Современное государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть сущность государства, церкви, а также их правовое взаимоотношение на современном этапе.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- рассмотреть сущность государства,
- выявить современную сущность церкви, её влияние на формирование правовых систем,
- рассмотреть взаимоотношение церкви и государства, при этом оценив влияние религии на формирование правовых систем, а также российское законодательство, регулирующее взаимоотношения церкви и государства.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1 Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству 5
2 Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе 14
Заключение 19
Глоссарий 22
Список использованных источников 25
Список сокращений 28

Файлы: 1 файл

370.1 Курс. Теория государства и права.docx

— 282.38 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

 

Филиал

 

Вид работы

 

Название дисциплины

 

Тема

 

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Основные данные о работе 1

Введение 3

Основная часть 5

1 Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству 5

2 Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе 14

Заключение 19

Глоссарий 22

Список использованных источников 25

Список сокращений 28

Приложения 29

Введение

Актуальность. В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стоит довольно остро. Некоторые доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Данная «политика» отношений Церкви и государства мне представляется крайне порочной и чреватой негативными последствиями. Диалог между Церковью и государством – это не только односторонняя попытка Церкви использовать рычаги и потенциал политической власти, но и возможность для действующей политической элиты оказывать идеологическое давление на свой потенциальный электорат.

Давно уже привычным фактом стало сотрудничество Церкви и государственных  структур. Их взаимодействие оказывается  востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в  вопросах нравственного и патриотического  воспитания, благотворительности и  др. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватил общество. Пьянство, наркомания, преступность заставляют прислушиваться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку.

Информация о постоянном контакте Предстоятеля Церкви с высшей государственной властью не сходят с экрана телевизора и газетных полос. Ни одно значительное событие нашей  общественной жизни, ни один визит главы  зарубежного государства не обходится  без участия Патриарха. Церковно-государственные  отношения поддерживаются не только на высшем уровне. На центр равняются  администрации городов и областей России. Правящие архиереи, благочинные  округов нередко становятся весьма значимой фигурой в жизни своего региона.

Между тем, когда человек  обращается к российскому законодательству, он обнаруживает, что последнее, к  сожалению, имеет мало общего с реальным положением вещей в области церковно-государственных  отношений. Все религиозные объединения в России одинаково отделены от государства и равны перед законом. Отношения с религиозными организациями в нашей стране основывается на нормах международного права. Ратифицированная нами Конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950 г.), гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или придерживаться убеждений как индивидуально, так и сообща с другими». Государство должно уважать убеждения всех граждан. Этого требует принцип свободы совести. Каждому гражданину открыта возможность свободного выбора любого вероисповедания. Российская Федерация - светское государство.

Объектом исследования являются взаимоотношения и взаимосвязи  возникающие в процессе взаимодействия церкви и государства.

Предметом исследования являются государство, церковь, правовые акты, регулирующие их взаимоотношение.

Цель данной работы – рассмотреть  сущность государства, церкви, а также  их правовое взаимоотношение на современном  этапе.

Поставленная цель потребовала  выполнения следующих задач:

- рассмотреть сущность государства,

- выявить современную сущность церкви, её влияние на формирование правовых систем,

- рассмотреть взаимоотношение церкви и государства, при этом оценив влияние религии на формирование правовых систем, а также российское законодательство, регулирующее взаимоотношения церкви и государства.

Методологическая основа. В основу изучения правового регулирования  взаимоотношения церкви и государства  положен общенаучный диалектический метод познания социальных процессов  и явлений и связанные с  ним частнонаучные методы: социологический, исторический, сравнительно-правовой, логический и системно-структурный.

Структура работы определена ее целью и задачами и состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

Основная  часть

1 Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству

Сегодня отношения между  Русской Православной Церковью и  государством вышли на новый уровень, где государство косвенно предлагает церкви идеологическую роль в общественной жизни. Православная церковь активно  призывает не только своих последователей, но и все общество придерживаться традиционных христианских ценностей  и традиционных нравственных моральных  принципов, т.к. именно на этом базисе, по мнению церкви, можно построить  здоровее общество и сильное государство. Власть заинтересована в том, чтобы  граждане в отдельности и все  общество в целом обратилось к  своим историческим корням, традиционным моральным ценностям и воспитало  в себе все лучшее из нашей истории. После бурного десятилетия 1990-х  гг. общество, да и само государство  оказалось в жестком идеологическом разнообразии и жестком национальном вакууме, т.к. не удавалось найти  какие-либо приемлемые общественные позиции  и установки, которые способствовали бы консолидации нации. Именно поэтому  РПЦ стала активно предлагать государству свою общественно-политическую позицию и высказываться по значимым вопросам политической и общественной жизни.

Сам процесс религиозного возрождения России и усиленная  интеграция РПЦ в общественно-политическую жизнь государства был напрямую связан с выработкой церковью своей  собственной общественно-политической идеологии. Именно в ней отражен  общецерковный взгляд на вопросы  церковно-государственных отношений  и проблемы современного общества и  мира в целом.

Процесс же формирования и  выработки собственной общественно-политической идеологии для РПЦ был непростым, и, в первую очередь, был связан с  положением церкви в государстве  и степени ее относительной и  самостоятельной свободы.

В Советском союзе религия  была изгнана из публичной сферы, поскольку эта сфера была целиком  наполнена другими символами, ритуалами  и доктринами – своеобразной квазирелигией, каковой был коммунизм1. В этот период РПЦ была вынуждена сохранять  общую позицию отстраненности от общественных проблем и демонстрировать  высокую лояльность к существующему  режиму и проводимой им политике.

В СССР в качестве основной идеологической программы церкви выступала  декларация митрополита (в 1943 – 1944 гг. – Патриарха) Сергия (Старогородского) от 20 июля 1927 г., которая обосновывала положение РПЦ в условиях Советского государства и определяла границы  сотрудничества с властью. Декларация появилась в очень непростое  для РПЦ время и была написана под сильным давлением со стороны  государства, угрожавшим полным пресечением  всех легальных форм осуществления  церковной жизни. В декларации подчеркивалась патриотическая позиция церкви в  новых исторических условиях: «Мы  хотим быть православными и в  то же время сознавать Советский  Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой –  наши радости и успехи, а неудачи  – наши неудачи»2 и отсутствовал критический взгляд в оценке политики советского правительства по отношению  к церкви и обществу.

Появление декларации митрополита  Сергия было связано, прежде всего, с  попыткой сохранить церковь и  оставшуюся малочисленную церковную  иерархию в новых условиях. Поэтому  этой декларацией РПЦ «была поставлена в правильное отношение к советскому правительству и тем самым  подчинена интересам государственной политики»1.

Наряду с этим уже процесс  религиозного возрождения и усиленная  интеграция РПЦ в общественно-политическую жизнь государства поставили  перед церковью вопрос о необходимости  выработки собственной общественно-политической доктрины, которая бы отражала общецерковный  взгляд на вопросы церковно-государственных  отношений и проблемы современного общества в целом.

Так, вначале 1990-х гг. происходило  идеологическое оформление позиций  РПЦ по отношению к власти и  сотрудничеству с ней. Церковь, как  и новое государство, активно  осуждала коммунистическую идеологию  и пыталась предложить свое видение  национальной идеи и дальнейшего  пути развития. Этот процесс для  РПЦ был достаточно тяжелый, так  как внутри церкви появились достаточно радикальные и фундаменталистские группы, которые противостояли официальной  позиции церкви, и этот процесс  также усугублялся возникновением политических партий и общественных движений, использующих христианскую идеологию и символику.

В тоже самое время основная позиция РПЦ сводилась к преодолению  «противостояния в обществе», снижению политических противоречий, достижению единства и согласия, социальной справедливости и укреплению нравственного начала в жизни. Наряду с этим подчеркивалась необходимость отстаивания собственной  культурной идентичности и мировоззрения, четкого осознания национальных интересов и защиты общества от влияния  разрушающей западной культуры и  идеологии. По словам патриарха Алексия II: «Часто раздаются голоса, что нам  нужно найти национальную идею. И  ищут национальную идею где-то за океаном  или в Западной Европе. Но я убежден, что наша национальная идея - в трудном, но славном прошлом, в том, что  пережила Россия за тысячелетний период своей истории. Важно вернуться  к тем основам жизни, которыми жил наш народ, будучи народом-богоносцем, верующим, нравственно чистым»2.

Для обсуждения проблем и  путей национального развития РПЦ  стала одним из инициаторов создания нового общественного форума – Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) в 1993 г., который стал формой публичного поддержания контактов с различными политическими и общественными организациями. Тем самым, церковь оказалась включена в прямой институциональный канал сотрудничества с политическими силами, позволяющий ей излагать свои взгляды на пути развития государства и общества.

В течение этого времени  РПЦ так и не удалось выработать всеобъемлющую концепцию, которая  бы излагала общецерковный взгляд на вопросы церковно государственных  отношений и проблемы современного общества и мира в целом. Только в  середине 1999 г. в общем виде общественно-политические ориентации РПЦ были изложены в статьях  Патриарха Алексея II «Мир на перепутье» и митрополита Смоленского и  Калининградского Кирилла (Гундяева), председателя Отдела внешних церковных  связей (ОВЦС) Московского Патриархата7, «Норма веры, как норма жизни».

Наиболее полно высказанные  общественно-политические взгляды  РПЦ были отражены в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви» (далее ОСК РПЦ), принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ  в 2000 г. ОСК РПЦ стали первой наиболее полной идеологической доктриной РПЦ  за более чем тысячелетнюю историю  ее развития в России.

ОСК РПЦ – базисный документ Русской Православной Церкви, где  излагаются базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных  отношений и по ряду современных  общественно значимых проблем (христианская этика и светское право; труд и  его плоды; собственность; война  и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и  народа; проблемы биоэтики; проблемы экологии; светская наука, культура, образование; светские средства массовой информации; международные отношения, проблемы глобализации и секуляризма). В документе  отражается официальная позиция  Московского Патриархата в сфере  взаимоотношений с государством и светским обществом9 и выработанный документ представляет собой долгосрочную программу общественного служения церкви, опирающуюся на православное богословское осмысление положения  церкви в плюралистическом секулярном обществе10. В ОСК РПЦ церковь  представила свою концепцию церковно-государственных  отношений и отразила свои взгляды  на ее природу.

В ОСК РПЦ Московский Патриархат сформулировал и предложил свою концепцию церковно-государственных  отношений – концепцию «соработничества государства и церкви», где церковь заявила о себе как равноправном партнере и акторе политических отношений. Исключив свое прямое вмешательство в политику и политическую борьбу, она умело отразила процесс церковно-государственного взаимодействия, который осуществляется путем прямого сотрудничества с «органами государственной власти любых ветвей и уровней», что придает этим отношений публичный характер. В концепции церковь заявляет о своем участии во всех сферах общественной жизни и государство не только не должно этому препятствовать, а наоборот, всячески содействовать этому процессу. В тоже время церковь категорически отвергла участие государства во внутри церковных делах, тем самым, подчеркивая свою независимость и самостоятельность в управлении. Это попытка церкви не допустить создания в структурах органов государственной власти органа, наподобие Совета по делам религий, который существовал в период СССР.

В основе разделения компетенций  государства и церкви лежит принцип  светскости, понимаемый РПЦ не в  его либеральной западной трактовке, как вытеснение религии из сферы  общественной жизни и отстранения  религиозных объединений от участия  в решении общественно значимых задач и оценки действий властей, а как невмешательство двух институтов во внутренние дела друг друга3.

Церковь гарантирует свою лояльность государству и рассчитывает на его поддержку и «вправе  ожидать, что государство при  построении своих отношений с  религиозными объединениями будет  учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического  культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию».

Одновременно с этим в  документе содержатся положения  о недопустимости ситуации, когда  государство превышает свои полномочия, вступает в прямое противоречие с  идеалами, представленными церковью, что не раз происходило в истории (например, национал-социализм в  Германии, коммунизм в России), но что прямо не указывается в ОСК РПЦ. Данное положение является «революционным» с точки зрения церковно-государственных отношений, так как напрямую в концепции звучит учение о праве церкви и христиан на сопротивление: если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».

Наряду с определением церковной политики в области  церковно-государственных отношений  и формулировкой концепции «соработничества»  в ОСК РПЦ была сформулирована общественно-политическая идеология РПЦ, которая впоследствии была востребована государством. Выделим наиболее важные доктринальные положения церкви:

Информация о работе Современное государство и церковь