Соотношение права и морали: единство, различие и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:36, контрольная работа

Описание работы

Внутренний аспект морали выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я»; это мера ответственности, духовности, общественного долга, степень обязанности лица перед обществом. Внутренний аспект морали по-другому называют внутренним законодательством, все это составляет понятие «совесть». Внешний аспект морали выражает конкретные формы внешнего проявления качеств, составляющих внутренний аспект морали, поступки человека.

Файлы: 1 файл

1Соотношение права и морали (2).doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Одним из главных  путей преодоления правового  нигилизма должно стать всемерное  стремление к повышению общей и правовой, в частности, культуры граждан. Естественно, необходимо модернизировать законодательство. Должна проводиться регулярная работа по профилактике правонарушений, осуществляться массовое просвещение и правовое воспитание населения и особенно молодежи.

Таким образом, опираясь на право как часть правовой культуры и в целом на культурные традиции, в России можно преодолеть правовые нигилистические тенденции  в обществе, что позволит, наконец, выйти из социокльтурного кризиса  и сформировать институты гражданского общества.

В чем  состоит ценность права 

 

В общесоциологическом  смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной  действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности  социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие

 

 

ценности права, следовательно, призвано раскрыть его  положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ценность права - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права:

1. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность.

Право тем самым  вносит элементы упорядочения и порядка  в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственно-рганизованное  общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

 

 

2. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей по средством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

3. Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обозначает свободу вообще, а

 

определяет  границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет  себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов и групп.

Право и свобода  неотделимы друг от друга. Справедливо  поэтому утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию - это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода.

4. Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Право выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения,

 

материального положения, социального статуса и проч. Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Попутно заметим, что справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что в переводе с ла тинского право (jus) и справедливость (justitia) близки по значению. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Ценность права, таким образом, заключается в том, что

 

 

оно пронизано  гуманными началами. Протагорова  формула «человек есть

 

мера всех вещей...» является максимой в праве. Гуманистический характер права про является не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности. В нынешних условиях имен но от права многие слои населения ждут надежных гарантий от непродуманных экономических реформ, волюнтаристских ре шений.

5. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных ре жимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

 

 

6. Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются ос новой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе.

Право - действенный  рычаг решения экологических  проблем как внутри отдельно взятого  государства, так и в рамках мирового сообщества

 

 Правовая культура: понятие, структура, типы.

 

Правовая  культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие  имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений". В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это - особая

интеллектуальная  сфера, имеющая свою специфику и  выступающая предметом изучения юридической науки. 
Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. 

 

Под правовой культурой предлагается понимать "систему  овеществленных и 

 

идеальных культурных элементов, относящихся  к сфере действия права, и их отражение  в сознании и поведении людей" (А.Р. Ратинов). В широком плане  правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт. 
Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент. 
Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного

 

либерально-демократического правового принципа "не запрещенное  законом дозволено". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и  нравственной культуры, легко может  встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных

 

отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима. 
Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма. Культура - это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода "правовой всеобуч". Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы. 
Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее

 

входят. Кроме того, правовая культура - многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных  слоев и групп населения, должностных  лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель указывал на несовпадение "теоретической и практической культуры". 

 

Что касается правовой культуры общества, то она  включает в себя такие 

 

"показатели", как достигнутый уровень правового  сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства. 
Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения

 

(статуса)  в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма. 
Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

 

 

 

Задание3. Задача1.

Я считаю,что  требование Чибиряева правомерно.так  как Часть 1. Виды дисциплинарных проступков

 

Основанием  привлечения к дисциплинарной ответственности  служит совершение дисциплинарного  проступка. Согласно статье 192 ТК РФ дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

В той же статье указано, что работодатель имеет  право применить одно из следующих  дисциплинарных взысканий:

- замечание;

 

 

- выговор;

- увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными  законами, уставами и положениями  о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Прежде всего такие исключения предусмотрены для военнослужащих, государственных служащих и прочих бюджетников. Например, некоторыми законами установлены такие дисциплинарные взыскания как «строгий выговор» или «предупреждение о неполном служебном соответствии».

Трудовой кодекс устанавливает следующее правило: «не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, то есть локальными нормативными актами».

Таким образом, применить, скажем, строгий выговор  к работнику коммерческой фирмы  невозможно. Также запрещено и  применение

 

разного рода штрафов, а также снижение заработной платы  в качестве дисциплинарной меры.

 

Задача2.

Согласно ст. 166 ТК РФ, запрещено направлять в  командировки женщин, имеющих детей  в возрасте до 3 лет, без их согласия. По условиям задачи ни одна женщина  не имеет ребенка вышеуказанного возраста,

 

 

 следовательно,  эта норма не распространяется на этих женщин. Этих женщин трудовое законодательство не запрещает направлять в командировки без их согласия. Требования начальника вполне законны, и он вправе уволить работников на основании ст.81 ТК РФ п.п.6.

Информация о работе Соотношение права и морали: единство, различие и взаимодействие