Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 10:28, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть сущность государства, церкви, а также их правовое взаимоотношение на современном этапе.
Поставленная цель потребовала выполнения следующих задач:
- рассмотреть сущность государства,
- выявить современную сущность церкви, её влияние на формирование правовых систем,
- рассмотреть взаимоотношение церкви и государства, при этом оценив влияние религии на формирование правовых систем, а также российское законодательство, регулирующее взаимоотношения церкви и государства.
Введение 3
Основная часть 5
1 Идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству 5
2 Проблемы и перспективы взаимоотношения церкви и государства на современном этапе 14
Заключение 19
Глоссарий 22
Список использованных источников 25
Список сокращений 28
- отрицание принципа свободы совести, который рассматривается как признак «распада системы духовных ценностей, потери устремленности к спасению большей части общества», «массовой апостасии, фактической индеферентности к делу Церкви и к победе грехом». За человеком как личностью признаются все права «декларации прав человека», за исключением права свободы совести, по мнению церкви для религиозного человека – это право не является центральным, так как в данном случае, речь идет о том, чтобы верить свободно, а вовсе не о вере во что угодно. Одновременно с этим церковь видит единственную пользу принципа свободы совести в том, что он позволяет РПЦ иметь легальный статус в неблагоприятных светских условиях безрелигиозного мира. Свобода совести признается утилитарным образом только для себя, но не для других;
- осуждение либерализма и либеральной идеологии. РПЦ осуждает либеральное (западное) мировоззрение как безрелигиозное и индивидуалистическое, но в тоже время допускает его право на существование в современном мире. Такое мировоззрение не может приниматься, по мнению церкви, в качестве нормы, особенно – всемирной, глобальной. Существуют и имеют не меньшее право на существование и «традиционные» мировоззрения - исламское, православное, и другие, явно религиозно обоснованные и более или менее укорененные в жизни других (не западных) народов. Здесь идет речь не о религиях, но о культурных комплексах, определяющих всю жизнь того или иного народа. Мировой порядок должен в равной мере ориентироваться на все эти мировоззрения. Отсюда следует, что процесс глобализации (помимо его технической составляющей) определяется как неправомерная экспансия либеральной, секулярной цивилизации против остальных: «…наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной универсальную бездуховную культуру, основанную на понимании свободы падшего человека, не ограничивающего себя ни в чем, как абсолютной ценности и мерила истины. Такое развитие глобализации многим в христианском мире сопоставляется с построением вавилонской башни»;
- утверждается необходимость сохранения религиозной, национальной, цивилизованной идентичности. Церковь отстаивает право сообществ и сохранение социально-культурного своеобразия государств и связывает универсализм с политической сферой, утверждая, что социально-политическое бытие народов определяет их историческое развитие и культурные особенности. Вследствие чего на фоне глобальных тенденций человечество должно формироваться как сообщество, состоящее из различных цивилизационных групп. Фактически РПЦ предлагает своеобразную версию мультикультурализма. На основании цивилизационной идентичности и концепции «групповых прав» РПЦ выводит понятие «православный народ», который и формирует концепцию «русской цивилизации»: «когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры - православный народ»;
- подчеркивается укорененность доктрины естественных прав человека в библейском учении, но в тоже время утверждается, что «для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения», которое связывается с правосознанием. Церковь формулирует христианское обоснование достоинства человека, с одной стороны, и критикует современную демократическую концепцию прав человека с другой. Христианская трактовка человека противопоставляется либеральной, в которой человек рассматривается как самодостаточный, а значит, и падший субъект).
Дальнейшее развитие идеологии
РПЦ связано с обоснованием православного,
т.е. русского, понимания прав человека.
Впервые положение о «
Принятая декларация обеспечила духовную поддержку государственной идеологии и приводимой политике, так как она фактически оформила сложившуюся систему ценностей. По мнению С.Лаврова, концепция прав человека, предложенная РПЦ, подчеркивает внешнеполитическую самостоятельность России, «которая выражает, в том числе нашу национальную самобытность, включающую православную традицию…демократические ценности реализуются в каждой стране с учетом ее традиций и культуры, важной частью которых являются религиозные убеждения».
Идеи, изложенные позиции
в декларации ВРНС, наиболее полно
были озвучены и доктринально оформлены
в виде «Учения Русской православной
церкви о достоинстве, свободе и
правах человека», принятом на Архиерейском
Соборе в июне 2008 г. На Соборе была идеологически
сформулирована православная концепции
прав человека, как вызов западному
неолиберальному
Перед нами наиболее полная
идеологическая доктрина РПЦ, отражающая
ее взгляды на современные проблемы
мира и общества и предлагающая государству
свою концепцию церковно-
Дальнейшее развитие общественно-политической
идеологии РПЦ связано с
В новейший период предложенная
в ОСК РПЦ концепция «
Тем самым РПЦ претендует на свое определенное место в общественной жизни государства, т.к. практически все вопросы с которыми сталкивается сегодня общество, так или иначе, имеют в своей оценке нравственную категорию, где церковь выступает в роли духовно-нравственного института с правом участия в решении возникающих проблем. Реализация декларируемых принципов церковно-государственных отношений на практике при сочетании концепции «соработничества» и «духа симфонической модели» и поддержка этих принципов государством позволяют РПЦ занимать свое привилегированное место в политической системе России5.
Особое место в общественно-
Преодоление кризиса, по мнению церкви, возможно только в изменении существующей системы экономических отношений и созданию новых методов управления экономикой, сочетающих в себе эффективное государственное регулирование с поощрением частной инициативы и развитием человеческого потенциала. Для этого необходимо возвращение к нравственной ответственности и обращение к нуждам людей без чего не возможно преобразование существующей социально-экономической модели. В основе преобразований и построении отношений должны лежать принципы справедливости, эффективности и общественной солидарности.
РПЦ не обошла стороной и процесс обсуждения стратегии долгосрочного развития России до 2020 г. и высказала комплекс переложений к «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года». Это отражено в Заявлении Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском всея Руси в связи с обсуждением стратегии долгосрочного развития России до 2020 года, одобренным Священным Синодом РПЦ на своем заседании 27 июля 2009 г.26 Церковь призывает государство реализовывать Стратегию развития России до 2020 года с учетом исторического опыта и духовно-нравственных ценностей: «Стратегия - 2020 задает четкий ориентир идеологии общенационального развития...Эта идеология, несомненно, должна иметь прочный базис, основанный на традиционных для нашего общества ценностях, укорененных в культуре и ментальности нашего народа, в том числе в нравственных постулатах традиционных религий России, в первую очередь православия». Здесь важной целью социально-экономического развития становится уже не рост доходов, а «сбережение народа, возрождение и развитие его творческого потенциала с опорой на духовное богатство российской культуры, на ее уникальные достижения» в основе которого лежит «идеал служения ближним и своему Отечеству». Для того, чтобы осуществить заложенный в Стратегии – 2020 переход на инновационный путь развития РПЦ выделяет три необходимых условия, без которых достижение перехода будет не возможно6:
1. возрождение трудовой
этики, уважения к
2. наличие справедливой
конкуренции которая
3. солидарность поколений
и различных социальных групп
общества, основанная на принципах
социальной справедливости. Солидарность
же заключается в воспитании
чувства нравственной
В Заявлении содержится призыв ко всем ведущим политическим партиям, профсоюзам, религиозным организациям, объединениям предпринимателей разработать адекватные национальному менталитету практические меры и механизмы по усилению роли нравственной ценностной мотивации в реализации Стратегии 2020.
Церковь с точки зрения
своей мировоззренческой
РПЦ предлагает новую концептуальную модель построения российского общества и государства в целом, основанную на духовно-нравственных идеалах исторической Руси или как говорит церковь «российской цивилизации» в основе которой лежат нравственные основы традиционных религий, прежде всего, православия. В построении этой модели РПЦ предлагает государству определенный свод принципов и правил построения этих отношений – новой модели социально-экономического и политического развития страны с сильным государством и сильной нацией.