Советская милиция в 1920-1930-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются организационное построение органов внутренних дел в 1920- 1930 годы, особенности тех или иных ее звеньев, вопросы кадрового обеспечения, связи с населением. Само собой разумеется, серьезное внимание уделяется характеристике основных направлений их деятельности, поскольку без этого нельзя показать историю в действии, в динамике.
История органов внутренних дел рас¬сматривается в тесной взаимосвязи с общеисторическими процессами, социально-экономической и политической обстановкой в стране в конкретных исторических условиях

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Создание органов внутренних дел Советского государства (1917- 1918) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Советская милиция в период интервенции и гражданской войны (1918—1920) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3 Советская милиция в годы новой экономической политики (1921—1929) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4. Советская милиция в период коренной ломки общественных отношений (1930—1941) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . 35

Файлы: 1 файл

ИӯП. Советская милиция в 1920-1930-е годы.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

возможно лучшему их выполнению, не останавливаясь перед возникающими для

них тягостями и опасностью для здоровья и жизни».2

В 1922 г. Президиум ВЦИК распространил право награждения орденом Красного Знамени на работников милиции, проявивших храбрость и мужество в борьбе с бандитизмом и антисоветскими мятежами.3

    С первых дней  существования милиции как штатного  государственного органа __________________

    1Дондоков Ц.С. Особенности профессиональной подготовки кадров народной милиции // История государства и права 2008г  №10 – с 7

    2Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин, А. Е. Епифанов История отечественных органов внутренних дел. М., 2005 – с 172

    3Шамаров В. М. Кадровая работа в милиции НКВД РСФСР (1917-1930).

[электронный ресурс] Режим доступа: http://biblus.ru/Default.aspx?book=9j17p1j2s8              были заложены основы для содействия ей в охране общественного порядка со

стороны трудящихся. Организационные формы участия трудящихся в этом деле были весьма разнообразны. Так, в годы восстановления народного хозяйства своеобразной формой участия трудящихся в укреплении революционного порядка являлись части особого назначения (ЧОН). вооруженные формирования, основу которых составляли коммунисты. Создание ЧОНов обусловливалось сложностью политической обстановки в стране и необходимостью иметь постоянное ядро надежных, преданных советской власти граждан — рабочих и служащих фабрик, заводов, учреждений. Эти части предполагалось вооружить. Их члены состояли на учете и периодически призывались для прохождения учебных сборов, а также в тех случаях, когда требовали обстоятельства, для участия в боевых операциях по борьбе с контрреволюцией и преступностью. Части особого назначения охраняли важные государственные, хозяйственные и военные объекты, сопровождали продовольственные грузы, несли службу по охране порядка в городах и селах.1

    Одной из важных форм участия трудящихся в охране общественного порядка был институт сельских исполнителей. ВЦИК и СНК РСФСР 27 марта 1924 г. приняли декрет «О сельских исполнителях», который устанавливал широкий круг их обязанностей по охране общественного порядка, личной и имущественной безопасности граждан. Эти лица назначались сельскими Советами в порядке очереди (из числа постоянных жителей сел) на срок до двух месяцев, в количестве, определяемом исполкомом Совета, но не более одного исполнителя на двадцать пять хозяйств. Сельские исполнители подчинялись непосредственно председателю сельского Совета и могли принимать участие в его заседаниях с правом совещательного голоса. Привлекать сельских исполнителей к выполнению возложенных на милицию обязанностей разрешалось только с согласия сельского Совета. Лишь в неотложных случаях органы милиции могли делать это самостоятельно, но обязательно с последующим уведомлением Совета. Деятельность сельских исполнителей сыграла большую роль в повышении политической активности крестьянства, способствовала укреплению порядка на селе.2

    Принятый в конце 20-х годов курс на ускоренное экономическое развитие, переход к индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства привели к тому, что государственное управление все больше стало опираться на методы прямого принуждения, использованию во все больших масштабах принудительного труда, усилению уголовной репрессии. Все это самым непосредственным образом отразилось на деятельности милиции. ЦИК и СНК СССР 7 августа 1932 г. приняли постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». Этот законодательный акт относил всех лиц, посягающих на социалистическую собственность, к врагам народа и устанавливал за хищения смертную казнь, а при смягчающих обстоятельствах — лишение свободы на длительные сроки. Серьезные экономические трудности наиболее ощутимо сказывались на тружениках города и села. В 1928 г. была введена карточная система на продукты и некоторые товары массового потребления. Это создало благодатную почву для различного рода злоупотреблений должностных лиц и для развития спекуляции. 22 августа 1932 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе со спекуляцией». Этот нормативный акт предусматривал минимальное наказание за данное преступление в виде лишения свободы на пять лет и конфискации имущества.

Сельские и городские органы милиции обязывались, часто в ущерб другим

обязанностям, проводить в жизнь названные постановления.

    В сферу деятельности милиции входил широкий круг обязанностей по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. К началу 1921 г. в стране насчитывалось 5,5 млн беспризорников. ВЦИК 27 января 1921 г. образовал Особую полномочную комиссию по улучшению жизни детей и организации борьбы с детской беспризорностью. Председатель комиссии Ф.Э. Дзержинский в марте 1923 г. обратился ко всем трудящимся страны с призывом «Все на помощь детям!». Органы милиции всех уровней принимали самое непосредственное участие в ликвидации беспризорности и безнадзорности, борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. Хотя в 20-е годы беспризорность из года в год сокращалась, материальные условия жизни страны не давали

возможности направлять в эту сферу нужные ресурсы, а административными

  Важным условием повышения эффективности деятельности советской милиции по укреплению общественного порядка являлось развитие патрульной и постовой службы. В 20-х годах милицейские посты и патрули были организованы во всех республиканских, краевых и областных центрах, а также в сравнительно крупных

городах. В поддержание общественного порядка на улицах городов, в парках и пригородных зонах, во время проведения народных гуляний и празднеств участвовали конные подразделения милиции.

Большое место в деятельности милиции занимало обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов. Московский губернский административный отдел в 1928 г. ввел новую должность — инспектор по регулированию уличного движения. На него возлагались следующие обязанности: рациональное распределение транспортных потоков; установление мест стоянок такси; непосредственное наблюдение за уличным движением и решение ряда других вопросов, связанных с обеспечением безопасности уличного движения. Опыт москвичей был воспринят крупными городами страны.3

 

 

 

 

 

 

____________

    1Костин Ю. В. Исторический опыт борьбы с негативными явлениями в деятельности советской милиции в 1920 годы // История государства и права 2009г  №22. – с 26   

    2Богманов А. В. Правовое воспитание сотрудников милиции в 20-30 годы 20 века // история государства и права 2010г  №18 – с 32

    3 Бубнова Ю.Г. Организационно-правовые основы становления и функционирования милиции :1917-1929 гг. [электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pravovye-osnovy-stanovleniya-i-funktsionirovaniya-militsii

 

4. Советская милиция в период коренной ломки общественных отношений (1930—1941)

   

    После упразднения в декабре 1930 г. НКВД РСФСР руководство милицией и уголовным розыском было возложено на создаваемые при СНК союзных и автономных республик управления милицией и уголовного розыска.

31 декабря 1930 г. ВЦИК и  СНК приняли постановление «О  мероприятиях, вытекающих из ликвидации  Наркомвнудела РСФСР и наркомвнуделов  автономных республик», которым на созданное при СНК РСФСР Главное управление милиции и уголовного розыска было возложено руководство и управление органами милиции и уголовного розыска, осуществление охраны общественного порядка и безопасности и осуществление охраны личной безопасности граждан, их прав и имущества, осуществление охраны государственного и общественного имущества и специальной охраны имущества учреждений и предприятий, имеющих государственное значение, а также борьба с преступностью и производство расследований преступлений в пределах, указанных УПК РСФСР, руководство приведением в исполнение судебных приговоров, организация ссылки без принудительных работ, учет высылаемых и ссылаемых, оказание содействия государственным органам в проведении установленных законом повинностей и подготовка кадров милиции и уголовного розыска. Согласно этому постановлению, местные административные отделы (управления) реорганизовывались в управления милиции и уголовного розыска, действовавшие на правах отделов исполкомов соответствующих Советов.

Одновременно с постановлением от 15 декабря 1930 г. о ликвидации НКВД союзных и автономных республик ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска». На основании этого постановления ОГПУ СССР и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения руководящих работников органов уголовного розыска и милиции, их инспектирования и контроля, но и использования в своих целях гласного состава и негласной сети милиции и угрозыска, их возможностей в области дактилоскопии и фотографии.

    В конце 1931 г. подобные  взаимоотношения милиции и органов  ОГПУ были «легализованы» путем  создания в составе ОГПУ СССР  Главной инспекции по милиции  и уголовному розыску. Таким образом, была обеспечена жесткая централизация руководства милицией, ослабление ее связей с органами власти различного уровня. Произошло то, к чему ОГПУ стремилось еще в 20-е годы и что отвергалось как не соответствующее Конституции. Столь существенные изменения в системе органов милиции позволили подвести под строительство милиции в масштабе всей страны единую правовую базу. 25 мая 1931 г. СНК СССР утвердил первое общесоюзное «Положение о рабоче-крестьянской милиции» (действовало до 1962 г.), устанавливавшее, что центральными органами являлись главные управления милиции союзных республик, созданные при совнаркомах, а местными — районные, городские, краевые и областные управления милиции, а также управления милиции автономных республик.

Положение обобщило опыт формирования советской милиции с момента ее создания. Главная задача рабоче-крестьянской милиции, согласно Положению, состояла в том, чтобы «охранять революционный порядок и общественную безопасность». «Рабоче-крестьянская милиция, — говорилось в Положении, — наблюдает за проведением в жизнь законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих революционный порядок и общественную безопасность, ведет борьбу с преступностью и расследует дела о преступлениях, охраняет государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество».1

    4 октября 1931 г. Совнарком  РСФСР утвердил положение о  Главном управлении рабоче-крестьянской  милиции при СНК РСФСР. В этих  правовых актах открыто об  организационной связи милиции с ОГПУ не упоминается. Но уже 27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об образовании Главного управления рабоче-крестьянской милиции при Объединенном Государственном Политическом управлении (ОГПУ) Союза ССР». Тем самым впервые был создан общесоюзный центральный орган отраслевого управления, на который возлагалось общее руководство милицией всей страны. Одновременно ЦИК и СНК СССР утвердили «Положение о Главном управлении рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР». В нем подробно регламентировались права и основные обязанности общесоюзного милицейского главка. Дальнейшее организационное развитие советской милиции, совершенствование ее структуры, форм и методов деятельности было связано с упомянутым выше образованием на основе постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. союзно-республиканского Народного комиссариата внутренних дел СССР.

    Были созданы специальные подразделения милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС). В течение первого года существования на аппараты БХСС возлагалась борьба с мелким вредительством, которая в 1938 г. была передана в ГУГБ НКВД СССР.2

    Быстрое развитие транспорта поставило перед милицией новые задачи по охране правопорядка, борьбе с хищениями и другими преступлениями на транспортных коммуникациях. Это потребовало совершенствования организационных форм деятельности и определенных структурных изменений органов милиции. В 1937 г. были образованы отделы железнодорожной милиции. Несколько позже отделы (отделения) милиции были созданы в портах и на пристанях. Самое серьезное внимание органы милиции по-прежнему уделяли борьбе с детской безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних.      31 мая 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли специальное постановление о мерах по усилению борьбы с детской беспризорностью. В нем были вскрыты недостатки в этой работе, намечены меры по коренному ее улучшению. В основном они были ориентированы на профилактику детской беспризорности и безнадзорности, предупреждение и пресечение правонарушений среди

 

_______________________

    1Малыгин А.Я. Деятельность милиции по охране общественного порядка на основных исторических этапах.- М., 1995.

    2Дондоков Ц.С. Совершенствование системы управления милиции // История государства и права - 2008г - №7 – с 7-8

подростков. Вся ответственность за организацию и осуществление таких мер возлагалась непосредственно на руководителей органов милиции. В 1940 г. с учетом опыта, накопленного в этой сфере деятельности, при отделах службы в управлениях милиции были созданы специальные подразделения по профилактике и предупреждению правонарушений среди подростков, по работе с

несовершеннолетними. На органы милиции возлагались обязанности, согласно которым они должны были тщательно выяснять конкретные причины детской беспризорности и безнадзорности, внимательно обследовать бытовые условия несовершеннолетних правонарушителей, оказывать помощь семьям, в которых родителям трудно было воспитывать детей, привлекать для этого общественность.1

    Новые существенные  изменения произошли в предвоенный период в системе уголовного розыска. В конце 30-х годов отделы уголовного розыска областных управлений милиции насчитывали в среднем около 20 сотрудников и структурно состояли из трех отделений, создававшихся по территориальному принципу.2

    В рассматриваемый период происходило развитие форм участия общественности в деятельности по поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью. Так, еще в ноябре 1928 г. в крупном промышленном центре Урала — Нижнем Тагиле при рабочих клубах возникли первые ячейки Общества содействия милиции (Осодмила). В задачу членов ячеек Осодмила входило дежурство в клубах, борьба с хулиганством, пьянством, самогоноварением. Организационные принципы, задачи, формы деятельности Осодмила получили единую правовую регламентацию в постановлении СНК РСФСР от 25 мая 1930 г. «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска». Этот нормативный акт определял Осодмил как добровольные организации местного (городского, поселкового, сельского) значения, состоящие при административно-правовых секциях Советов. На органы милиции возлагалось оперативное руководство и инструктирование членов Осодмила. В короткий срок эти общества получили большое распространение. В 1930 г. в РСФСР было уже 4 тыс. ячеек Осодмила, насчитывавших 45 тыс. членов.

Информация о работе Советская милиция в 1920-1930-е годы