Способы толкования права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

Основополагающим принципом любого правового государства является господство закона во всех сферах жизни государства. Его реализации способствует правильное понимание смысла и содержания закона всеми государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Как известно, законы создаются для того, чтобы они применялись и реализовывались. Толкование правовых норм — необходимая предпосылка их применения. Таким образом, правильное толкование законов является залогом их верного и эффективного применения.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы толкования права 6
1.1 Понятие о толковании права 6
1.2 Специфика процедуры толкования права 8
1.3 Приемы толкования права 12
2 Акты толкования права 19
2.1 Признаки актов официального толкования 19
2.2 Основные свойства актов нормативного и казуального толкования. 21
2.3 Формы актов официального толкования 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая Способы толкования права.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)
    1. актыQтолкованияQоргановQгосударственной власти;
    2. акты толкованияQоргановQгосударственного управления;
    3. акты толкованияQоргановQсуда, прокуратуры, МВД, арбитража;
    4. актыQтолкованияQобщественныхQорганизаций;

Многоуровневый  характер системы актов официального толкования определяется иерархичностьюQи сложнымQсоставомQорганов, осуществляющих разъяснениеQсмысла правовыхQнорм. СуществуютQследующиеQуровни актов:

  1. уровеньQруководящихQразъяснений Пленума Верховного Суда РФ;
  2. разъясненияQсудебных коллегийQВерховногоQСуда РФ;
  3. разъясненияQпрезидиумовQВерховных судовQавтономных республик, краевых, областных, городскихQиQрайонных судов.

При этомQприоритетQтолкованияQосуществляется по юридической силе.

ПроанализировавQразличныеQофициальныеQразъяснения, видно, что они представляют собойQобъективированноеQвыражениеQуяснения и разъяснения структурныхQэлементовQправовых норм. СодержаниемQактаQтолкования выступают разъяснение, уточнение либо конкретизация обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой нормы права.15

Целостность системы  актов официального толкования основана на единстве их юридического содержания, и подтверждается следующими признаками:

  1. Акты официального толкования обладают государственной обязательностью, т.к. это одна из форм юридической деятельности компетентных органов. Эта обязательность подтверждается конкретно-надзорными полномочиями вышестоящих органов. Игнорирование официальных разъяснений в процессе реализации правовых норм влечёт отмену правоприменительных актов.
  2. АктыQофициальногоQтолкования имеютQформуQаналогичную другим правовымQактам. ОниQбываютQв виде постановлений, указовQпрезидиума ВерховногоQСовета РФQи автономныхQреспублик, приказы, распоряжения, письма, постановления, инструкцииQоргановQотраслевогоQуправления, актыQнадзора органовQсуда, прокуратурыQи др.
  3. ИерархичностьQактовQофициальногоQтолкования. Для нихQхарактерен признакQсоподчиненности. ВоQглавеQсистемы КонституционныеQзаконы, законы иQподзаконныеQакты…, т.е. та же последовательность, чтоQи уQнормативныхQактов. Поэтому воQглавеQмы имеем разъясненияQконституционных законов иQдалееQразъясненияQзаконов иQподзаконныхQактов16.

Общая черта  актов официального толкования заключается  в том, что они не ставят задачу создания новых правовых норм. Их задача – логическое развитие, уточнение и конкретизация действующего права в целях эффективной реализации. Из сказанного становится ясным ответ на вопрос: Официальное разъяснение – это самостоятельная правовая норма или составная часть разъясняемых нормативных актов? Это составная часть.

Исследователи считают, что неотъемлемая часть не может выходить за рамки толкуемого закона, дополняя его новыми правовыми положениями. Такое признание может привести к произвольным действиям в процессе осуществления норм права. АвторQсчитает, чтоQразъяснения являютсяQчастью толкуемых норм права, и их следует рассматривать, какQактыQправотворчества. Но законодательство рассматриваетQтолкование иQправотворчествоQкак самостоятельные формы юридическойQдеятельности. СамостоятельностьQтолкования имеетQпределы, так как оноQне можетQподменятьQсобой правовую норму. Акты – это источники права. АктыQтолкованияQне могут применятьсяQсамостоятельно и действуют до срока действияQтолкуемыхQнорм права. ЕщёQоднимQотличиемQтолкования от правотворчестваQявляетсяQвнутренняя структураQофициальногоQразъяснения (правилаQпонимания и реализацииQправа). О вспомогательномQхарактере актов толкования говоритQотсутствие вQинтерпретационных правилах внутренней логической структуры, аналогичнойQструктуреQнормы права. Если же толкование содержит в себеQпринципиально новыеQположения, имеющиеQнормативное значение, тоQактQтолкования рассматривают, какQмодификацию правовойQнормы.

Из сказанногоQвытекаетQвывод о том, что актыQофициального толкования представляютQсобойQпроникнутуюQвнутреннимQединствомQиерархическую системуQвспомогательных правовыхQактов. Они служатQважнымQсредством правильной и эффективнойQреализацииQправа путёмQустановленныхQорганизационно-вспомогательныхQправилQпонимания иQпримененияQдействующего законодательства.

2.2 Основные  свойства актов нормативного и казуального толкования

 

Нормативность актов официального толкования включает в себя:

  1. нормативность разъяснений, издаваемых органами, уполномоченными на правотворческую деятельность. Это органы государственной власти и управления: толкования президиума Верховного Совета РФ, министры, государственные комитеты и …;
  2. нормативность разъяснений, издаваемых органами не имеющими права на установление правовых норм (Верховный Суд РФ). Такие акты адресованы широкому кругу объектов, их значение не исчерпывается разовым исполнением.

Нормативность правовых актов и актов толкования проявляется в их способности вносить порядок в правовые отношения. Из этого вытекают юридические свойства нормативных разъяснений:

  1. Акт нормативного толкования – разъяснение, распространяющееся на широкий круг общественных отношений, поэтому они имеют общий характер.
  2. Нормативные разъяснения имеют большую (чем другие виды актов толкования) степень государственной обязательности (разъяснения Президиума Верховного Совета, Совета министров, министерств, государственных комитетов, руководящие разъяснения пленумов Верховного Суда).
  3. Отличительный признак – это их специфическая форма письменного юридического документа, но могут быть и устные формы.
  4. Направленность актов толкования на совершение правового регулирования и повышение эффективности. Они могут влиять на сложившуюся юридическую практику, уточнять цели и средства правового регулирования, т.е. обеспечивать эффективность правовых норм.

Внутри группы актов официального толкования, имеющих нормативны характер, следует выделить группу актов аутентического толкования (аутентическое, те основанное на первоисточнике). Они издаются органами, установившими разъясняемые нормы. Такие акты обладают повышенной степенью обязательности. Их можно рассматривать как акты правотворчества, которым придана обратная сила. Но в противоположность этому утверждению следует отметить то обстоятельство, что толкуемая норма права и после этого акта существует как основная, а разъяснение носит вспомогательный характер.

Акты казуального  толкования это разъяснения смысла правовой нормы, осуществляемые компетентными  органами (судебными) применительно  к конкретным обстоятельствам, рассматриваемого дела. Они имеют обязательное значение только для данного случая, те имеют разовое значение. Но сделанные по принципиальным делам (особенно в условиях пробела в праве) приобретают значение прецедента толкования. Прецедент толкования – это выработанный правоприменительной практикой образец требуемого понимания и применения правовых норм, сформулированный при рассмотрении конкретного юридического дела и признанный в юридической практике (публикуется в специальных юридических журналах).  Казуальное толкование используется в правоприменительной деятельности, способствует правильности и законности решения дела. Оно служит обстоятельством, обосновывающим справедливость решения. Существует два вида казуального толкования17:

  1. интеллектуально-волевой процесс познания реализуемой нормы;
  2. составная часть содержания правоприменительного акта (мотивировочная часть приговора).

Внутреннее  содержание казуальных актов - это индивидуализированные  право положения, элементы обоснования  принимаемого решения. Поэтому можно  сказать, что это правообосновывающий  правовой акт. Правообосновывающие  положения необходимы, так как существует высокая степень обобщённости, абстрактности норм права, которое порождает конкретизацию, как способ реализации права. Поэтому казуальные акты отличаются разовым, конкретным значением.

Значением актов  официального казуального характера состоит в том, что они являются образцами наиболее правильного применения  правовых норм. Повторяясь, они создают устойчивые правила и служат прообразом будущих нормативных предписаний.

2.3 Формы актов  официального толкования

 

Акты толкования - это один из видов правовых актов. Акты толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Акт толкования это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания норм права.

Данные акты следует отличать также от нормативно-правовых актов. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативно-правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания принятых нормативно-правовых актов, также пределов действия ранее установленных норм.

Субъектами  толкования могут быть специально уполномоченные государственные органы, органы, сами принявшие правовую норму (если они имеют полномочия на аутентичное толкование). Возникает вопрос - а гражданин может быть субъектом толкования? Да, для себя, для уяснения смысла и содержания правовой нормы может. Однако толкование правовой нормы, осуществленное гражданином, не является официальным, не является обязательным, хотя может использоваться для правотворческой инициативы и других активных действий в правовой сфере.

Комментарии ученых, которые сопровождают кодексы, другие нормативно-правовые акты, являются важным, авторитетным, но также неофициальным толкованием.

Наконец, различают  нормативное и казуальное толкование. В первом случае речь идет о формировании в процессе официального толкования общих, конкретизирующих и детализирующих норму правоположений18 (например, правоположения, которые содержатся в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ).

Конкретизация при таком виде толкования ведет к формулированию также общих, нормативных положений, но более конкретных, чем те, которые сформулированы в правовой норме, особенно это касается оценочных понятий.

По конкретному  делу в отличие от нормативного толкования может осуществляться казуальное толкование.

Особенные случаи возникают при толковании правовой нормы, когда надо восполнить пробелы  в праве. Это тот случай, который  можно назвать «аналогией закона».

Еще одна проблема - толкование правовой нормы при прямом действии Конституции. Это проблема толкования конституционных норм. Они имеют весьма общее содержание, и всегда возникает вопрос об их прямом применении к конкретным ситуациям, подходят ли эти ситуации под действие конституционной нормы.

И, наконец, толкование при коллизии правовых норм. Такие ситуации возникают, когда разные нормы, с разным противоречивым содержанием регулируют одни и те же общественные отношения. Причины коллизий весьма различны: ошибка законодателя, несвоевременное обновление законодательства, акты, фактически утратившие силу, сохранение «старых» актов при принятии новых, конфликты норм международного права и национального права и т.д. 19

Теория права  сформулировала несколько способов толкования в этих ситуациях, приоритет над нормами внутригосударственного права норм международного права (при одобрении, подписании, ратификации соответствующих договоров, деклараций, конвенций, в которых содержатся эти нормы), приоритет специальных норм над общими нормами, приоритет федеральных законов над нормами субъектов Федерации.

Развивающееся в рамках теории права новое направление - «логика права» - специально изучает логические приемы, с помощью которых осуществляется толкование права. Эта логика развивается на понимании права как деонической (нормативно предписывающей) информации и имеет большие перспективы.

Форма акта официального толкования – это способ изложения  государственной воли, содержащейся в правовой норме. Форма может быть внутренней и внешней.

Внутренняя  форма – это совокупность приёмов и способов, используемых интерпретатором в процессе познания и объяснения, те изложения смысла толкуемых правовых норм. Внутренняя форма подвергает анализу структуру интерпретируемого акта и содержащегося в нём правового положения, устанавливает их связь между собой и разъясняемой нормой. Внутренняя форма определяет построение акта толкования, его композицию. От непротиворечивости разъяснения зависит убедительность акта и эффективность воздействия на юридическую практику.

Внешняя форма  – способ выражения актов толкования в определённых письменных документах. Признаками внешней формы актов толкования являются их реквизиты:

Информация о работе Способы толкования права