Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:13, курсовая работа
В литературе публичное и частное право признаются в качестве реальных категорий и явлений российской правовой действительности, поэтому необходимо определить, что они собой представляют, выявить различные аспекты их соотношения, внешние связи, изучить их влияние на развитие правовой системы.
За исходное при определении публичного и частного права предлагается взять высказывание Ульпиана, которое получило дальнейшее развитие в трудах многих ученых прошлого и современности. Ульпиан полагал, что публичное право характеризует положение Римского государства в целом, а частное право относится к пользе отдельных лиц (Д.1.1.1.2). С тех пор считается, что первое отражает и охраняет общие интересы государства, а второе направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов конкретного человека.
Введение ……………………………………………………………...........……….3
1 Гражданское право – частное право…………………………………………….6
1.1 Термин "гражданское право"……………………………………….................6
1.2 Понятие и особенности частного права……………………………………....7
1.3 Частное право в России………………………………………….…................10
1.4 Соотношение частного и публичного права………………………………...11
2 Система частного права……………………………………………………..….14
2.1 Развитие системы частного права в России…………………………………14
2.2 Система гражданского права………………………………………………....17
2.3 Основные системы континентального гражданского права……………….19
2.4 Система частного права в зарубежных правопорядках…………………….20
Заключение………………………………………………………………………...22
Глоссарий………………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………
Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость. Другими словами «Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко»[45.С. 17].
Примером семьи,
характерной для языческой
Победа христианской
модели семьи над языческой
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью.
Жена должна была ему подчиняться.
Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя.
Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.
В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди – единому Богу, Отцу Небесному. Триада – Отец – Правитель – Бог – основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».
Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, «..ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство..»[16.С. 110].
Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.
Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу).
Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь – ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи.
Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии и напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было ее роль. Семья протестантов – это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному[15.С. 21-32].
Протестантский деятель Мартин Лютер (1485 – 1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семейные отношения как духовное единство мужа и жены.
Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях принятые в Европе были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно, например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет.
Антисексуальные
и морализаторские установки
достаточно долго господствовали в
колониях. В начале периода колонизации
браки заключались
В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей и тем более сексуальным отношениям.
Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. …Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление»[19.С. 131].
И по возможности
лучше избегать и брака, так как
«…Неженатый заботится о
Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний - похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой.
Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. В 1714 году царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. А в 1722 году эта идея обличается в форму Устава, суть которого в том, запрещалось женить.
Нормальный правопорядок должен основываться на существовании и различии частноправового и публично-правового регулирования. Гражданское, или частное, право (jus privatum) со времен Древнего Рима как раз и отражает частноправовую сферу с присущими ей началами юридического равенства и самостоятельности участников, неприкосновенности их частной собственности, свободы договора, независимой судебной защиты нарушенных прав и интересов3.
Конечно, развитие человеческой цивилизации с той поры привело к неизмеримому усложнению социальных процессов, появлению принципиально новых общественных феноменов, вызванных к жизни последствиями технических и социальных, а затем научной и информационной революций. Все это видоизменило, но не отменило полностью основы правовой системы, покоящейся на различии гражданского (частного) и публичного права. Подобно тому, как геометрия Н.И.Лобачевского не отменила принципиальных начал евклидовой геометрии, а постулаты Эйнштейна не привели к краху ньютоновой физики, современный высокоразвитый имущественный оборот не отменяет традиционных юридических конструкций и подходов, а лишь при необходимости видоизменяет их, приспосабливая к соответствующим потребностям.
Сохраняется и общее деление права на частное и публичное. Их различие покоится на принципиальном различии частных и публичных интересов, легших в основу их первоначальной дифференциации, проведенной еще в Юстиниановых Дигестах. По словам виднейшего древнеримского юриста Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц.
Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялось непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском законодательстве устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, отсутствие которой влечет и отсутствие соответствующего юридического результата (возникновения юридического лица или появления, прекращения или изменения прав на недвижимость). С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться судебный порядок защиты, в частности, некоторых интересов граждан, что свойственно частноправовому регулированию.
Однако наличие таких правил не устраняет необходимости установления четкого различения частного и публичного права, ибо отношения, включаемые в ту или другую сферу, приобретают различный правовой режим. Попытки выявить критерии разграничения этих сфер предпринимались как отечественными, так и зарубежными учеными-юристами на протяжении не одного века. В конце концов стало очевидным, что это различие заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые отношения, обусловленного самой природой последних. Ясно, например, что отношения в области государственного управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности участников, ибо по самому своему характеру требуют централизованного воздействия и иерархической подчиненности участников. Но ясно и то, что многие отношения, складывающиеся в экономике, и прежде всего отношения товарообмена (т.е. рынка), напротив, нуждаются в предоставлении их участникам максимальной (хотя, разумеется, и не безграничной) свободы, стимулирующей их инициативу и предприимчивость4.
Следует подчеркнуть, что и по существу необходимое в ряде случаев взаимовлияние и взаимодействие частного и публичного права не ведет к смешению этих двух принципиально различных подходов. Так, гражданское процессуальное право, относящееся к публично-правовой сфере, под воздействием частноправовых начал резко усиливает состязательный характер процесса в спорах между предпринимателями, широко допуская здесь также применение третейской (негосударственной) формы разбирательства. Однако в целом процессуальный порядок, безусловно, сохраняет присущий ему публично-правовой характер. Частное и публичное право во всех развитых правопорядках продолжают существовать как две самостоятельные, независимые ветви правового регулирования, как два различных типа правового воздействия на общественные отношения.
Законодательно
Семейные правоотношения регулировались преимущественно нормами церковного права. Представители различных конфессий заключали брак в соответствии со своими религиозными обычаями. «..И только старообрядцы, составлявшие значительную часть населения России, были лишены этого права..»[41.С. 19].
В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы заключения брачных отношений.
В первые годы после осуждения старых обрядов на соборах 1666-1667 гг. староверы не испытывали серьезных затруднений в проведении таких таинств как венчание и крещение. Однако, после принятия в 1685 г., в период правления Софьи Алексеевны, закона "О наказании распевающих и принимавших ереси и расколы" старообрядцам, не желающим отказаться от старой веры стала грозить смертная казнь. Причем наказание грозило не только самим раскольникам, но и приверженцам господствующей церкви, оказывающим староверам какую-либо поддержку. За данные действия эти лица могли быть, в лучшем случае, наказаны кнутом, в худшем случае им грозила ссылка и конфискация имущества.
«..Эти меры вынудили большую часть старообрядцев бежать за границу, в сибирские, поморские, уральские леса и на Дон. Оставшиеся в деревнях и городах вынуждены были скрывать свою веру и совершать свои обряды тайно..»[41.С. 19].
В конце XV-XVI века у старообрядцев начинают возникать проблемы с проведением таинств венчания, крещения, исповедью.
Старообрядцам, живущим
в Белоруссии, Малороссии и Новороссии,
священникам дозволялось
В 1798 г. право строить часовни и иметь священников получили старообрядцы, проживающие в других российских губерниях. Данная политика привела в конечном счете к учреждению в 1800 г. единоверия " особой части православной церкви, находящейся в подчинении Священного Синода, но совершающей обряды по старопечатным книгам. Таким образом, поповцы получили вполне легальную возможность заключения брака. Однако, брак старообрядцев " беспоповцев не признавался ни властями, ни большинством из лидеров. Несмотря на препятствия, по всей видимости, брачные связи получили среди беспоповцев достаточно широкое распространение. После многочисленных преследований к середине XIX в. правительство фактически пришло к признанию брака старообрядцев-поповцев. При составлении ревизских сказок в 1850 г. согласно императорскому указу жен и детей старообрядцев, приемлющих священство, признавали таковыми "на основании полицейских свидетельств или обывательских книг, не требуя в сем случае других доказательств о законности брака"[41.С. 19].