Соотношение закона и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:11, реферат

Описание работы

Предмет исследования общественные отношения, которые регулируются данной совокупностью норм права.
Итак, целью данной курсовой работы является – рассмотреть и сравнить понятия «право» и «закон», а также внутреннее строение закона.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть понятие, признаки и принципы права.
- рассмотреть понятие закона, признаки: высшая юридическая сила, стабильность, особый порядок принятия и другие. А также рассмотреть структуру и реквизиты закона.
- соотнести право и закон во взглядах различных представителей основных концепций правопонимания (естественного права, нормативистской, социологической).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. Понятие, признаки и принципы права. 7
1. 1 Понятие и признаки права. 7
1. 2 Принципы права 14
Глава II. Понятие закона. Признаки закона. Структура и реквизиты закона. 17
2.1 Понятие и признаки закона. 17
2.2 Структура и реквизиты закона. 21
Глава III Соотношение закона и права. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Источники и литература 35

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

Отсутствие  хотя бы одного из перечисленных элементов  деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет и добывает сам. Смысл же социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важнее: гарантированные реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено и которыми защищено.

 

 

1. 2 Принципы права

Принципы права  – это руководящие идеи, характеризующие  содержание права, его сущность и  назначение в обществе. С одной  стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов. Правовые принципы закреплены в Конституции Российской Федерации, а также ГК РФ говорится о возможности применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.3

1. Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

2. Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (прописано в Конституции РФ ст. 18).

3. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность(прописано в Конституции РФ ч.2 ст. 19). В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

4. Принципа законности заключается в том, что, «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.»4

5. Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»5.

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие:

• закон обратной силы не имеет;

• все, что законом  не запрещено, дозволено;

• никто не может быть судьей в собственном деле;

• нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение.

              Вывод: итак, право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирования поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества. Право имеет несколько свойств, это нормативность, интеллектуально-волевой характер права, обеспеченность возможностью государственного принуждения, формальная определенность, системность. Также право обладает принципами: принцип справедливости имеет особую значимость, принцип уважения прав человека, принцип правосудия, принципа законности, принцип равноправия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Понятие закона. Признаки закона. Структура и реквизиты закона.

2.1 Понятие  и признаки закона.

На протяжении ряда столетий и даже тысячелетий  закон как форма (источник) права  привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого «законом», авторы бесчисленных книг и статей, аналитических отчетов и докладов предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт его содержания, социальной роли и назначения. И в этом весьма преуспели.

За многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не известных его сторон.

Дело в том, что закон, как и право в  целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и  государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

Например, иногда закон рассматривается в самом  «широком» смысле, как синоним  понятия права, а точнее — законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке».6 Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду».

Из этого  рассуждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права содержатся и в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.

Но понятие  «нормативно-правовой акт» гораздо шире понятия закона. Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это — акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они  издаются или санкционируются только органами государства. Имеют волевой  характер. В них содержится и через  них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства, приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

В обыденной  жизни, в обиходе использование термина «закон» для обозначения любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо подчеркивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не только собственно законов.

Юридически  же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с другими  нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эффективность их применения.7

В силу этого  и ряда других причин в научной  и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие:

Закон — это  принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой». 8

Или: Закон —  это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны»9.

Или: «В юридическом  смысле закон — это нормативный  акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».

Можно привести еще целый  ряд аналогичных определений. Однако дело не в этом. Главное состоит  в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные, специфические черты.

              Каковы характерные признаки закона как ведущего источника права?

1. Закон обладает высшей  юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

2. Закон как источник  права, исходящий от высшего  органа государственной власти, представляющего волю и интересы  всего общества или народа, должен  также отражать волю и интересы всего общества или народа.

3. Законы, в отличие  от других нормативно-правовых  актов издаются по наиболее  важным вопросам государственной  и общественной жизни. С их  помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.

4. По своему  значению закон - это правовой  акт первичного характера, т.к.  в нем содержится первичное,  изначальное право - юридические  предписания, которые представляют  собой отправные начала всей правовой системы государства;

5. Законы принимаются,  изменяются и дополняются в  особом, строго установленном, законодательном  порядке. Законодательная процедура  существует в каждом государстве.  Она закрепляется, как правило,  особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

6. Закон исключительно  нормативен (содержит только нормы  права, в отличие от других  нормативно-правовых актов, которые  могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

В самом общем  плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым, т.е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права в основном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах ООН, которые составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для законодателей любых государств. Степень соблюдения прав человека в законе – критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

Верховенство  закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного  усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.

Содержание  закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

2.2 Структура  и реквизиты закона.

Структура закона на примере уголовного кодекса.

Уголовный закон  является формой выражения норм уголовного права. Следовательно, закон является формой, а норма - его содержанием.

УК РФ состоит  из Общей и Особенной частей. Общая  часть УК РФ состоит из шести разделов, которые делятся на главы.

Общая часть  определяет задачи и принципы УК РФ, понятие преступления и его виды, основания уголовной ответственности, неоконченное преступление, соучастие в преступлении, обстоятельства, исключающие преступность деяния, понятие и цели наказания, виды наказаний, общие начала назначения наказания и иные общие положения уголовно-правовой борьбы с преступностью.

Большинство норм Общей части УК РФ имеет позитивный (регулятивный) характер, их применение само по себе не сопряжено с конкретным преступлением10. Но вместе с тем в Общей части УК имеются нормы правоприменительного характера, включающие в себя и принуждение. Так, в ч. 3 ст. 50 УК РФ предусмотрена замена исправительных работ в случае злостного уклонения от их исполнения ограничением свободы, арестом или лишением свободы.

Информация о работе Соотношение закона и права