Советская милиция в 1920-1930-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются организационное построение органов внутренних дел в 1920- 1930 годы, особенности тех или иных ее звеньев, вопросы кадрового обеспечения, связи с населением. Само собой разумеется, серьезное внимание уделяется характеристике основных направлений их деятельности, поскольку без этого нельзя показать историю в действии, в динамике.
История органов внутренних дел рас¬сматривается в тесной взаимосвязи с общеисторическими процессами, социально-экономической и политической обстановкой в стране в конкретных исторических условиях

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Создание органов внутренних дел Советского государства (1917- 1918) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Советская милиция в период интервенции и гражданской войны (1918—1920) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3 Советская милиция в годы новой экономической политики (1921—1929) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4. Советская милиция в период коренной ломки общественных отношений (1930—1941) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . 35

Файлы: 1 файл

ИӯП. Советская милиция в 1920-1930-е годы.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования Науки РФ

Пензенский Государственный Университет

Юридический Факультет

Кафедра истории Отечества, государства и права России

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государства и права России»

Тема: «Советская милиция в 1920-1930-е годы»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы 11ЮП1

Ильичёв Олег Михайлович

 

Проверил:

д.и.н. Карнишин В.Ю.

 

 

 

 

ПЕНЗА_2011

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

 

 

 

Введение  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .      3

 

1. Создание органов внутренних дел Советского государства (1917- 1918) .  .  .  .  .  .  . . .  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    4

2. Советская милиция в период интервенции и гражданской войны (1918—1920) .  .  .  .  .  .  . . .  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   6

3 Советская милиция в годы новой экономической политики (1921—1929) .  .  .  .  .  .  . . .  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  10

4. Советская милиция в  период коренной ломки общественных  отношений (1930—1941) .  .  .  .  .  .  .   .  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   28

 

Заключение.   .  .  .  .  .  . . .  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .     33

 

Список использованной литературы.  .  .  .  .  .   .  .   .   .   .   .   .   .   . .  35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Сложные и болезненные  процессы  реформирования милиции, происходят

в 20-30-е годы двадцатого столетия. С особой остротой поднимает проблему  функция государства по обеспечению внутренней упорядоченности общественной жизни. Порядок общественных отношений, складывающийся в том или ином государстве, обеспечивается всеми имеющимися средствами.

  Этому подчинены государственный  механизм и система права. Тем  не менее для непосредственной  реализации внутренней функции  милиции по обеспечению общественного  порядка, государство образует специальный аппарат. Изучение некоторых аспектов становления органов правопорядка позволили еще в 20-30 годы выбрать курс на образование народной милиции и ее классовой природы.

. В работе рассматриваются  организационное построение органов  внутренних дел в 1920- 1930 годы, особенности  тех или иных ее звеньев, вопросы кадрового обеспечения, связи с населением. Само собой разумеется, серьезное внимание уделяется характеристике основных направлений их деятельности, поскольку без этого нельзя показать историю в действии, в динамике.

История органов внутренних дел рассматривается в тесной взаимосвязи с общеисторическими процессами, социально-экономической и политической обстановкой в стране в конкретных исторических условиях. Это позволяет дать объективный анализ места и роли органов внутренних дел в государственном механизме.

   Немаловажное значение имеет аналитический материал для осмысления опыта становления и функционирования системы органов внутренних дел нашей страны, особенно после 1917 года, когда задача реформирования милиции стояла столь же остро,  как и сегодня. Этот период дал интереснейший научно-практический материал для осмысления опыта становления и функционирования в известной мере политико-правовых институтов России.

    В данной работе  рассмотрены конституционное развитие  правоохранительных органов, правовое положение милиционера, организация государственного аппарата в стране в лице центральных и местных органов милиции. Будучи на ранних этапах не столь сложной системой, она с течением времени складывается в целостную организационную систему, которая уже в новое время получает название системы органов внутренних дел. Предметом данной курсовой работы можно считать создание Советской милиции в целом, а объектом является система управления органами внутренних дел.

   Так произошло и в России, где эта система сформировалась в начале XX века

 

 

  1. Создание органов внутренних дел Советского государства

(октябрь 1917—1918)

    Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, проходивший 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. провозгласил образование Советского государства и юридически закрепил ликвидацию буржуазного Временного правительства и его органов в центре и на местах.

На съезде в числе тринадцати наркоматов в составе первого советского правительства — Совета Народных Комиссаров — был образован Народный комиссариат внутренних дел. Первым наркомом внутренних дел стал А.И. Рыков, член ЦК РСДРП(б). Однако этот пост он занимал всего 9 дней. А.И. Рыков поддержал выдвинутое некоторыми членами ЦК партии (Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым и др.) требование о создании такого правительства, которое состояло бы не только из большевиков, но в него входили бы представители и других социалистических партий. Это требование было отвергнуто ЦК партии большевиков. В знак протеста сторонники идеи «однородного социалистического правительства» ушли в отставку со своих государственных и партийных постов, ушел и А.И. Рыков. В настоящее время известно лишь о двух подписанных им важных нормативных актах — постановлениях НКВД от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции» и от 30 октября (12 ноября) 1917 г. «О передаче жилищ в ведение городов».

17 (30) ноября 1917 г. народным  комиссаром внутренних дел по  предложению В.И. Ленина был назначен  Г.И. Петровский. В состав первой  Коллегии НКВД вошли Ф.Э. Дзержинский, М.Я. Лацис, М.С. Урицкий и И.С. Уншлихт. Это руководящее ядро возглавило работу по формированию аппарата наркомата. На пути его создания и выработки структуры возникли большие трудности. Старые чиновники не хотели служить новой власти, а те, кто стал у руля Советского государства, не имели опыта государственного строительства. Служащие дореволюционных министерств, в том числе и Министерства внутренних дел, саботировали новую власть и не выходили на работу. В здании министерства остались лишь курьеры и сторожа, «даже перья были вынуты из ручек и чернила вылиты из чернильниц».

  В целях борьбы с саботажем чиновников Коллегия НКВД 31 декабря 1917 г. приняла решение: «1. Все чиновники, оставившие работу, считаются уволенными и лишенными пенсий. 2. Их фамилии опубликовать. 3. Предлагается всем органам по уборке улиц Петрограда обязать их принудительно работать по уборке улиц».

В первой декаде декабря 1917 г. на заседании коллегии НКВД был рассмотрен вопрос об организации отделов наркомата. Первоочередной задачей стал подбор руководителей основных подразделений центрального аппарата. В конце 1917 — начале 1918 года эта работа была в основном завершена. Во главе отдела местного управления стал М.Я. Лацис. Отдел по делам иностранных подданных возглавил И. Уншлихт, а отдел по делам беженцев — А.С. Дижбит. Руководителем отдела по делам воинской повинности был назначен

И.М. Флеровский, финансового — Г. Мешковский. Начальниками других отделов стали М. Неврат, В. Селинский, В. Яковлева и Н. Жиделев. Канцелярией заведовал Д. Зорин.

  Одной из важнейших функций НКВД с самого начала стала охрана общественного порядка и борьба с преступностью.1

 

 

_______________________

    1Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин, А. Е. Епифанов История отечественных органов внутренних дел. М., 2005  - с 134

    2Мулукаев Р.С, Карташев Н.Н. Милиция России (1917-1993). Историко-правовой очерк. — М., 1995 – с 106

    Рабочая милиция, которая не была штатным государственным органом. Она отражала идею всеобщего вооружения трудящихся, была пролетарской милицией.

Рабочая милиция, как правило, строилась на принципе добровольности. Лишь в отдельных случаях она создавалась на основе введения Советами повинности. Одна из особенностей рабочей милиции заключалась в том, что она сочетала в себе как государственные, так и негосударственные черты. Поскольку рабочая милиция создавалась Советами и осуществляла свои функции от их лица, она выступала как государственный орган. В то же время, в силу того что формирования рабочей милиции, как правило, не имели постоянного штата сотрудников, они носили характер массовых самодеятельных организаций трудящихся.

      Правовой основой строительства рабочей милиции стало постановление НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября)1917 г. В нем говорилось: Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию;

Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов.2

 

2. Советская милиция в период интервенции и гражданской войны

(1918—1920)

    Весной 1918 г. началась реализация программы по реорганизации рабочей милиции в профессиональный штатный государственный орган охраны общественного порядка.

    5 июня 1918 г. в «Вестнике Комиссариата внутренних дел» был опубликован проект Положения о народной рабоче-крестьянской охране (советской милиции). В нем указывалось: «Для охраны революционного порядка учреждается <...> народная рабоче-крестьянская охрана (советская милиция) как постоянный штат лиц. Организация рабоче-крестьянской охраны (советской милиции) отделяется от военного дела. Вся существующая ныне милиция и постановка дела охраны революционного порядка должна быть реорганизована и изменена согласно данному положению. Важное значение имел съезд председателей губернских Советов, проходивших в Москве с 30 июля по 1 августа 1918 г. На нем рассматривались и решались вопросы нового государственного строительства, в том числе и вопрос о создании штатной профессиональной милиции. С докладом о рабоче-крестьянской милиции на съезде выступил А.М. Дижбит, ответственный работник Наркомата внутренних дел РСФСР. Он подробно охарактеризовал состояние охраны революционного порядка в стране, обосновал потребность организации милиции как постоянного штатного государственного органа, построенного на профессиональных началах.

Нарком внутренних дел Г.И. Петровский говорил о важном значении тесной связи милиции с массами, уважительного отношения к «милиционерам, охраняющим завоевания трудового народа». В принятой резолюции съезд признал необходимым « организацию советской рабоче-крестьянской милиции».

В связи с развернувшимся строительством штатного аппарата советской милиции большое значение имело завершение юридического оформления основ ее организации и деятельности. 21 августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР рассмотрел проект «Положения о советской милиции». СНК поручил НКВД по согласованию с НКЮ «переработать проект Положения <...> в инструкцию, приноровить ее преимущественно к борьбе против уголовных элементов, поддержанию санитарного порядка и приведению в исполнение предписаний местных властей».1

    12 октября 1918 г. НКВД и НКЮ РСФСР утвердили «Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции». Она закрепляла правовые основы функционирования советской милиции как штатного государственного органа охраны общественного порядка. Важной особенностью оформления правового статуса милиции являлось прямое закрепление ее классового характера. Это нашло отражение в ее названии — «рабоче-крестьянская» — и основных задачах. В Инструкции от 12 октября 1918 г. указывалось, что «советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Главной ее особенностью является охрана революционного порядка и гражданской безопасности».

    Инструкция устанавливала организационно-правовые нормы, единые для Российской Федерации. 15 октября 1918 г. Главное управление милиции НКВД РСФСР разослало ее текст в губернские и уездные управления милиции, подчеркнув, что «впредь надлежит руководствоваться только этой инструкцией об организации милиции, отменяющей все инструкции по организации милиции, выработанные и принятые на местах». Согласно Инструкции на службу в советскую милицию принимались только «представители трудящихся, достигшие возраста 21 года. Первым заведующим Главмилиции, как тогда именовали это управление, стал А.М. Дижбит. Главное управление осуществляло следующие функции: общее руководство деятельностью милиции; издание приказов и инструкций, определяющих как политическую, так и техническую сторону работы; надзор за деятельностью учреждений и органов милиции и т.п. Основные звенья местного аппарата РСФСР составляли губернские и уездные управления. Губернские и другие крупные города могли иметь свою городскую организацию милиции, но с особого (в каждом отдельном случае) разрешения Народного комиссариата внутренних дел. Низовым звеном аппарата милиции был участок во главе с участковым начальником, в ведении которого находились старшие и рядовые милиционеры.2

    Губернские управления милиции являлись одновременно местными органами НКВД и органами губернского исполнительного комитета Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. Компетенция губернских управлений милиции по основным направлениям их деятельности была аналогична компетенции Главного управления милиции, но отличалась, конечно, масштабом, ограничиваясь пределами губернии, в которой находилось данное управление. В декабре 1918 г. Главное управление милиции разработало и утвердило «Общую инструкцию милиционерам», «Инструкцию начальникам и их

«Инструкцию об употреблении оружия». Все эти нормативные акты были ___________________

    1Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин, А. Е. Епифанов История отечественных органов внутренних дел. М., 2005 – с 145

    2Мулукаев Р.С, Карташев Н.Н. Милиция России (1917-1993). Историко-правовой очерк. — М., 1995 – с 108

помощникам», «Инструкцию старшим и дежурным по району милиционерам», одобрены.1

  Первым Всероссийским съездом заведующих губернскими и городскими управлениями милиции. Они расширяли рамки правового регулирования деятельности милиции. Опыт строительства милиции, накопленный в первые годы Советской власти, был обобщен и законодательно закреплен в «Положении о рабоче-крестьянской милиции», утвержденном ВЦИК 10 июня 1920 г. С его изданием процесс становления советской милиции в основном завершился.

  Необходимо отметить, что с самого начала создания советской милиции вся ее деятельность проходила под непосредственным влиянием Коммунистической партии. Центральный Комитет партии неоднократно указывал на важность деятельности органов милиции. В частности, в феврале 1920 г. ЦК РКП(б) в специальном письме предложил всем губернским и уездным парторганизациям «уделить возможно больше внимания органам милиции, стремясь к созданию действительно коммунистической милиции». С этой целью предлагалось «рекомендовать на посты начальников милиции надежных командиров и неустанно вести партийную и просветительную работу среди милиционеров». совершенствования знаний и профессиональных навыков работников.2

Информация о работе Советская милиция в 1920-1930-е годы