Соотношение отрасли законодательства и отрасли права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Основным элементом системы права является отрасль права. Приоритетное положение отрасли в системе права определяются тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющих существенную роль в организации общественной жизни.
Как известно, система российского законодательства представляет собой определенную совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Отрасли права в системе права……………………………………...5
Глава 2. Основные отрасли права……………………………………………11
Глава 3. Соотношение отрасли законодательства и отрасли права……….15
Глава 4. Характеристика основных отраслей Российского права: административного, гражданского и уголовного…………………………..19
Заключение …………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

отрасли права.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Административное право, следовательно, выступает одновременно как средство реализации государственной воли в отношениях "исполнительная власть - частное лицо" и как средство защиты частных лиц, от возможного произвола государственной администрации. В его задачу входит обеспечить справедливый баланс интересов в повседневных отношениях "государство - частное лицо", в том числе в тех из них, которые приобретают конфликтную форму.

Государственная администрация осуществляет различные виды деятельности, в том числе не имеющие властного характера. Например, она может совершать сделки купли-продажи, сдавать в аренду или арендовать и т.д. В этом случае она выступает как обычный субъект частного права. Административное право регулирует только те отношения, в которые государственная администрация вступает в связи с реализацией исполнительной власти. Оно устанавливает определенные формы и процедуры реализации властной административной деятельности и способы защиты прав граждан от неправомерных действий государственной администрации. Тем самым оно придает административной деятельности юридический характер. Это означает, что исполнительная власть облекается в правовую форму и осуществляется под эгидой закона, порождающего права и обязанности как для самой государственной администрации, так и для частных лиц.

Таким образом, административное право - это отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.

В этом определении выделяются три основных аспекта, выражающих сущность административного права: административное право - это отрасль публичного права, которое регулирует отношения неравноправных сторон и отличается от частного права, основанного на равноправии его субъектов. В публичном праве властный субъект может предписывать определенные варианты поведения другим его субъектам, требовать от них точного соблюдения предписаний правовых норм и применять к нарушителям меры юридической ответственности; административное право устанавливает порядок формирования органов исполнительной власти, структуру, компетенцию этих органов, способы их взаимодействия между собой, формы и методы их функционирования, процедуры правоприменительной и правоохранительной деятельности и т.д.; административное право определяет порядок отношений государственной администрации с частными лицами, их взаимные права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей и нарушение запретов, способы защиты нарушенных прав и гарантии беспристрастного и справедливого осуществления исполнительной власти в процессе государственного управления.13

Социальная и юридическая ценность административного права состоит в том, что оно упорядочивает административные взаимоотношения в сфере государственного управления, подчиняет деятельность государственной администрации закону и гарантирует защиту прав частных лиц от административного произвола.14

Гражданское право является одной из самых сложных и вместе с тем многообразных наук. Прежде всего термином гражданское право обозначают отрасль права - это система норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, складывающиеся между имущественно и организационно обособленными субъектами на основе их равенства и автономии воли.

Предмет гражданско-правового регулирования - имущественные и личные неимущественные отношения. Имущественные отношения связаны с обязательствами. Личные неимущественные отношения формируются в сфере авторского, патентного права, регулируют возмещение морального вреда, защиту чести, достоинства и деловой репутации.

Существуют личные неимущественные отношения не связанные с имущественными (право на жизнь, право на охрану семьи и детства). Эти отношения только защищаются гражданским правом, но не регулируются.

Метод гражданско-правового регулирования содержит три принципа, которые характеризуют метод:

а) имущественная обособленность субъекта

б) организационная обособленность. В гражданском праве субъекты рассматриваются не как элементы, а как субъекты, обладающие определенной независимостью при принятии решения, а следовательно самостоятельностью

в) равенство субъектов и автономия их воли.

Принято различать гражданское право как науку и как учебную дисциплину. Гражданское право как учебная дисциплина это совокупность знаний о гражданско-правовых явлениях, систематизированных в целях их эффективного изучения.

Личные неимущественные и имущественные отношения представляют собой вид семейных правоотношений, которые выделяются среди других семейно-правовых отношений не только природой и характером, но и основаниями их возникновения и развития. Личные неимущественные и имущественные отношения подразделяются на различные группы и подгруппы в зависимости от того, по поводу каких (нематериальных или материальных) благ, на какой (материальной или нематериальной) основе они сложились.

Личные неимущественные семейные правоотношения возникают и формируются, как об этом свидетельствует уже их название, на основе нематериальных благ. Это, например, правоотношения, связанные с вступлением с брак, выбором имени ребенка, воспитанием детей и др.

Уголовное право как отрасль права традиционно определяется как совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, представляющих опасность для данного общества. При этом со времен Древнего Рима существует формула: «Нет ни преступления, ни наказания, если об этом не указано в законе».15 Другими словами, предписания уголовного права о круге деяний, признаваемых преступными, о видах и размерах наказания являются исчерпывающими. Их не может произвольно расширить ни следователь, прокурор или судья, ни другое должностное лицо, включая высших представителей власти в государстве.

Но содержание уголовно-правовых норм не исчерпывается сказанным. Уголовное право определяет также пределы, цели и принципы уголовно-правового воздействия на преступность и преступников, предпосылки и условия ответственности за преступления, систему наказаний, исходные положения, условия и пределы их применения. Принципиальное значение для обеспечения общественного порядка и спокойствия имеют и нормы уголовного права, способствующие включению лиц, наказанных за совершенные преступления, в нормальную жизнь после применения к ним уголовно-правовых мер.

При сравнении с другими отраслями права  бросается в глаза его принципиальная особенность. Такие отрасли, как конституционное, гражданское, семейное право и т.п., нацелены на регулирование обычных, нормальных общественных отношений в процессе жизнедеятельности граждан и народа в целом. Они устанавливают, закрепляют, способствуют реализации и прогрессивному развитию прав, свобод, законных интересов, но также и обязанностей личностей и их объединений в политической, экономической, бытовой и иных сферах. Конечно, изученные ранее отрасли права предусматривают и определенные последствия нарушения их предписаний, как и порядок разрешения возникающих конфликтов. Но это направление их регулирования носит вспомогательный производный характер, а круг предусмотренных мер воздействия не ограничивает возможность использования лицом, к которому они применяются, конституционных прав и свобод личности.16

Уголовное же право имеет своей целью не регулирование обычных общественных отношений, но охрану и защиту последних, если конфликтные ситуации выходят за рамки возможностей воздействия со стороны соответствующей отрасли права.

Нередко предлагается поэтому подразделять отрасли права по основной функции (и используемым методам) на регулирующие и охраняющие. В число последних включают, конечно, уголовное право (которое сравнивают при этом с ночным сторожем), а равно уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, без которых уголовное право не может функционировать.

Не оспаривая в принципе такой классификации, от которой существенно зависит система и содержание уголовного права, укажем на ее условный характер. Ведь запреты и дозволения уголовного права воздействуют на человеческое поведение не только при их применении к фактам совершившихся преступлений и виновным лицам. Через нормы уголовного нрава население информируется о ведущих ценностях данного общества, так как именно они защищаются от преступных посягательств; о пределах дозволяемого поведения; о «невыгодности» преступного поведения в силу санкций, которые оно влечет, и т.д. Таким образом, уголовное право оказывает и регулирующее воздействие на жизнедеятельность общества. И при изучении его основ важно уяснить полезный социальный смысл его предписаний, которые могут, в частности, служить компасом в сложных ситуациях; принцип справедливости, лежащий в его основе; гражданский и общественный смысл следования его предписаниям. А не сводить это изучение к нехитрой схеме «за такое-то деяние столько-то дают».17

С учетом сказанного рассмотрим понятие, круг и особенности содержания источников уголовного права.  Вспомним прежде всего о том, что как и для любой другой отрасли права, источниками в широком (материальном) смысле являются реально существующие потребности и интересы общества и его членов. В данном случае речь идет о потребностях и интересах в сфере безопасности личности, общества, государства, защищенности от посягательств, создании условий для нормального функционирования общественных отношений во всех сферах. Своевременное и точное выявление этих потребностей и интересов социологической и правовой наукой, восприятие научных рекомендаций органами и лицами, от которых непосредственно зависит уголовно-правовое регулирование, позволяют создать и совершенствовать эффективную систему уголовного права, применять его в нужных случаях и пределах. Если же анализ запаздывает, уголовное право превращается в систему импульсивных реакций по принципу «проб и ошибок».

Заключение

Итак, отрасль права в теории права основной структурный элемент системы права, обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью регулируемых ими однородных общественных отношений. Отрасль права включает соответствующие правовые институты и нормы права. Отрасль права не всегда совпадает с отраслью законодательства.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение степень своеобразия тех или иных отношений, их удельный вес, невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм др. отраслей, необходимость применения особого метода регулирования.

Качественная однородность определенной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. И наоборот, наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих областей общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Отрасль не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения, поскольку разные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу. Поэтому в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве - авторское, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное право; в конституционном (государственном) — избирательное право; в трудовом - пенсионное; в земельном - горное, водное, лесное и т.д. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и родовой обособленностью.

Отрасль права в научной литературе классифицируются по-разному. Это объясняется динамикой отраслей права и отраслей законодательства, существованием комплексных отраслей, включающих нормы разных отраслей права, делением некоторых отраслей права, в свою очередь, на подотрасли, субъективными и рядом др. факторов. Однако большинство ученых едины в признании следующих отраслей права: конституционное право, административное право, финансовое право, земельное право, сельскохозяйственное, трудовое право, гражданское, семейное право, уголовное право, уголовно-исполнительное (исправительно-трудовое), уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, международное право.

В литературе выделяются также комплексные отрасли: предпринимательское (хозяйственное, коммерческое) право, коллизионное право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и др., соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно и сложные, «конгломеративные» отношения. В последнее время формируются и новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое, атомное, компьютерное право.

Особое место занимает международное право, не входящее ни в одну национальную правовую систему, регулирующее не внутригосударственные, а межгосударственные отношения и выражающее коллективную волю государств и народов.

 

 

 

Список литературы

I. Нормативно –  правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 22.07.2013). // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 22.07.2013). // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
  4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997). // Собрание законодательства РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Информация о работе Соотношение отрасли законодательства и отрасли права