Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:14, реферат
Проблема терроризма в современном мире обсуждается очень много и очень активно. Почему? Потому что терроризм стал глобальной проблемой, угрозой для всего человечества.
Устранение этой угрозы должно стать целью не для одного государства или группы государств, а целью всего мирового сообщества. Современный терроризм многолик:международный, внутриполитический, уголовный.
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
И ИНФОРМАТИКИ
Кафедра
ИСТОРИИ (УП-4)
Реферат по дисциплине «Глобальные конфликты Нового и
Новейшего времени»
на тему:
«Современный
терроризм: конфликт
Востока и Запада
или новый вариант
политтехнологий?»
Студентки
2
курс, ИТ-7 (0901), информатики, вечерняя
(сокр.)
Научный руководитель:
старший преподаватель,
кандидат исторических наук
В.В.
Ефременко
Содержание
Введение
Проблема терроризма в современном мире обсуждается очень много и очень активно. Почему? Потому что терроризм стал глобальной проблемой, угрозой для всего человечества.
Устранение этой угрозы должно стать целью не для одного государства или группы государств, а целью всего мирового сообщества. Современный терроризм многолик:международный, внутриполитический, уголовный.
Как
современное явление
В 1948 году образование Израиля и последовавшее вскоре поражение арабов в шестидневной войне привели к тому, что террористами стали уже не боровшиеся с англичанами евреи, а арабы, выступившие против Израиля и поддерживавших его государств. Хотя у тогдашних террористов была четкая цель, они не были еще специально подготовлены и хорошо обучены. Для того чтобы сформировалась настоящая террористическая организация необходимы три условия:
1. Доступ к деньгам, оружию и взрывчатым веществам;
2. Военные знания и возможность обучения своих членов;
3.
Надежные убежища, что
В 1972 году на конференции в Ливане оформилось левое крыло международного терроризма (Bodansky, 1993). На конференции, в которой приняли участие члены многих террористических организаций Европы и Третьего мира, а также представители советских и арабских спецслужб, председательствовал Джордж Хаббаш. Он возглавлял левое крыло Народного Фронта Освобождения Палестины — одной из наиболее беспощадных организаций нашего времени. Он проповедовал идею, что убийство одного еврея в мирной обстановке более эффективно, чем ликвидация сотни солдат в ходе сражения — это привлечет больше внимания. Цели Хаббаша совпадали с целями исламских фундаменталистов, представленных в международном терроризме движением Хезб Аллах, хотя оно и принадлежало к противоположному полюсу политического спектра.
Позже в 1982 году на Международной конференции Мирового Центра сопротивления империализму, сионизму, расизму, реакции и фашизму было положено начало современной системе государственно поддерживаемого терроризма.
Усиление
влияния радикальных шиитских организаций
началось в Ливане в 1982 году, когда
израильская армия почти
За несколько лет до разгрома арабов в Ливане, вскоре после Иранской революции, религиозный лидер ливанских шиитов Шейх Фадлаллах посетил Тегеран. Здесь его убедили сформировать из 500 своих последователей фундаменталистскую террористическую организацию, которая в дальнейшем получила название Хезб Аллах (Bodansky, 1993). С этого времени Хезб Аллах становится краеугольным камнем системы международного терроризма. Эта поддерживаемая Ираном организация использует новейшие методы разведки и снабжается многими арабскими странами, борющимися против Запада. Кроме Хезб Аллах существует и множество других более мелких организаций с различными названиями, и все они объединены одной целью — уничтожение Израиля и противостояние западному влиянию в арабском мире.
Эта Священная Война консолидирует всех арабских террористов. И это действительно война. Обратим внимание на следующие факты. Сирийские спецслужбы используют поддерживаемые ими террористические организации как пешки в своей политической игре. Естественно Сирия отрицает существование каких-либо контактов с террористами. Арабские страны способны сегодня экспортировать терроризм за океан без каких-либо существенных трудностей (Bodansky, 1993). Именно поэтому терроризм становится наиболее широко используемой формой ведения войны. Это дешево, относительно безопасно и безотказно. Это безопасно для страны, поддерживающей террористов, т.к. всегда есть возможность отрицать всякую причастность к террористическим актам. Это дешево, поскольку масштаб проводимых операций обычно невелик и нет необходимости содержать большую армию. При ведении такой войны кровь остается только на руках фанатиков, а не государств (Demon, 1985).
Необходимость
связывать каждую террористическую
группу, каждого отдельного террориста
с государством, которое за ними
стоит и заинтересовано в их действиях,
становится главной причиной, обусловливающей
потребность в содержания сильных
спецслужб, в частности, ЦРУ.
Исламские
фундаменталисты имеют систему
ценностей, которая не допускает
признание государства Израиль
на Ближнем Востоке. Стать террористом
легче, когда законы ислама поддерживают
твои убеждения. Основания для
Саид
Ашмови, отставной египетский судья, исследовал
мусульманское право и пришел к заключению,
что Коран не дает оснований для убеждений
фундаменталистов. Он утверждает: «воинствующая
доктрина это не вера, а политическая идеология».
Фундаменталисты полагают, что Джихад
— это религиозная обязанность обращать
в ислам неверных. По мнению Ашмови, это
не так: Джихад предполагает обязанность
каждого стремиться к самоочищению от
неверия, а на других людей Коран учит
смотреть как на равных, независимо от
пола, религии, языка или других различий
(Lafflin, 1988). Воинствующие фундаменталисты
тем не менее постоянно атакуют людей,
исповедующих иную веру (Bordewich, 1995). Очевидно
они неверно воспринимают собственное
религиозное учение, так как находятся
под влиянием политической пропаганды.
Почему человек становится террористом. Психологическая мотивация
Люди, вступающие в ряды террористов, — это выходцы из разных социальных слоев и жизненных сфер (Post, 1987). Что движет человеком, который становится членом террористической организации? Чего он этим добивается? Существует очевидно определенный набор личностных черт, которыми должны обладать террористы. Есть основания полагать, что эти черты во многом сходны с теми, которые отличают приверженцев религиозных культов. Серьезные изменения личности, связанные с принадлежностью человека к какому-либо культу и принятием его нормативной системы, описывает Конвей (Conway, 1978). Сходные изменения немецкие ученые (Байер-Кетль и др.) находят у солдат и квалифицируют как, т.е. скачок. Резкие изменения, «скачок», происходят и при вступлении в террористическую организацию, поскольку человек отказывается от принадлежности к определенной социальной группе, порывает с обществом и принужден вести подпольное существование (Conway, 1978).
Понятно, что террористом не становятся сразу. Прежде чем стать террористом, человек проходит через апатию и другие формы социальной дезадаптации (Miller, 1988). Попытка смоделировать процесс становления террориста осуществлена Э. Шоу (Olson, 1988). Признавая ограничения и недостатки своей модели, автор тем не менее четко обозначает 4 фактора, которые приводят человека к терроризму. Такими факторами являются:
1. Ранняя социализация;
2. Нарцистические нарушения;
3. Конфликтные ситуации, особенно конфронтация с полицией;
4.
Личные связи с членами
Шоу приходит к выводу, что террористами становятся выходцы из групп риска, которые с детства испытывали проблемы с самооценкой. Идентификация с террористической группой обеспечивает таким людям социальную роль, хотя и негативную. Порвать с группой для террориста почти невозможно — это равносильно психологическому самоубийству. Представления террориста могут быть уподоблены представлениям некоторых женщин, поддерживающих неудачный брак из соображения, что это лучше, чем быть незамужней. Для террориста покинуть организацию значит потерять самоидентичность. Террорист имеет столь низкую самооценку, что для него отказаться от заново обретенной самоидентификации практически невозможно. Эти вовсе не авторитарные люди становятся, таким образом, членами жестко авторитарных групп. Включаясь в такую группу, они обретают защиту от страха перед авторитаризмом. При этом любое нападение на группу воспринимается ими как нападение на себя лично. Соответственно любая акция извне значительно увеличивает групповую сплоченность. Об этом необходимо помнить, организуя борьбу с террористическими организациями
По
мере того как террорист проникается
идеологией своей организации, он усваивает
абсолютистскую риторику. Мир для
него распадается на своих и врагов,
черное и белое, правильное и неправильное
— никаких оттенков, неясности, сомнений.
Подобная логика побуждает террористов
к нанесению ударов по обществу и
врагу, кто бы им ни считался. Врага
определяют лидеры организации. Они намечают
мишени, а также методы нападения, которые
следует использовать. Аятолла Хомейни
называл врага и указывал, как с ним бороться,
в еженедельных проповедях, которые он
возродил в 1979 году. Когда его сменил Аятолла
Хаменеи, в США надеялись на перемены.
Однако анализ тех же пятничных проповедей
показывает, что никаких изменений в идеологии
не произошло. Экспорт терроризма по всему
миру продолжается. (Taylor, Francis, 1989). Исламские
террористы внимательно слушают проповеди
иранского лидера, чтобы знать, куда направить
свои действия.
4.
Что требуется
сделать?
Прежде чем принимать законы, направленные против терроризма, и усовершенствовать законодательство, необходимо четко определить само это явление. В свое время считалось, что террорист — это одно, а «борец за свободу» — совсем другое. Однако любое террористическое движение имеет цель, и нередко вполне благородную, террористы могут действовать и во имя свободы. Президент Трумен не мог осудить еврейский терроризм в Палестине. Президент Кеннеди не решился выступить против Фронта Национального освобождения в Алжире. Как террористические акты могут быть осуждены, когда мировое общественное мнение сочувствует целям террористов! Означает ли подобная ситуация, что невозможно прийти к согласию относительно этических норм, применяемых при оценке вооруженных конфликтов? Ответ на этот вопрос должен сдвинуть с мертвой точки выполнение мировых правовых соглашений, которые сегодня не действуют (Goertzel, 1988).