Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 16:59, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Основным элементом системы права является отрасль права. Приоритетное положение отрасли в системе права определяются тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющих существенную роль в организации общественной жизни.
Как известно, система российского законодательства представляет собой определенную совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Отрасли права в системе права……………………………………...5
Глава 2. Основные отрасли права……………………………………………11
Глава 3. Соотношение отрасли законодательства и отрасли права……….15
Глава 4. Характеристика основных отраслей Российского права: административного, гражданского и уголовного…………………………..19
Заключение …………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………...30
Изучение права осуществляется в основном по отраслям права, и в каждой из отраслевых юридических наук (науке трудового права, науке уголовного права и т. д.) данной отрасли дается подробная характеристика. Вместе с тем очень важно обозначить общую классификацию отраслей. Отрасли права могут быть подразделены на три основных звена:
1) профилирующие, базовые отрасли,
охватывающие главные правовые режимы;
причем из них нужно выделить и поставить
над всей системой отраслей действительно
базовую отрасль всей системы — конституционное
право; затем три материальные отрасли
— гражданское, административное, уголовное
право, соответствующие им три процессуальные
отрасли — гражданское процессуальное,
административно-
Обратим внимание на существующие в данной группе отраслей терминологию: материальные отрасли (институты, нормы) посвящены непосредственно правам и обязанностям, другим юридическим вопросам по существу, а процессуальные отрасли (институты, нормы) - процессуальным, процедурным вопросам;
2) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право;
3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право.
Общее «сквозное» значение, охватывающее все три указанных звена отраслей, имеют публичное право и частное право (в том специальном значении, которые имеют понятие «публичное» и «частное» при рассмотрении внутренней дифференциации права; в последующем, в третьей части книги, мы увидим, что эти понятия имеют и другое, более глубокое значение). К частному праву относятся в основном гражданское право, семейное право, к публичному — административное, уголовное, финансовое право, право прокурорского надзора. 7
Обратим внимание на такие характеристики отраслей, имеющихся в системах права современного общества.
Конституционное (государственное)
право определяет: основы государственного
и общественного строя; правовое положение
личности; систему органов государственной
власти; государственное устройство (территориальную
организацию) и другие важнейшие положения.
Административное право содержит
нормы, которые регулируют деятельность
исполнительных и распорядительных органов
государства (правительства, министерств,
ведомств, местных органов управления),
правовое положение государственной службы,
административную ответственность.
Финансовое право регулирует отношения по сбору налогов, формированию государственного бюджета, расходованию государственных средств, их распределению и т.п.
Гражданское право регулирует имущественные отношения (купли-продажи, займа, собственности, наследования и т.п.), а также некоторые неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, право на имя и т.п.).
Семейное право также регулирует
имущественные и личные неимущественные
отношения, но лишь в сфере брачно-семейных
отношений.
Земельное право связано с отношениями
владения, пользования и распоряжения
землей.
Экологическое право связано с охраной природы во всех ее сферах (вода, воздух, растительный и животный мир, недра) и природопользованием.
Трудовое право определяет условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.
Уголовное право отвечает на вопросы, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и какие наказания за их совершение могут быть назначены. 8
Все перечисленные отрасли
права относятся к так называемому материальному
праву, кроме них выделяются процедурные
отрасли – гражданское процессуальное
право и уголовно-процессуальное право.
Нормы гражданского процессуального права
регулируют деятельность судов в связи
с рассмотрением в них споров, возникающих
в сфере гражданских, семейных, трудовых
отношений и др. Уголовно-процессуальное
право регулирует деятельность органов
правосудия, следствия, прокуратуры по
расследованию уголовных дел и рассмотрению
их в суде.
Особое место занимает международное
право, т.к. его основой являются не акты
парламента, а двусторонние и многосторонние
договоры и соглашения суверенных государств.
Международное право – это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками международного общения. Принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН и других документах. По мере развития цивилизации, усложнения общественных отношений появляются новые отрасли права, например, морское право, таможенное право, а в последнее время – и космическое право, так что сфера применения труда юристов все более расширяется.
В современных условиях регулирование осуществляется в пределах определенной сферы отношений, а они не разделены стенками и сплошь и рядом «наползают» друг на друга, пересекаются. И это приводит к опровержению конструкции «один предмет – одна отрасль права». Считается, что в отрасли права преобладает объективный момент – внутренние закономерности правовой материи, а в отрасли законодательства – субъективный, решение, принятое законодателем. Различие между системой права и системой законодательства, получающее теоретическое объяснение, естественно, ведет ко все большему расхождению между ними.
В 1938 г. в докладе об основных задачах науки советского социалистического права А. Я. Вышинский (который занимал тогда пост Генерального прокурора страны и одновременно считался главным ученым-юристом) в директивном порядке определил отрасли советского права: государственное, административное, гражданское, трудовое, земельное, колхозное, уголовное, процессуальное и международное. Список был исчерпывающим, никаких других отраслей не предусматривалось. Отрасли, названные Вышинским, составили альфу и омегу системы советского законодательства (или системы социалистического права, как тогда говорили).9
Однако в 50-е гг., особенно после XX съезда партии, выяснилось, что этот исчерпывающий перечень отраслей явно не достаточен. Потребности развития законодательства, обусловленные усложнением общественных отношений требовали расширения круга признанных ранее отраслей. Особенно остро этот вопрос встал во время дискуссии о хозяйственном праве, проходившей в конце 50-х - начале 60-х гг. В то время велась подготовка основ гражданского законодательства и в связи с этим возникла проблема: должно ли гражданское законодательство регулировать имущественные отношения между всеми субъектами - и гражданами, и предприятиями - или только отношения с участием граждан, а отношения между предприятиями и другими юридическими лицами (хозяйственные отношения) нужно выделить в специальную отрасль и разрабатывать для нее специальные законы. В том, что хозяйственные отношения имеют серьезные отличия от отношений с участием граждан, никто не сомневался. Но достаточны ли эти отличия для формирования новой отрасли?
Для ответа на вопрос (а речь велась не только о хозяйственном праве, но и о других молодых отраслях) была создана теоретическая конструкция, основывающаяся на отличии отрасли права от отрасли законодательства. Отрасль права, по этой конструкции, должна была обладать своим собственным предметом регулирования (по принципу один предмет - одна отрасль права) и особым методом регулирования.
Если оба эти признака наличествовали, мы имели дело с отраслью права. Если же предмет «делился» с другой отраслью или метод оказывался несамостоятельным, то речь шла об отрасли законодательства.
По этой конструкции, отрасли права всегда выглядят образованиями первосортными, полноценными, а отрасли законодательства - подчас второсортными, не вполне полноценными. Чтобы признать отрасль законодательства отраслью права, нужно было признать за ней двойной мандат - свой предмет и свой метод. Отрасли, названные Вышинским, получили статус отраслей права, в отношении же молодых, нарождающихся отраслей вопрос решался каждый раз в длительных дискуссиях, увы, не всегда плодотворных. Был выдвинут и формальный признак отличия отрасли права от отрасли законодательства: первая (отрасль права) имела в качестве первичного основания конкретную правовую норму, а вторая (отрасль законодательства) - нормативный акт.10
Так в теории права родилась дихотомия: отрасль права - отрасль законодательства (схема 1).
Схема 1 – «Соотношение системы права и системы законодательства»
Система права и система законодательства - самостоятельные тесно связанные категории. Они представляют собой две стороны права: внутреннюю и внешнюю.
Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права - содержание, система законодательства - форма. Система права и система законодательства соотносятся следующим образом.
1.Первичным элементом системы права является норма права. Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.
2.Система права это
деление права на отрасли, институты,
нормы. Система законодательства - деление
нормативно-правовых актов на
законные и подзаконные акты,
а также порядок их расположени
3.Система права носит объективный характер, система законодательства - субъективный характер, так как зависит от воли законодателя.
Глава 4. Характеристика основных отраслей Российского права: административного, гражданского и уголовного
Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом, ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его регулирующего воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу организаций и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.11
Эта деятельность непосредственно связана с реализацией целей, задач и функций исполнительной власти, которая обеспечивает повседневное государственное управление обществом. Отсюда, как в России, так и за рубежом, административное право нередко называют "правом исполнительной власти", "управленческим правом", "правом государственного управления". В XIX в. оно называлось также "полицейским правом", поскольку под полицией понималось "внутреннее управление" государством. В качестве объекта этого управления рассматривалось "общественное благоустройство и благочиние" - внутренний порядок и безопасность страны, значительная часть экономики, финансы, торговля, общественная нравственность.
Решение основных задач исполнительной власти по непосредственной реализации целей и приоритетов государственного управления обществом возложено на государственную администрацию, которая представляет государство в повседневных отношениях с частными лицами. Государственная администрация являет собой систему государственных органов (с их персоналом в лице государственных служащих), осуществляющих "администрирование", т.е. организаторскую, управленческую деятельность путем реализации закрепленных в правовых нормах функций и исполнительно-распорядительных полномочий. Отсюда совокупность норм, регулирующая отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государственной администрации, получила обозначение "административное право".12
Государственная администрация уполномочена непосредственно устанавливать и поддерживать соответствующие отношения между государством и частными лицами в тех областях общественной жизни, в которых государственное вмешательство представляется важным и необходимым. Она представляет собой часть публичной администрации, в состав которой входит также администрация муниципальных образований. Отношения с участием муниципальной администрации касаются вопросов местного самоуправления и регулируются муниципальных правом.
Деятельность государственной администрации затрагивает интересы и ценности всего общества в противовес хотя и общественным, но в определенной степени корпоративным интересам партий, профсоюзов и иных общественных объединений. По целям своей деятельности она отличается также от администрации частных, коммерческих организаций, деятельность которой регулируется гражданским правом. Основная цель государственной администрации - удовлетворение общественных интересов. Выгоду от эффективного управления получает не сама государственная администрация, а государство, его граждане.
Государственная администрация призвана обеспечивать общественное благо. Ее представители не имеют права во взаимоотношениях с частными лицами выступать от своего лица, в своих непосредственных или косвенных интересах. Они должны действовать в интересах общества. Отсюда необходимы правовые нормы обеспечивающие четкую компетенцию ее органов и служащих, действенность и законность принимаемых ею мер. Административное право призвано обеспечить эффективность и правовую силу государственной администрации в процессе управления делами государства. Оно наделяет ее прерогативами государственной власти, которыми не располагают частные лица. Эти прерогативы придают отношениям, регулируемым административным правом, характер неравноправных отношений "власть-подчинение". Не имея легитимных властных полномочий государственная администрация вряд ли могла бы обеспечивать верховенство общественных интересов, принуждать к их соблюдению в случае конфликта с частными интересами, пренебрегающими общественным благом.
Однако властные прерогативы государственной администрации не беспредельны. Во имя подчинения общему благу они должны быть ограничены правом, устанавливающим рамки для свободы административных действий в отношении прав и законных интересов частных лиц. Такие ограничения устанавливает административное право, определяя правовые процедуры осуществления исполнительной власти и гарантии прав и законных интересов частных лиц. Оно не позволяет государственной администрации при осуществлении властных прерогатив проявлять пристрастность и произвол, ограничивать законные рамки свободы действий, предоставленной частному лицу в сфере исполнительной власти.
Информация о работе Соотношение отрасли законодательства и отрасли права