Современный законодательный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 22:01, реферат

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.
Задачами реферата являются:
1. Раскрыть понятие законодательного процесса.
2. Раскрыть понятие стадий законодательного процесса.
3. Детально рассмотреть стадии законотворческого процесса.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации.
1.1 Понятие законодательного процесса.
1.2 Понятие стадий законодательного процесса.
Глава 2. Общие принципы взаимодействия палат Российского парламент.
Глава 3. Субъекты законодательного процесса.
Глава 4. Основные стадии законодательного процесса.
4.1 Подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу Российской Федерации.
4.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе Российской Федерации и его последующее принятие или отклонение.
4.3 Одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона, либо его отклонение.
4.4 Подписание закона, либо его отклонение Президентом Российской Федерации.
Глава 5. Дополнительные стадии законодательного процесса.
5.1 Рассмотрение Государственно Думой отклоненного Советом Федерации закона.
5.2 Повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой отклоненного Президентом закона.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по правуГотов.docx

— 55.70 Кб (Скачать файл)

Соответственно, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что противоречия решаются посредством создания согласительной комиссии. Однако, Государственная Дума может и не согласиться с решением Совета Федерации и не принять предложений комиссии, а "продавить" законопроект на подписание Президенту Российской Федерации, проголосовав за данное действие 2/3 голосов.

 

5.2 Повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой отклоненного Президентом закона.

 

Согласно Конституции РФ, если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный закон.

Законы, возвращенные главой государства для повторного рассмотрения, направляются Советом Государственной Думы на заключение соответствующего комитета или специально созданной комиссии палаты. По итогам рассмотрения комитет или комиссия может рекомендовать Думе одобрить закон в ранее принятой редакции, одобрить его в редакции, предложенной Президентом, согласиться с отдельными изменениями или же согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия данного закона. Вопрос о повторном рассмотрении закона включается в повестку дня заседания нижней палаты в первоочередном порядке.

Закон считается принятым, если за него отдали свои голоса более 2/3 депутатов. В случае если первые два решения не приняты, то проходит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом. Считается, что решение по отдельному предложению принято, если 2/3 от общего числа представителей нижней палаты проголосовали за него. Если при повторном рассмотрении Думой федерального закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок ею рассмотрения в СФ такой же, как при первоначальном его рассмотрении этой палатой [18].

Если при повторном рассмотрении закон, отклоненный Президентом, одобрен Думой в ранее принятой редакции, то комитет Совета Федерации, который давал заключение но закону, рассматривает послание главы РФ и высказанные им замечания, а также текст федерального закона, одобренного нижней палатой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции, и принимает по нему заключение. С этого начинается процедура преодоления президентского вето в верхней палате, которое в нашей стране не является абсолютным и может быть преодолено.

При повторном рассмотрении федерального закона верхняя палата вправе не обсуждать его, а поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой редакции закона, либо открыть обсуждение по заключению комитета по этому закону. При повторном рассмотрении СФ федерального закона считается, что он прошел в верхней палате, если решение об этом было принято большинством не менее чем 2/3 от общего числа голосов членов палаты.

Постановление СФ об одобрении закона, отклоненного Президентом РФ, в течение пяти дней направляется главе государства. Позже Президенту направляется сам одобренный СФ закон для подписания и обнародования.  Глава государства обязан, согласно ч.3 ст.107 Конституции, сделать это в 7-дневный срок.

Итак, делая вывод, отмечу, что отклоненный Президентом РФ закон сначала рассматривается в комитетах и комиссиях Государственной Думы, и если она его одобряет - в комитете Совета Федерации. Причем, если последний соглашается с Государственной Думой, то вето Президента РФ преодолено - закон принят.

 

Заключение.

 

Резюмируя изложенное выше можно сделать следующие выводы: 
 
 В Российской Федерации Конституция устанавливает основы законодательного процесса и определяет круг его субъектов. Субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, а также в некоторых случаях граждане и их объединения. 
 Как любой юридический процесс и как процедура законодательный процесс имеет свои стадии. Процедуры законодательного процесса, составляющие содержание его стадий, регламентируются нормами Конституции. Детально весь законодательный процесс определяется в Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации. 
 Стадию законодательного процесса в самом общем виде можно определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правового результата. Каждая отдельно взятая стадия, осуществляемая в определенных временных границах, представляет собой законченный этап законодательной деятельности и характеризуется относительной самостоятельностью и специфической целенаправленностью. 
 Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу проектов законов РФ, законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы либо о признании этих законов утратившими силу, поправок к законопроектам. 
 Правом законодательной инициативы обладают: Президент России; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство; законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации; Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды - по вопросам их ведения. 
 Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Аппарате палаты. Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в депутатские объединения и в соответствующий комитет Государственной Думы, который в течение 14 дней определяет соответствие законопроекта предъявляемым требованиям и представляет его на рассмотрение Совета палаты. Одновременно законопроект направляется Президенту и Правительству России, в Совет Федерации, а также в Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды - по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Стадию обсуждения законопроект проходит перед утверждением его в качестве закона. Обсуждение в данном случае осуществляется непосредственно самим законодательным органом. В ходе обсуждения проект подвергается всестороннему исследованию, глубокому и детальному анализу: изучаются различные точки зрения, вырабатываются компромиссные варианты решений, во многом определяющие судьбу принимаемого закона, его практическое применение. Стадия обсуждения состоит из нескольких промежуточных этапов - чтений законопроекта. 
  Совет Федерации вправе отклонить закон, о чём выносится постановление, в котором может содержаться перечень разделов, глав, статей, по которым необходимо преодолеть разногласия с Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии. 
 Важная роль в законодательном процессе принадлежит Президенту РФ. Специфику форм его участия в законодательном процессе предопределяет особенность конституционного статуса Президента РФ как главы государства. 
Участие Президента в законодательном процессе заключается в следующих действиях: 
 
а) внесение законопроекта о праве законодательной инициативы; 
 
б) возможность постоянного участия в процессе законотворчества при обсуждении закона в палатах Федерального Собрания или в согласительных комиссиях; 
 
в) подписание и обнародование закона в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 107 Конституции России; 
 
г) отклонение федерального закона (президентское вето) в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции. 
 
 Практика наложения президентского вето позволяет определить следующие правовые дефекты: слабая юридическая проработка федеральных законов; противоречия нового закона действующему законодательству; ненормативность положений закона; несоответствие федерального закона основным правилам законодательной техники; отсылочный характер положений федерального закона; нарушение процедуры рассмотрения закона в последующих чтениях. Законодательный процесс в субъектах Федерации является разновидностью правотворческого процесса и представляет собой систему процедур, последовательно осуществляемых органами государственной власти и связанных с рассмотрением законопроектов, их опубликованием и вступлением в силу. Конституция РФ закрепляет общие принципы и отдельные формы нормотворчества субъектов Федерации, а также круг вопросов, которые регулируются нормативными правовыми актами субъектов. Наиболее часто используемыми источниками и ориентирами нормотворчества субъекта Федерации являются федеральные конституционные и федеральные законы. 
 Последовательная реализация идеи о законопроектной деятельности как едином и однородном юридическом процессе, цель которого - создание управомоченными субъектами совместного продукта сопряженной интеллектуальной деятельности - закона, должна служить повышению качества законотворчества и повышению эффективности функционирования законодательной системы в целом. Организационно-правовой формой решения этой проблемы могла бы стать разработка и принятие кодекса законопроектной деятельности в Российской Федерации.

Укрепление правовых основ взаимодействия палат Федерального Собрания РФ в процессе обсуждения законопроекта побуждает к поиску новых подходов при формировании механизма такого взаимодействия. Так, немаловажное значение имеет повышение эффективности процедур превентивного характера, т.е. процедур, предупреждающих возникновение юридических коллизий и способствующих сближению позиций палат в отношении рассматриваемого проекта. В рамках исследуемой проблемы весьма актуальным представляется вопрос о порядке взаимодействия палат при принятии федеральных конституционных законов. То важное место, которое законам такого вида отведено в системе национального законодательства, определяет особую процедуру их принятия.

 

Список использованной литературы.

 

Ι. Нормативные акты:

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993г.

2. Федеральный закон от 14 июня 1994 г." О порядке опубликования  и  вступления в силу федеральных конституционных законов,  федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской  Федерации ".

3. Федеральный закон от 24 июня 1999г " О принципах и порядке  разграничения полномочий между органами государственной власти  Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации".

4. Регламент Совета Федерации, утвержденный Постановлением СФ  от  6 февраля 1996г. № 42-СФ.

5. Регламент Государственной  Думы, постановление ГД от 22 января  1998г. №2134-2ГД

II. Комментарии к законодательству:

6. Комментарий к Конституции  РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. -  М.: Фонд "Правовая культура", 2006.

ΙIΙ. Научная и учебная литература:

7. С.А. Авакьян,. "Энциклопедический Словарь Конституционного  права России".

8. М.П. Авдеенко, Ю.А. Дмитриев "Основы теории конституционного  права"

9. Современный законодательный  процесс: основные институты и  понятия. Смоленск 2005г.

10. Венгеров А.Б. Теория  государства и права. - М.: Юристъ, 2004.

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. - М.:  НОРМА, 2007.

12. Сырых В.М. Теория государства  и права. Учебник для вузов. - М.:  Издательство "Былина", 2007.

13. Теория государства  и права: Учебное пособие для  вузов / Под ред.  проф.А.И. Косарева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.

14. С.А. Авакьян, "Федеральное Собрание - Парламент России"

15. "Большой юридический  словарь" М., 1999

16. В.В. Белов, Современный  законодательный процесс: основные  институты и понятия. Смоленск 2005г.

17. Венгеров А.Б. "Теория  государства и права" / М:, Юристъ 1999г.

18. Гузнов А.Г., Кененов А.А. "Современный законодательный  процесс:  основные институты и понятия" - Смоленск: Траст-Иком,  1995

19. Емельянов С.А. "Право: Определение понятия" М: 1992

20. Н.А. Михалева "конституционное  право России", М: Эксмо, 2006г

21. Топорнин Б.Н. Система источников права: тенденции развития //  Судебная практика как источник права. М., 2000

22. Четвернин В.А. "Демократическое конституционное государство:  Введение в теорию" М: 1993.

IV. Иные источники:

23. http://slovari. yandex.ru/dict/bse/article/00074/18900. htm

[1] Современный законодательный  процесс: основные институты и  понятия. Смоленск 2005г. с.56

[2] Регламент Государственной  Думы, постановление ГД от 22 января 1998г. №2134-2ГД; Регламент Совета Федерации, утвержденное Постановлением СФ  от 6 февраля 1996г. № 42-СФ

[3] СЗ РФ.1999, № 43. Ст. 5124.

[4] СЗ РФ.1999. № 26. Ст. 3176

[5] http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00074/18900.htm

[6] Конституция РФ, ст. 106

[7] Некоторые авторы эту  стадию разделяют на 2самостоятельные: подписание закона Президентом  или его отклонение; опубликование  закона. См, например Гузнов А.Г., Кененов А.А. «Современный законодательный процесс: основные институты и понятия»- Смоленск: Траст-Иком, 1995,-с.4.

[8] Большой юридический  словарь, М., 1999, с.215

[9] О референдуме Российской  Федерации: Федеральный конституционный  закон от 28 июня 2004 № 5-ФКЗ (в ред. от 24 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства  РФ. 2004. N 27. ст. 2710. 
[10] О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 4 марта 1998 № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1998. N 10. ст. 1146.

[11] Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – С. 228.

[12] Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – С. 193.

[13] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. – М.: НОРМА, 2007. – 338 с.

[14] Конституция Российской Федерации // Российская Газета. - №237 от 25.12.1993.

[15] Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – С. 200.

[16] Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №8. - Ст. 801.

Информация о работе Современный законодательный процесс в Российской Федерации