Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 22:01, реферат
Цель данной работы - проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.
Задачами реферата являются:
1. Раскрыть понятие законодательного процесса.
2. Раскрыть понятие стадий законодательного процесса.
3. Детально рассмотреть стадии законотворческого процесса.
Введение
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации.
1.1 Понятие законодательного процесса.
1.2 Понятие стадий законодательного процесса.
Глава 2. Общие принципы взаимодействия палат Российского парламент.
Глава 3. Субъекты законодательного процесса.
Глава 4. Основные стадии законодательного процесса.
4.1 Подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу Российской Федерации.
4.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации и его последующее принятие или отклонение.
4.3 Одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона, либо его отклонение.
4.4 Подписание закона, либо его отклонение Президентом Российской Федерации.
Глава 5. Дополнительные стадии законодательного процесса.
5.1 Рассмотрение Государственно Думой отклоненного Советом Федерации закона.
5.2 Повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой отклоненного Президентом закона.
Заключение.
Список использованной литературы.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Ульяновский Государственный Технический Университет
Экономико-математический факультет
Кафедра управления персоналом
Реферат
по дисциплине «Право»
Современный законодательный процесс в Российской Федерации
Выполнил:
Студент группы ФКбд - 13
Григорьев А.С.
Проверил:
Доктор философских наук
Профессор кафедры «Управления персоналом»
Чекин А.Н.
Ульяновск
2014
Содержание
Введение
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации.
1.1 Понятие законодательного процесса.
1.2 Понятие стадий
Глава 2. Общие принципы взаимодействия палат Российского парламент.
Глава 3. Субъекты законодательного процесса.
Глава 4. Основные стадии законодательного процесса.
4.1 Подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу Российской Федерации.
4.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации и его последующее принятие или отклонение.
4.3 Одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона, либо его отклонение.
4.4 Подписание закона, либо его отклонение Президентом Российской Федерации.
Глава 5. Дополнительные стадии законодательного процесса.
5.1 Рассмотрение Государственно Думой отклоненного Советом Федерации закона.
5.2 Повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой отклоненного Президентом закона.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Актуальность.
Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.
Рассматривая вопросы законотворческой деятельности в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства в России и попытки ее практического осуществления. Именно на базе исторического опыта, возможно, высветить основные закономерности законотворческого процесса. Менялись эпохи, на смену одним государствам приходили другие, но неизменной оставалась цель: обеспечение порядка, развитие различных процессов в обществе в рамках правовых норм. Стабильность общества - гарантия его процветания, соответственно, обеспечение этой стабильности - основная цель государства.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.
Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.
Одним из важных условий совершенствования законодательства является овладение системой определенных требований, предъявляемых к процессу создания законов и подзаконных актов. Эти требования, выработанные в течение веков различными государствами, концентрированно формулируются в отрасли знания, именуемой законодательной техникой. Данная отрасль знания обстоятельно разработана во многих цивилизованных странах.
Цель данной работы - проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.
Задачами реферата являются:
1. Раскрыть понятие
2. Раскрыть понятие стадий законодательного процесса.
3. Детально рассмотреть
стадии законотворческого
4. Рассмотреть дополнительные
стадии законодательного
Структура. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются основные понятия о законотворческом процесса. Во второй главе детально рассказано о каждой стадии законотворческого процесса. Третья глава посвящена дополнительным стадиям законодательного процесса.
Объект - общественные отношения, возникающие между субъектами законодательной инициативы и субъектами законотворческой деятельности, а также между субъектами законотворческой деятельности.
Предмет - порядок принятия, подписания и опубликования закона, стадии принятия закона, а также полномочия и роль различных органов государственной власти в законодательном процессе.
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации.
1.1 Понятие законодательного процесса.
Прежде чем переходить непосредственно к обсуждению стадий законодательного процесса необходимо рассмотреть понятие законодательного процесса, его отличительные особенности и правовое регулирование в Российской Федерации, а также назвать его необходимые стадии. В современной российской юридической литературе сложилось устойчивое определение законодательного процесса. Приведу одну такую достаточно исчерпывающую формулировку.
"Законодательный процесс
- регламентированный
Законодательный процесс в России регулируют Конституция Российской Федерации, регламенты палат Федерального Собрания [2] Российской Федерации, федеральный закон от 14 июня 1994г." О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации" [3] , федеральный закон от 24 июня 1999г " О принципах и порядке разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" [4] и иные федеральные законы. Конституция Российской Федерации характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган (ст.94), в соответствии, с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Только Федеральное Собрание имеет право принимать федеральные законы и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обуславливает его активную роль в политическом и законодательном процессе. Однако роль палат в законотворчестве неодинакова. В Конституции (ч.1 ст.105) говориться о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой Российской Федерации. Такой подход соответствует мировой практике: в двухпалатном парламенте основная законодательная деятельность возлагается на палату образуемую, на основе всеобщих прямых выборов. В мировой практике существуют два способа принятия законов - законодательным органом или путем референдума. Наибольшую научную разработку получило такое понятие законодательного процесса, в котором закон принимается законодательным органом.
Таким образом, в широком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок или совокупность действий парламента по созданию законов - федеральных и федеральных конституционных, начиная от принятия законопроекта к рассмотрению и заканчивая принятием закона. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, как совокупность последовательно сменяющих друг друга этапов, установленных Конституцией.
В первом случае усиливается роль парламента и, одновременно, от законодательного процесса отсекаются действия тех, кто подготовил и законопроект до его внесения в парламент. Такое понимание законодательного процесса делает его уязвимым, поскольку в нем исключаются из законодательной процедуры те шаги, без которых появление закона и его вступление в силу просто немыслимы. Как и любой юридический процесс и процедура, законодательный тоже имеет ряд своих стадий, когда законопроекты рассматриваются на заседаниях палат, называемых чтениями. Другие стадии связаны с работой комитетов и комиссий и поэтому называются комитетскими.
1.2 Понятие стадий
Стадия [новолатинское stadium, множественное число stadia, от греч. stádion - стадий (мера длины)], определённая ступень (период, этап) в развитии чего-либо, имеющая свои качественные особенности [5].
Стадия законодательного процесса - урегулированная Конституцией Российской Федерации, и федеральными законами совокупность действий полномочных органов государственной власти по внесению, рассмотрению, одобрению, подписанию и опубликованию нормативно правового акта. Иными словами это процесс рождения закона.
Можно выделить следующие стадии данного процесса:
1. Осуществление права законодательной инициативы.
2. Подготовка законопроекта
к рассмотрению в
3. Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе.
4. Одобрение закона или его рассмотрение в Совете Федерации.
Вместо этой стадии возможна другая, хотя и вовсе не обязательная: неодобрения закона Советом Федерации, Тогда следует другая - создание согласительной комиссии обеих палат, повторное рассмотрение закона в Государственной Думе, и его принятие простым большинством (если она согласна с Советом Федерации), либо 2/3 голосов (Дума не согласна). В последнем случае закон отправляется непосредственно Президенту. Кроме того, этой стадии может и не быть: если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации [6] , либо если он не был рассмотрен Советом Федерации в течении 14 дней.
5. Подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации [7].
При отклонении закона Президентом (право вето) появляется дополнительная стадия - рассмотрение закона в обеих палатах и принятие предложений Президентом или преодоление вето 2/3 голосов, после чего следует подписание закона Президентом и его опубликование.
В справочной литературе можно встретить еще одну стадию предшествующую первой - предзаконодательный процесс, включающий в себя появление идеи, обоснование предложений о необходимости нового акта, и подготовка самого законопроекта [8].
Таким образом, законодательный процесс на федеральном уровне может состоять из различного количества стадий. Некоторые авторы также в отдельные стадии выделяют чтения закона внутри Государственной Думы. Важно подчеркнуть, что, строго говоря, его нельзя ограничивать лишь рамками Федерального Собрания; хотя, разумеется, главная часть стадий приходиться именно на этот орган, активными участниками являются также Президент РФ; в определенной мере на прохождение и появление законопроектов влияют иные субъекты законодательного процесса.
Глава 2. Общие принципы взаимодействия палат Российского парламент.
Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная составляющая законодательной работы в ее содержательном плане выполняется Государственной Думой Федерального собрания РФ, соответственно ей принадлежит ключевая роль в законотворческой деятельности. Объясняется это тем, что Конституция РФ именно к компетенции этой палаты относит первоначальное рассмотрение законопроекта и принятие по нему законодательного решения, обеспечивая в то же время участие в законодательном процессе и верхней палаты. Обязательным признается: передача Совету Федерации принятого Государственной Думой закона, от рассмотрения которого Совет Федерации
не вправе отказаться; получение согласия верхней палаты на принятие
закона; преодоление в необходимых случаях ее отлагательного вето. По существу, заимствован мировой опыт практики законотворчества, в соответствии с которым в двухпалатном парламенте законодательный процесс сосредоточивается преимущественно в палате, формируемой путем прямых выборов и непосредственно представляющей все население страны, его интересы.
Примечательно, что концепция двухпалатности, предполагающая существование двух независимых палат парламента, получила также воплощение в практике законотворческой деятельности ряда субъектов РФ (Башкортостан, Саха (Якутия), Свердловская область). При всей спорности вопроса о целесообразности учреждения субъектами двухпалатной структуры парламента надо признать, что принципы, заложенные ими сегодня в основу построения такой структуры, вполне согласуются с современными стандартами парламентской практики. Вторая палата является органом регионального (территориального) представительства и в этом смысле служит полезным дополнением нижней выборной палаты. Она способна исправлять ее ошибки и позволяет более углубленно обсуждать вопросы законодательства. Очевидна общая тенденция Федерации и ее субъектов: наделить вторую палату парламента ролью органа, с одной стороны, обеспечивающего участие территориальных образований в государственном управлении, а с другой - способствующего принятию более взвешенных законодательных решений. Вторая палата действует сообразно своей специализации, имеет собственный руководящий орган и подчиняется при осуществлении законотворческих полномочий собственному регламенту.
Информация о работе Современный законодательный процесс в Российской Федерации