Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:42, курсовая работа
Известно крылатое выражение «Fiat jusfitia, pereat mundus!» - «Пусть свершится правосудие (справедливость), даже если погибнет мир!». Оно может показаться странным человеку, который не задумывался над ролью права в жизни общества. Тому же, кто обладает достаточной правовой культурой, эта мысль близка и понятна. Ее мысль не в том, что может погибнуть мир, и что эта гибель допустима, а в том, что справедливость в обыденной жизни и а сфере государственных отношений.
Введение.…..………………………………………………………..…..…..…………….3
1 Правотворчество и формирование права…………….…...…………………………..5
2 Виды правотворческой деятельности в РФ………......….………………………….11
2.1 Принятие нормативных актов органами государства……….….……………….11
2.2 Референдум как вид правотворчества……………………….…...……………….13
2.3 Нормативные соглашения…………………………………………………………14
3 Основные стадии правотворческого процесса.....….………………………………..17
3.1 Предварительное формирование государственной воли………….……………17
3.2 Возведение государственной воли в закон……………………..….……………22
3.3 Официальное оглашение принятого нормативного акта……..……..…………25
Заключение……………………………….……………………………………………...28
Глоссарий………………………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………………….30
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Пензенский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Современное правотворчество |
Фамилия студента |
Ерзенева |
Имя студента |
Ирина |
Отчество студента |
Александровна |
№ контракта |
03508090104047 |
Введение.…..………………………………………………
1 Правотворчество и
формирование права…………….…...……
2 Виды правотворческой
деятельности в РФ………......….……
2.1 Принятие нормативных актов органами государства……….….……………….11
2.2 Референдум как
вид правотворчества……………………….…
2.3 Нормативные соглашения……………………
3 Основные стадии
3.1 Предварительное формирование государственной воли………….……………17
3.2 Возведение
государственной воли в закон……
3.3 Официальное
оглашение принятого
Заключение……………………………….…………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложение А Принципы правотворческой деятельности ………………………..31
Курсовая работа «Современное правотворчество» начинается с раздела об исключительной прерогативе государства устанавливать обязательные для всеобщего исполнения правовые нормы, издавать соответствующие нормативные акты, законы, указы, постановления и т.п. – о правотворчестве. В данной работе рассматриваются виды правотворчества, стадии законотворчества, как основное звено; вид правотворчества.
Вступив в рыночные отношения и ощутив в связи с этим личную незащищенность от экономических и прочих случайностей, мы обратили свои взоры к праву, с надеждой ожидая, что если уж оно не поможет, то…, и эти ожидания не напрасны. Право способно помочь в не простой жизненной борьбе, как отдельному гражданину, так и стране в целом.
При обычном, правильном ходе работы законодатели не изобретают законы, а формируют их. Именно в формуле закона норма права приобретает свою определенность, точность, завершенность. Поэтому, можно сказать, что хотя закон и вторичен по отношению к норме права, нет права без закона. Все современные системы права одеты в мундир законодательства. Если норма права складываются стихийно и не имеет автора, то закон является результатом разумной, целенаправленной деятельности законодателя.
Известно крылатое выражение «Fiat jusfitia, pereat mundus!» - «Пусть свершится правосудие (справедливость), даже если погибнет мир!». Оно может показаться странным человеку, который не задумывался над ролью права в жизни общества. Тому же, кто обладает достаточной правовой культурой, эта мысль близка и понятна. Ее мысль не в том, что может погибнуть мир, и что эта гибель допустима, а в том, что справедливость в обыденной жизни и а сфере государственных отношений.
В этой курсовой работе раскрывается главное назначение правотворчества – выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют вспомогательное значение для системы юридических норм.
Осознавая эти истины, изучая содержание политики и права, мы постоянно приобретаем свойства политической и правовой культуры становимся цивилизованными людьми, способными соизмерять свои желания с интересами других людей, всего общества.
Постоянное совершенствование
законодательства – закономерность
развития современного цивилизованного
государства, необходимое условие
своевременного и эффективного учета
в нормативных актах
Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Главное назначение правотворчества – выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.
По своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания. На современном этапе развития правотворчество проявляется в первую очередь как принятие нормативного акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными правомочными органами. В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента1.
Демократизм правотворческой процедуры предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании права, их инициативу, свободное широкое и деловое обсуждение проектируемых законодательных решений. Однако это не исключает того, что правотворчество, в какой бы форме оно ни осуществлялось, есть деятельность государства, форма государственного руководства обществом. Государство в лице своих органов создает основную массу правовых норм. Если же таковые издаются какими-либо иными структурами помимо государственных, то их правотворческие полномочия определяются государством.
Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе перечисленных ниже семи основополагающих принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности2 (см. приложение).
Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.
Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.
Законность означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе. Немаловажное значение имеет также неукоснительное соблюдение предусмотренного законом порядка рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.
Если по делу уже вынесено законное решение компетентного органа, новое вторичное решение недопустимо, пока предыдущее не отменено или не изменено в соответствующем порядке.
Законность требует, чтобы правовые нормы применялись всегда, когда налицо обстоятельства, предусмотренные нормой. Нерегулярное, от случая к случаю применение права, приостановка под любым предлогом (усталость, несоответствие местным условиям и т. д.) действия нормы лицом или органом, неуполномоченным на то законом, противоречат законности. До тех пор. Пока норма не отменена, не изменена и не приостановлена в установленном законом порядке либо не заменена позже изданным актом по тому же вопросу, она действует и является обязательной для правоприменительного органа.
Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.
Гуманизм – это не только определенное отношение к человеку, но и его определенное поведение. Во многом гуманизм как принцип поведения зависит от устройства общества, законов, по которым живут в нем люди. Истинный гуманизм заключает в себе ответственность человека за свои дела и поступки.
Научный характер. Правотворчество
призвано максимально полно
Профессионализм, то есть
участие в разработке новых правотворческих
решений квалифицированных
Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. В право подготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.
Техническое совершенство
принимаемых актов предполагает
широкое использование
Учитывая государственный характер правотворческой деятельности, необходимо различать правотворчество в собственном смысле слова и более широкое и многоаспектное понятие – формирование права, правообразование. Нормы права создаются на основе государственных велений, но этому процессу предшествуют обнаружение потребности в урегулировании определенной сферы отношений, выработка правовых взглядов. Правообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепции о будущем правовом регулировании, максимальный учет предложений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых, общественного мнения, сформированного средствами массовой информации, в научной литературе, публичных выступлениях, докладных записках, письмах и заявлениях граждан и т.д. Правообразование – это процесс формирования государственной воли в законе, правотворчество же охватывает деятельность компетентных органов и организаций по выработке и принятию нормативных актов. Правотворчество представляет собой основной, решающий этап формирования права, его логическое завершение.
Основными факторами, определяющими формирование права, являются материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существования различных форм собственности, свободой предпринимательства (экономические факторы). Большое влияние на формирование права оказывают политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движений и общественных объединений (политические факторы). Принципиальное значение при создании новых юридических норм имеет также степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод (социальные факторы). В многонациональном государстве процесс формирования права во многом определяется взаимоотношениями, формами сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовыми формами оформления их юридического статуса (национальные факторы). Международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями также оказывает существенное влияние на правотворчество (внешнеполитические факторы). Идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения а общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства (идеологические факторы) также имеют существенное значение для правотворчества. Наконец, государство, возводя сформировавшиеся правовые идеи в закон, непосредственно создавая нормы права, осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты (организационно-волевые факторы).3
Совокупность перечисленных факторов формирует основу для оптимального и эффективного осуществления правотворческой деятельности, активно-творческого, опережающего влияния права на динамику общественного развития.
Нормы права могут
реализовываться вне
Вне правоотношений нормы права могут реализоваться в форме активных действий по реализации прав и исполнению юридических обязанностей, причем специфика этих действий такова, что они прямо исходят из нормативного акта и не вызывают никаких юридически значимых последствий4.