Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:28, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть сущность государства, церкви, а также их правовое взаимоотношение на современном этапе.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- рассмотреть сущность государства,
- выявить современную сущность церкви, её влияние на формирование правовых систем,
- рассмотреть взаимоотношение церкви и государства, при этом оценив влияние религии на формирование правовых систем, а также российское законодательство, регулирующее взаимоотношения церкви и государства.
Введение 3
Основная часть 5
1 Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству 5
2 Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе 14
Заключение 19
Глоссарий 22
Список использованных источников 25
Список сокращений 28
Версия шаблона |
|
Филиал |
|
Вид работы |
|
Название дисциплины |
|
Тема |
|
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Основные данные о работе 1
Введение 3
Основная часть 5
1 Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству 5
2 Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе 14
Заключение 19
Глоссарий 22
Список использованных источников 25
Список сокращений 28
Приложения 29
Актуальность. В наше время вопрос о взаимоотношении Церкви и государства стоит довольно остро. Некоторые доминирующие религиозные течения, обладающие определенной тоталитарной властью над сознанием человека, умышленно вступают в союз с политическим руководством нашей страны. Данная «политика» отношений Церкви и государства мне представляется крайне порочной и чреватой негативными последствиями. Диалог между Церковью и государством – это не только односторонняя попытка Церкви использовать рычаги и потенциал политической власти, но и возможность для действующей политической элиты оказывать идеологическое давление на свой потенциальный электорат.
Давно уже привычным фактом
стало сотрудничество Церкви и государственных
структур. Их взаимодействие оказывается
востребованным при решении многих
социальных проблем, в частности, в
вопросах нравственного и
Информация о постоянном
контакте Предстоятеля Церкви с высшей
государственной властью не сходят
с экрана телевизора и газетных полос.
Ни одно значительное событие нашей
общественной жизни, ни один визит главы
зарубежного государства не обходится
без участия Патриарха. Церковно-государственные
отношения поддерживаются не только
на высшем уровне. На центр равняются
администрации городов и
Между тем, когда человек
обращается к российскому
Объектом исследования являются взаимоотношения и взаимосвязи возникающие в процессе взаимодействия церкви и государства.
Предметом исследования являются государство, церковь, правовые акты, регулирующие их взаимоотношение.
Цель данной работы – рассмотреть сущность государства, церкви, а также их правовое взаимоотношение на современном этапе.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- рассмотреть сущность государства,
- выявить современную сущность церкви, её влияние на формирование правовых систем,
- рассмотреть взаимоотношение церкви и государства, при этом оценив влияние религии на формирование правовых систем, а также российское законодательство, регулирующее взаимоотношения церкви и государства.
Методологическая основа.
В основу изучения правового регулирования
взаимоотношения церкви и государства
положен общенаучный
Структура работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Сегодня отношения между
Русской Православной Церковью и
государством вышли на новый уровень,
где государство косвенно предлагает
церкви идеологическую роль в общественной
жизни. Православная церковь активно
призывает не только своих последователей,
но и все общество придерживаться
традиционных христианских ценностей
и традиционных нравственных моральных
принципов, т.к. именно на этом базисе,
по мнению церкви, можно построить
здоровее общество и сильное государство.
Власть заинтересована в том, чтобы
граждане в отдельности и все
общество в целом обратилось к
своим историческим корням, традиционным
моральным ценностям и
Сам процесс религиозного
возрождения России и усиленная
интеграция РПЦ в общественно-политическую
жизнь государства был напрямую
связан с выработкой церковью своей
собственной общественно-
Процесс же формирования и
выработки собственной
В Советском союзе религия была изгнана из публичной сферы, поскольку эта сфера была целиком наполнена другими символами, ритуалами и доктринами – своеобразной квазирелигией, каковой был коммунизм1. В этот период РПЦ была вынуждена сохранять общую позицию отстраненности от общественных проблем и демонстрировать высокую лояльность к существующему режиму и проводимой им политике.
В СССР в качестве основной идеологической программы церкви выступала декларация митрополита (в 1943 – 1944 гг. – Патриарха) Сергия (Старогородского) от 20 июля 1927 г., которая обосновывала положение РПЦ в условиях Советского государства и определяла границы сотрудничества с властью. Декларация появилась в очень непростое для РПЦ время и была написана под сильным давлением со стороны государства, угрожавшим полным пресечением всех легальных форм осуществления церковной жизни. В декларации подчеркивалась патриотическая позиция церкви в новых исторических условиях: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи»2 и отсутствовал критический взгляд в оценке политики советского правительства по отношению к церкви и обществу.
Появление декларации митрополита
Сергия было связано, прежде всего, с
попыткой сохранить церковь и
оставшуюся малочисленную церковную
иерархию в новых условиях. Поэтому
этой декларацией РПЦ «была
Наряду с этим уже процесс
религиозного возрождения и усиленная
интеграция РПЦ в общественно-политическую
жизнь государства поставили
перед церковью вопрос о необходимости
выработки собственной
Так, вначале 1990-х гг. происходило
идеологическое оформление позиций
РПЦ по отношению к власти и
сотрудничеству с ней. Церковь, как
и новое государство, активно
осуждала коммунистическую идеологию
и пыталась предложить свое видение
национальной идеи и дальнейшего
пути развития. Этот процесс для
РПЦ был достаточно тяжелый, так
как внутри церкви появились достаточно
радикальные и
В тоже самое время основная
позиция РПЦ сводилась к
Для обсуждения проблем и путей национального развития РПЦ стала одним из инициаторов создания нового общественного форума – Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) в 1993 г., который стал формой публичного поддержания контактов с различными политическими и общественными организациями. Тем самым, церковь оказалась включена в прямой институциональный канал сотрудничества с политическими силами, позволяющий ей излагать свои взгляды на пути развития государства и общества.
В течение этого времени РПЦ так и не удалось выработать всеобъемлющую концепцию, которая бы излагала общецерковный взгляд на вопросы церковно государственных отношений и проблемы современного общества и мира в целом. Только в середине 1999 г. в общем виде общественно-политические ориентации РПЦ были изложены в статьях Патриарха Алексея II «Мир на перепутье» и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата7, «Норма веры, как норма жизни».
Наиболее полно высказанные общественно-политические взгляды РПЦ были отражены в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви» (далее ОСК РПЦ), принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г. ОСК РПЦ стали первой наиболее полной идеологической доктриной РПЦ за более чем тысячелетнюю историю ее развития в России.
ОСК РПЦ – базисный документ
Русской Православной Церкви, где
излагаются базовые положения ее
учения по вопросам церковно-государственных
отношений и по ряду современных
общественно значимых проблем (христианская
этика и светское право; труд и
его плоды; собственность; война
и мир; преступность, наказание, исправление;
вопросы личной, семейной и общественной
нравственности; здоровье личности и
народа; проблемы биоэтики; проблемы экологии;
светская наука, культура, образование;
светские средства массовой информации;
международные отношения, проблемы
глобализации и секуляризма). В документе
отражается официальная позиция
Московского Патриархата в
В ОСК РПЦ Московский Патриархат
сформулировал и предложил свою
концепцию церковно-
В основе разделения компетенций государства и церкви лежит принцип светскости, понимаемый РПЦ не в его либеральной западной трактовке, как вытеснение религии из сферы общественной жизни и отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач и оценки действий властей, а как невмешательство двух институтов во внутренние дела друг друга3.
Церковь гарантирует свою лояльность государству и рассчитывает на его поддержку и «вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию».
Одновременно с этим в документе содержатся положения о недопустимости ситуации, когда государство превышает свои полномочия, вступает в прямое противоречие с идеалами, представленными церковью, что не раз происходило в истории (например, национал-социализм в Германии, коммунизм в России), но что прямо не указывается в ОСК РПЦ. Данное положение является «революционным» с точки зрения церковно-государственных отношений, так как напрямую в концепции звучит учение о праве церкви и христиан на сопротивление: если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху».
Наряду с определением
церковной политики в области
церковно-государственных