Современные концепции и идеологии государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Современные теории государственного управления содержат универсальные принципы, применимые для любых государств. Наблюдается тенденция к конвергенции государственных систем и моделей управления. В основном образцом для подражания служит опыт англо-саксонских стран. Однако причины заимствований в государственном управлении следует искать в процессах глобализации. В настоящее время в качестве целостной системы выступает не отдельная страна, а мировое сообщество в целом. Процессы, происходящие на мировом уровне, немедленно отражаются на развитии многих стран.

Содержание работы

Введение......................................................................................................3
1. Концепции государственного управления....................................................4
2. Роль идеологии в системе государственного управления...........................13
Заключение................................................................................................20
Список литературы......................................................................................21

Файлы: 1 файл

Современные концепции.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

Однако это влияние не носит  односторонний характер. Общество также  оказывает свое влияние на идеологию как на стадии ее формулирования, так и в процессе ее развития, так как она не является статичной. Причем последнее определяется тем, что развитие общества, соответствующие ему изменения социально-экономических условий оказывают влияние на идеологию, приводя ее в соответствие с ними.

Значительную роль в процессе влияния  общества на идеологию играют институты  гражданского общества. Их многообразие, авторитетность, развитость, консолидированность обеспечивают выявление, формулирование и отстаивание интересов и потребностей различных элементов общества, определение общих целей и способов их достижения. А в ходе взаимодействия этих институтов и государства реализуется процесс развития основных принципов идеологии и ее самой.

Следует иметь в виду, что законодательное  закрепление основных принципов, положений, прав и обязанностей не означает их прямого и непосредственного  действия и соблюдения. В дальнейшем закрепленные в Конституции идеологические принципы развиваются в различных  законодательных актах. Это законодательное  развитие демонстрирует и реализует  государственную политику в соответствии с государственной идеологией, определяя  конкретные способы и методы.

Идеология представляет собой не просто совокупность определенных идей. Это  система воззрений на мир, общество и человека, государство и человека, система, определяющая ту или иную ценностную ориентацию (это - хорошо, это - плохо) и  линию поведения. Она формируется  на протяжении всей истории того или  иного общества, впитывая в себя происходящие процессы и перерабатывая  их, включает их в свой состав. Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих  человеку ориентироваться в обществе, и, как следствие, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно. В зарубежной научной литературе понятие «идеология» идентифицируется с социально-политической доктриной [9, c. 80].

Идеология представляет собой не отстраненную теоретическую концепцию, она является вполне практическим и всеобъемлющим  инструментом по определению пути и  способов развития общества. Именно благодаря ей граждане знают о векторе движения общества и государства, получают четкую и общую для всех платформу с оценками существующего строя, определяют свое место в мире, в мировой истории. Идеология представляет собой систему воззрений на мир, общество и человека, государство и человека, определяя ценностную ориентацию общества и человека и соответствующую линию поведения, т. е. получают ответы на важнейшие для общества вопросы: кто мы, какова наша роль и куда мы идем в своем развитии.

Особое место идеология занимает в вопросе легитимности государственной  власти. Это связано с тем, что  идеология и ее составные части, находящие поддержку у граждан, обеспечивают легитимность государства, усиливают государственную власть, увеличивают эффективность общественных и государственных преобразований.

Разработка того или иного управленческого  решения стратегического или  тактического уровней подчинена  конкретной, но одновременно глобальной цели. Будучи многокомпозиционым и  многоуровневым явлением, управленческие решения такого порядка заключают  в себе несколько целей, которые  могут быть одинаковыми для входящих в состав элементов и уровней, но не являться общими.

Идеологическая деятельность направлена на формирование и сохранение в общественном сознании определенной системы ценностей  и норм поведения. Пока конкретная идеология  является господствующей, общество представляет собой единое целое, общественное сознание блокирует оказываемые на него деструктивные  воздействия. Однако в случае раскола  в обществе, формирования полярных социальных групп возникает ситуация противостояния их идеологий. При этом складывается ситуация наличия одновременно государственной идеологии и идеологии оппозиционных групп, которая может перерасти в стадию противостояния этих идеологий, а также государства и различных социальных групп. Но даже частичная дискредитация существующей идеологии порождает в обществе сомнения в справедливости и легитимности существующего порядка, политического режима, что неизбежно приводит к дезинтеграции общества, утрате государством своего авторитета и поддержки общества.

Мировой опыт показывает, что от идеологической работы не отказывалось ни одно государство, потому что для созидания, осуществления  преобразований в стране необходимо опираться на людей, которые привержены выдвигаемой концепции, идеалу, воззрению.

Отсутствие идеологии как базы развития общества и государства  весьма пагубно влияет на разработку, принятие и реализацию управленческих решений всех уровней, что связано  с отсутствием четко определенных целей и основных направлений  и принципов развития общества. Это  влияние, в первую очередь, сказывается  на стратегическом уровне управления и соответствующих ему управленческих решениях. Ситуация, когда отсутствуют  ясные и принятые обществом и  государством цели, приводит к отсутствию единой политики и единого мнения по приоритетным проблемам на всех уровнях органов государственной  власти и местного самоуправления. Следствием этого являются проблемы с разработкой, принятием и реализацией  управленческих решений на остальных  уровнях.

Отсутствие государственной идеологии  при принятии управленческих решений  означает отсутствие единого подхода  и единой системы координат в  процессе разработки и принятия этих решений. В подобной ситуации главенствующую роль в принятии решений и их направленности играет должностное лицо, уполномоченное принимать решения. Оно осуществляет постоянно или временно функции  представителя власти, занимающего  должности (постоянно или временно) в учреждениях, организациях, на предприятиях, должности, связанные с выполнением  организационно-распорядительных или  административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию. Из-за отсутствия независимой от него системы координат, определяемых идеологией, оно начинает применять личную шкалу, которая, в свою очередь, может значительно отличаться от общественных ожиданий и государственных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рассмотрев все вышеперечисленные  концепции, можно сказать, что в рамках современного государственного управления происходит поиск новых подходов и средств повышения эффективности управления, в соответствии с ростом запросов со стороны общества.

Благодаря идеологии деятельность государственных служащих будет  иметь смысл для каждого из них, направляя их усилия в единое русло к достижению общей цели легитимными путями и методами. А  нормативное закрепление принципов, составляющих идеологию, создаст правовое поле для всех членов общества, став не только моральным и этическим  мерилом поступков, но и юридическим. Идеология стимулирует государственного служащего не на уровне удовлетворения материальных потребностей, а на уровне сопричастности осуществления действий, направленных на достижение конечной цели. Кроме того, соответствие поступков  и действий, предпринимаемых служащим, идеологии может служить одним  из критериев оценки эффективности  их труда.

Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и  интересы, отвергая социальную ответственность  за будущее страны.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. – 2-е изд., доп. – М.: Омега-Л, 2004. – 584 с.
  2. Багдасаров Ф.К. Реформы в сфере государственного управления // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия: Политология. – 2007. – № 4. – С. 5–15.
  3. Василенко, И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия / И.А. Василенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2000. – 200 с.
  4. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: 2007.
  5. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учебник / Н.И. Глазунова. – М.: ТК Велби: Проспект, 2006. – 500 с.
  6. Дубик С. Государственная служба Российской Федерации: основные направления реформирования и развития//Государственная служба. 2006. No 2. 45-52.
  7. Князев, С.Н. Управление: искусство, наука, практика: учеб. пособие / С.Н. Князев. – Минск: Армита – Маркетинг – Менеджмент, 2002. – 512 с. 
  8. Козбаненко В.А. Государственное управление: основа теории и организации: в 2 т. / под ред. В.А. Козбаненко. – 2-е изд., с изм. и доп. – М.: Статут, 2002. – Т. 2. – 366 с.
  9. Меркурьев А.В. Роль идеологии в системе государственного управления // СГЗ, 2009, №4, с.80.
  10. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б.А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 384 с. 
  11. Сморгунов Л.В. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л. В. Сморгунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. – 394 с.
  12. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. М, 1998, с. 326.
  13. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2004. – 320 с. 

 
 

 


Информация о работе Современные концепции и идеологии государственного управления