Современное правотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Известно крылатое выражение «Fiat jusfitia, pereat mundus!» - «Пусть свершится правосудие (справедливость), даже если погибнет мир!». Оно может показаться странным человеку, который не задумывался над ролью права в жизни общества. Тому же, кто обладает достаточной правовой культурой, эта мысль близка и понятна. Ее мысль не в том, что может погибнуть мир, и что эта гибель допустима, а в том, что справедливость в обыденной жизни и а сфере государственных отношений.

Содержание работы

Введение.…..………………………………………………………..…..…..…………….3
1 Правотворчество и формирование права…………….…...…………………………..5
2 Виды правотворческой деятельности в РФ………......….………………………….11
2.1 Принятие нормативных актов органами государства……….….……………….11
2.2 Референдум как вид правотворчества……………………….…...……………….13
2.3 Нормативные соглашения…………………………………………………………14
3 Основные стадии правотворческого процесса.....….………………………………..17
3.1 Предварительное формирование государственной воли………….……………17
3.2 Возведение государственной воли в закон……………………..….……………22
3.3 Официальное оглашение принятого нормативного акта……..……..…………25
Заключение……………………………….……………………………………………...28
Глоссарий………………………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Ерзенева И.А.,КР, ТГиП, ВЗЮ90981.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом обычно обнародуются законодательные акты, нормативные решения Президента и Правительства. Во многих странах  установлено правило, согласно которому не опубликованный в официальном издании акт  (кроме актов, содержащих государственную или военную тайну) не влечет правовых последствий и лицо (орган) не несет юридической ответственности за нарушение его предписаний.

Так, в соответствии с  ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Ведомственные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и иными учреждениями, публикуются  в издаваемых этими органами бюллетенях (если таковые имеются),а также  в официальном порядке рассылаются  в подчиненные органы, учреждения, организации. Акты местных органов самоуправления публикуются в соответствующих бюллетенях, а также развешиваются на видных  местах.

Заключение

 

Итак, из всего перечисленного можно выделить самое главное: правовые нормы существуют для того, чтобы  целенаправленно воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя так, как предписывает законодательство, регулировать общественные отношения. Можем утверждать, что по своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон.

Среди актов, действующих только внутри страны, высшим нормативным актом государственной власти является закон. Содержание нормативных актов должно соответствовать закону.

Правотворчество – процесс  создания и развития действующего права  как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм.

На современном этапе  развития правотворчество проявляется  в первую очередь как принятие нормативного акта непосредственно  населением страны.

Прежде чем переходить на следующую основную стадию правотворчества  – нужно анализировать содержание норм права у правоприменительного органа во избежание ошибок и недоразумений при решении конкретного дела должен быть точный текст нормативного акта. Поэтому важно установить подлинность текста нормы, которым пользуется правоприменительный орган.

В этой курсовой работе мною освещены следующие понятия:  что  такое правотворчество; на какие  принципы делится правотворчество (демократизм, законность, гуманизм, научный  характер, профессионализм), раскрыты виды правотворческой деятельности Российской Федерации, рассмотрены виды правотворчества – законотворчество, его стадии.

Неупорядоченность правотворчества  создает благоприятные условия  для проявления разрозненности, малоэффективных, зачастую противоречащих друг другу, предписаний, усложняющих процесс правоприменения.

Отказ от признания унифицированной  структуры российского законодательства привел к нарушениям принципа единства законности. Следовательно, унификация российского законодательства представляет собой детерминированной практикой общественного развития двуединый процесс в регулировании сходных либо родственных явлений и создание разноуровневых нормативных актов или предписаний, оказывающих существенное влияние на состояние и совершенствование всей системы законодательства. Процессы унификации и специализации законодательства позволяют удерживать разумный баланс в отношениях между федеральным и региональным правотворчеством и одновременно наиболее полно и реально отражать весь ход современных преобразований. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Теория государства  и права 

это обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явлений  цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе.

2

Правотворчество

есть форма государственной  деятельности, направленной  на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или  отмену. Это процесс создания и  развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования.

3

Главное назначение правотворчества

выработка и утверждение новых правовых норм

4

Демократизм

принцип проявляется  в установлении и неуклонном осуществлении  свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения  нормативных актов и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

5

Законность

 Нормативные акты  должны приниматься строго в  пределах компетенции соответствующего  правотворческого органа и соответствовать  конституции страны, ее законам  и иным актам вышестоящей юридической  силы. В федеративном государстве  необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов

6

Гуманизм

 Этот принцип предполагает  направленность правотворческого  акта на обеспечение и защиту  прав свобод личности, на максимально  полное удовлетворение ее духовных  потребностей. Человек, его интересы  должны быть в центре законодательной деятельности

7

Научный характер

 Правотворчество призвано  максимально полно соответствовать  назревшим потребностям общественного  развития, его объективным закономерностям,  быть научно обоснованным, учитывать  и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения.

8

Профессионализм

 участие в разработке  новых правотворческих решений  квалифицированных специалистов  соответствующих отраслей общественной  жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания

9

Тщательность, скрупулезность подготовки проектов.

 В право подготовительной  деятельности важно максимально  использовать зарубежный опыт, результаты  социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений

10

Техническое совершенство принимаемых актов

предполагает широкое  использование выработанных юридической  наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.


 

Список использованных источников

1

  1. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько.- М., 2007.

2

  1. Манов Г.Н. Теория государства и права. - М., 2008.

3

  1. В.Н. Хропанюк Теория государства и права. - М., 2008.

4

  1. М.Н. Марченко Теория государства и права. - М., 2006.

5

  1. Общая теория права. / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2007.

6

  1. Теория права и государства . / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 2006.

7

  1. Алексеев С.С. Теория права . – М., 2007.

8

  1. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права. Нижний Новгород, 2007.

9

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.,  2006.

10

  1. Назаренко Г.В. Теория государства и права. – М.,  2008.

11

  1. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.,  2005.

12

  1. Нерсесянц В.С. Введение в курс общей теории права и государства. – М., 2008.

 

Приложения

А


1 Общая теория права. / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2007. – с.58

2 Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько.- М., 2007. – с.122-123

3 Алексеев С.С. Теория права . – М., 2007. – с.128

4 Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько.- М., 2007. – с.38

5 М.Н. Марченко Теория государства и права. - М., 2006. – с.140

6 В.Н. Хропанюк Теория государства и права. - М., 2008. – с.201

7 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.,  2006. – с.22-23

8 Общая теория права. / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2007. – с.34-35

9 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.,  2006. – с.58

10 Нерсесянц В.С. Введение в курс общей теории права и государства. – М., 2008. – с.22-23

11 Назаренко Г.В. Теория государства и права. – М.,  2008. – с.39

12 Назаренко Г.В. Теория государства и права. – М.,  2008. – с.99-100




Информация о работе Современное правотворчество