотель. -   М., Молодая гвардия. 1993 – С.282

3 Монтескье Ш.Л. Избранные произведения. М.,1987. С. 289

4 Гаджиев К.С.. Введение в политическую науку. М. ​Логос., 2004. – С.159.

5 Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 1998. – С. 118.

6 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право. – М.: Пресс, 2002. – С. – 135.


Информация о работе Соотношение общества и государства